Несмотря на продолжающуюся вооруженную агрессию против Украины многие отечественные предприятия продолжают работать непрерывно, а их работники привлекаются к работе в вечернее и ночное время. Кроме того, в некоторых организациях из-за специфики деятельности или в целях сохранности имущества ночью работают отдельные категории персонала, в частности, медицинские работники, сотрудники транспортных организаций, торговых сетей, диспетчерских служб, охранники, сторожа и другие. Какая работа считается вечерней и ночной? Кого нельзя привлекать к работе ночью? Каков порядок оплаты работы в ночное и вечернее время? Учитывается ли доплата за работу в ночное и вечернее время при исчислении средней заработной платы? Каков порядок ее налогообложения и индексации?
Работа в вечернее и ночное время: особенности выполнения и оплаты
Законодательством Украины регламентируется только работа в ночное время, несмотря на то что работа в вечернее время активно применяется на отечественных предприятиях. Главным «трудовым» документом — Кодексом законов о труде Украины (далее — КЗоТ) различным аспектам выполнения работы ночью и ее оплате посвящено несколько статей.
Так, статьей 54 КЗоТ установлено, что ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра. Следовательно, работой в ночное время считается работа, выполняемая во временном промежутке с 22.00 до 6.00.
Работу в вечернее время действующие нормативно-правовые акты не регламентируют, поэтому в этом вопросе применяются общие нормы законодательства о труде.
В то же время вечерняя работа упоминается в приложении 3 к Генеральному соглашению о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2019 – 2021 годы от 14.05.2019 (далее — Генеральное соглашение), которое продолжает действовать и сейчас (до принятия нового).
Из приложения 3 к Генеральному соглашению, в котором приведены размеры надбавок и доплат работникам, следует, что работой в вечернее время считается работа с 18 до 22 часов.
Напомним, что положения Генерального соглашения действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, находящихся в сфере действия сторон, подписавших такое соглашение (ст. 9 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 № 3356-XII; далее — Закон о колдоговорах). То есть нормы Генерального соглашения о работе в вечернее и ночное время являются обязательными для субъектов, представители которых как со стороны собственников, так и со стороны профсоюзов (объединений профсоюзов, другого уполномоченного на представительство трудовым коллективом органа) участвовали в его подписании.1
1 См. также письма Минсоцполитики от 21.11.2016 № 415/0/15-16/18, от 31.07.2013 № 8422/0/14-13/18 и от 17.03.2011 № 2774/0/14-11/18, письма Минтруда от 17.03.2011 № 2774/0/14-11/18 и от 04.07.2008 № 435/13/84-08.
Введение работы в ночное и вечернее время
Трудовой распорядок на предприятиях, в учреждениях, организациях (далее — предприятия) определяется правилами внутреннего трудового распорядка, которые утверждаются работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) предприятия (далее — профсоюз предприятия) с соблюдением установленной статьями 50 и 51 КЗоТ продолжительности рабочей недели (ст. 52, 142 КЗоТ).
Время начала и окончания ежедневной работы (смены) предусматривается правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности в соответствии с законодательством (ст. 57 КЗоТ).
Обычно правила внутреннего трудового распорядка являются приложением к коллективному договору, а при его отсутствии на предприятии утверждаются приказом руководителя, согласованным с профсоюзом предприятия.
Согласно статье 13 КЗоТ и статье 7 Закона о колдоговорах в коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по урегулированию производственных и трудовых отношений, в частности, относительно режима работы и продолжительности рабочего времени.
Следовательно, порядок и условия введения, а также особенности выполнения и отмены работы в ночное и вечернее время на предприятии должны быть оговорены в коллективном договоре (при его отсутствии — в правилах внутреннего трудового распорядка, утвержденных приказом руководителя предприятия). Если на предприятии работники работают посменно, то работа в ночное (вечернее) время должна быть предусмотрена графиками сменности, которые утверждаются приказом руководителя предприятия. Кроме того, возможность и особенности выполнения, а также порядок оплаты работы в ночное (вечернее) время могут быть отражены в трудовых договорах с работниками.
Введение ночной (вечерней) работы осуществляется, как правило, тогда, когда на предприятии происходят изменения в организации производства и труда. Это может быть, например, в случае, когда на предприятии вводится новый вид деятельности, связанный с производством продукции (предоставлением услуг), что требует выполнения работниками некоторых структурных подразделений (цехов, участков, бригад и т. п.) работы в ночное (вечернее) время (в т. ч. при введении непрерывного производства). Также работа в вечернее (ночное) время может быть введена, если на предприятии планируется увеличить количество производимой продукции (увеличить время предоставления услуг), а достичь этого можно только путем введения дополнительной рабочей смены. Например, раньше на предприятии был обычный 8-часовый рабочий день, а теперь вводятся 2 рабочие смены по 8 рабочих часов: І смена — с 7.00 до 15.00; ІІ смена — с 15.00 до 23.00 с отработкой 4 часов в вечернее время и 1 часа ночью.
Если работодатель в связи с изменениями в организации производства и труда планирует для работников некоторых структурных подразделений или отдельных категорий работников ввести (отменить) работу в ночное (вечернее) время, то в мирный период он обязан уведомить их об этом не позднее чем за два месяца. Это следует из норм части третьей статьи 32 КЗоТ, согласно которой изменение режима работы (в т. ч. введение или отмена ночной и вечерней работы) является изменением существенных условий труда, о котором работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца.
Во время военного положения необходимо учитывать нормы Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX (далее — Закон № 2136). Частью 2 статьи 3 этого Закона установлено, что в период действия военного положения уведомление работника об изменении существенных условий труда и изменении условий оплаты труда, предусмотренных частью третьей статьи 32 и статьей 103 КЗоТ, осуществляется не позднее, чем до введения таких условий. Следовательно, в период действия военного положения уведомить работника о введении ночной (вечерней) работы необходимо не позднее дня, предшествующего дню введения ночной (вечерней) работы.
Уведомление о введении (отмене) работы в ночное (вечернее) время в мирный период может быть оформлено как в виде приказа руководителя, так и без него, но в любом случае рекомендуем его оформить в письменном виде, при этом работник должен поставить в таком уведомлении свою подпись, что будет свидетельствовать о том, что он с уведомлением ознакомлен. Во время военного положения оптимальным вариантом является издание руководителем приказа о введении (отмене) работы в ночное (вечернее) время, ознакомление с которым под подпись одновременно будет для работника уведомлением о введении для него ночной (вечерней) работы.
Если работник не согласен на продолжение работы в новых условиях (на работу в ночное (вечернее) время или на работу без ночной (вечерней) работы), то трудовой договор с ним расторгается на основании пункта 6 статьи 36 КЗоТ — отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда (ч. четвертая ст. 32 КЗоТ).
Ограничения по привлечению к работе в ночное и вечернее время
Действующие нормативные акты не содержат каких-либо ограничений касательно привлечения к работе в вечернее время. В то же время КЗоТ установлены ограничения на привлечение к работе в ночное время работников отдельных категорий.
Так, в мирный период в соответствии со статьей 55 КЗоТ запрещается привлечение к работе в ночное время:
- беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (ст. 176 КЗоТ);
- лиц моложе 18 лет (ст. 192 КЗоТ);
- других категорий работников, предусмотренных законодательством.
Гарантия о запрете привлечения к работе в ночное время, установленная для вышеуказанных женщин статьей 176 КЗоТ, распространяется также на отцов, воспитывающих детей без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном заведении), а также на опекунов (попечителей), одного из приемных родителей, одного из родителей-воспитателей (ст. 186-1 КЗоТ).
Статьей 55 КЗоТ также установлено, что не допускается работа женщин в ночное время, за исключением случаев, предусмотренных статьей 175 КЗоТ. Согласно частям первой и второй статьи 175 КЗоТ привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей экономики Украины, где это вызвано особой необходимостью и разрешается как временная мера. Перечень этих отраслей (т. е. в которых разрешена работа женщин в ночное время) и видов работ с указанием максимальных сроков применения труда женщин в ночное время утверждается Кабинетом Министров Украины.
Однако до настоящего времени вышеуказанный Перечень не утвержден, и, соответственно, отсутствуют (не определены) отрасли экономики Украины, где, как временная мера, разрешается работа женщин в ночное время. Поэтому получается, что привлекать женщин к работе в ночное время во всех отраслях экономики Украины в настоящее время нельзя. Однако исторически так сложилось, что труд женщин в ночное время в нашей стране (как и в бывшем СССР) применяется во многих отраслях экономики Украины (в частности, женщины — основной персонал торговых сетей, аптек, учреждений здравоохранения (больниц, санаториев, профилакториев), заведений общественного питания (ресторанов, баров и т. п.), работающих круглосуточно или частично в ночное время). Кроме того, Украина не присоединялась к Конвенциям Международной организации труда № 4, № 41, № 89 о ночном труде женщин в промышленности, которыми запрещается занятость женщин в ночное время в любом промышленном секторе, в частных и государственных хозяйствах. Таким образом, Кабмину необходимо либо утвердить перечень отраслей (видов работ), где разрешена ночная работа женщин, либо инициировать принятие закона об отмене фактически не действующих норм частей первой и второй статьи 175 КЗоТ.
Учитывая вышеизложенное, рекомендуем работодателям, привлекающим женщин к работе ночью, этого не делать или делать как можно реже, учитывая также социально-биологический фактор, поскольку такой режим работы негативно влияет на здоровье женщин (ночная работа нарушает естественные биоритмы человеческого организма, которые регулируются солнечным светом, что негативно влияет, в частности, на репродуктивную функцию женщин детородного возраста, а также препятствует выполнению ими семейных обязанностей, например, уходу за детьми и т. п.).
Ограничение о запрете работы ночью не распространяется на женщин, работающих на предприятиях, где заняты только члены одной семьи (ч. третья ст. 175 КЗоТ).
Работа инвалидов в ночное время допускается только с их согласия и при условии, что это не противоречит медицинским рекомендациям (ч. вторая ст. 55, ч. вторая ст. 172 КЗоТ).
Кроме того, привлечение к работе в ночное время граждан преклонного возраста (т. е. лиц, достигших пенсионного возраста — 60 лет, а также лиц, которым до достижения указанного пенсионного возраста осталось не более 1,5 года) возможно только с их согласия и при условии, что это не противопоказано им по состоянию здоровья (ст. 10, 13 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» от 16.12.93 № 3721-XII).
Все вышеуказанные ограничения по привлечению работников к ночной работе касаются мирного времени и не действуют во время военного положения. Статьей 8 Закона № 2136 установлено, что в период действия военного положения не привлекаются к работе в ночное время без их согласия: беременные женщины и женщины, имеющие ребенка в возрасте до одного года, лица с инвалидностью, которым по медицинским рекомендациям противопоказана такая работа.
Следовательно, кроме вышеуказанных лиц, в период действия военного положения могут привлекаться к работе в ночное время другие категории работников, в частности работающие женщины, имеющие детей в возрасте от одного до 3 лет, лица моложе 18 лет, граждане преклонного возраста независимо от их согласия.
Продолжительность работы в ночное и вечернее время
По продолжительности работы в вечернее время действующее законодательство ограничений не содержит.
Что касается ограничений при работе ночью, то в мирный период согласно части первой статьи 54 КЗоТ при работе в ночное время установленная продолжительность работы (смены) сокращается на один час.
Например, если на предприятии продолжительность дневной работы (смены) составляет 8 часов, то при работе ночью продолжительность работы (смены) должна быть не более 7 часов. Однако это не дает оснований для сокращения установленной продолжительности рабочего времени работника за период (неделю, месяц, квартал и т. д.). Поэтому при сокращении продолжительности ночной работы (смены) на один час работник должен отработать этот час в дневное время (в другие рабочие дни недели) для сохранения баланса рабочего времени за период. То есть сокращение продолжительности работы в ночное время осуществляется в пределах установленной работнику нормы рабочего времени за период, при этом графики сменности должны обеспечить отработку 40-часовой рабочей недели или рабочей недели другой продолжительности, установленной на предприятии (для структурного подразделения работника).2
2 См. письма Минсоцполитики от 18.06.2013 № 512/13/155-13 и от 30.11.2012 № 463/13/116-62 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 6/2015, стр. 123, и № 11/2013, стр. 119.
Вышеприведенная норма о сокращении на один час работы в ночное время по сравнению с дневной работой не распространяется на работников, для которых уже введена сокращенная продолжительность рабочего времени в соответствии с пунктом 2 части первой и частью третьей статьи 51 КЗоТ, т. е. не распространяется на:
- работников, занятых на работах с вредными условиями труда3, для которых продолжительность рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю;
- работников отдельных категорий, которым законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (учителя, врачи и другие).
Согласно части второй статьи 54 КЗоТ продолжительность ночной работы уравнивается с дневной в случаях:
- если это необходимо по условиям производства, в частности, на непрерывных производствах (например, когда на предприятии работа осуществляется в 4 смены по 6 часов или в 3 смены по 8 часов или в 2 смены по 12 часов);
- на сменных работах при 6-дневной рабочей неделе с одним выходным днем.
Вышеизложенные нормы частей первой и второй статьи 54 КЗоТ не применяются в период действия военного положения (ч. 2 ст. 8 Закона № 2136). Это объясняется тем, что в период действия военного положения время начала и окончания ежедневной работы, смены (в том числе если такая работа (смена) полностью или частично приходится на ночное время) определяется работодателем (ч. 4 ст. 6 Закона № 2136).
Ограничения при выполнении круглосуточной работы
На некоторых предприятиях работники непрерывно работают по 12–16 часов (например, многие бармены, официанты, повара в ресторанах и барах работают с 9.00 (10.00, 11.00, 12.00) и до последнего «ночного» клиента). В отдельных случаях работники работают круглые сутки — 24 часа подряд, в т. ч. 4 часа в вечернее время и 8 часов в ночное время (такой режим работы вводится, в частности, для охранников и сторожей, которые обычно работают с режимом: сутки работаю — двое (трое) суток отдыхаю). Действующее трудовое законодательство не содержит прямого запрета на работу с таким режимом.
В то же время работодателям необходимо соблюдать норму статьи 50 КЗоТ, в соответствии с которой нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю. В период действия военного положения согласно части 1 статьи 6 Закона № 2136 нормальная продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 60 часов в неделю для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры (в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения и т. п.).
Следовательно, если нормальная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю, то для соблюдения этой нормы работник, работающий посуточно, должен отработать в течение недели одни полные сутки (24 часа) и только часть (16 часов) вторых суток, чтобы не было превышения 40 часов в неделю. Если работник в течение недели отработает полных двое суток, т. е. 48 часов (2 х 24 р. ч.), то он превысит ограничение в 40 часов в неделю, что является нарушением нормы статьи 50 КЗоТ. Для того чтобы избежать указанного нарушения (превышения 40-часовой (во время военного положения для работников критической инфраструктуры — 60 часовой) нормы рабочего времени в неделю), рекомендуем для работников, работающих посуточно, вводить суммированный учет рабочего времени, предусмотренный статьей 61 КЗоТ, при котором рабочее время суммируется за определенный период, называемый учетным (месяц, квартал, полугодие, год).
При суммированном учете рабочего времени ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени может колебаться в течение учетного периода, но общее количество часов работы за учетный период, установленное графиком, должно равняться норме рабочего времени в учетном периоде, рассчитанной с учетом нормальной продолжительности рабочего времени, установленной статьями 50 и 51 КЗоТ, а во время военного положения для работников критической инфраструктуры — статьей 6 Закона № 2136 (ст. 61 КЗоТ, п. 3, 6 Методических рекомендаций относительно применения суммированного учета рабочего времени, утвержденных приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 19.04.2006 № 138; далее — Методрекомендации № 138).4
4 Подробно о посменной работе с суммированным учетом рабочего времени шла речь в статье «Порядок выполнения и оплаты посменной работы с суммированным учетом рабочего времени» журнала «Все о труде и зарплате» № 4/2021, стр. 6.
Таким образом, если для структурного подразделения работника введен суммированный учет рабочего времени, исходя из 40-часовой рабочей недели, с учетным периодом — месяц, то работник с «посуточным» режимом работы в отдельные недели месяца может отработать более 40 часов (например, двое полных суток в неделю), а в другие недели месяца — менее 40 часов (например, одни сутки в неделю или одни сутки и часть суток в неделю), но общее количество отработанных часов работы за месяц должно равняться норме рабочего времени в месяце, рассчитанной для 40-часовой рабочей недели.
Например, если на предприятии установлена 40-часовая рабочая неделя с учетным периодом — месяц, и в одном месяце норма рабочего времени5 работника составляет 160 рабочих часов, то в этом месяце работник должен отработать 6 полных суток (6 сут. х 24 р. ч. = 144 р. ч.), в том числе 48 часов ночью (6 сут. х 8 н. ч.) и 24 часа в вечернее время (6 сут. х 4 в. ч.), а также часть суток продолжительностью 16 часов, чтобы не было превышения плановой нормы рабочего времени за учетный период (144 р. ч. + 16 р. ч. = 160 р. ч.).
5 Норма рабочего времени на 2023 год по месяцам в зависимости от продолжительности рабочей недели приведена в журнале «Все о труде и зарплате» № 1/2023, стр. 128.
Все вышеизложенное касается и режима работы, когда работники непрерывно работают менее суток (например, по 18, 16, 15 и 12 рабочих часов в день или смену), в т. ч. в вечернее и ночное время.
При введении для работников продолжительных по времени рабочих смен (превышающих 12 рабочих часов), приходящихся в том числе на ночное (вечернее) время, работодателям не стоит забывать, что такой режим работы приводит к переутомлению работников, которое может отрицательно повлиять на качество их работы в последние рабочие часы смены.
Хотя Методрекомендации № 138 не зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины как нормативно-правовой акт и их нормы не являются нормами прямого действия, важным является пункт 4 этого документа, согласно которому продолжительность работы работника в течение дня при суммированном учете рабочего времени может составлять до 12 часов рабочего времени за смену, если этого требуют производственные нужды предприятия. Но не рекомендуется устанавливать увеличенную продолжительность рабочего дня на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.
При составлении графика сменности и определении продолжительности рабочей смены необходимо учитывать характер и условия труда, а также то, что переутомление работника может представлять не только угрозу его жизни и здоровью, но и угрозу жизни и здоровью окружающих его людей (п. 5 Методрекомендаций № 138).
В свое время на запрос Минтруда Институт медицины труда в своем письме от 27.05.2003 № 11/392 отметил, что «графики с 12-часовыми сменами могут быть привлекательными как для работающих, так и для работодателей по той причине, что при их использовании значительно больше времени отводится на отдых между сменами по сравнению, например, с 8-часовыми графиками работы. Однако установление удлиненной продолжительности рабочего дня работникам не рекомендуется, поскольку такая продолжительность работы приводит к значительному напряжению организма и, как следствие, к быстрому развитию усталости. Поэтому более продолжительная смена может иметь негативные последствия для работоспособности и состояния здоровья работающих. Особенно это касается случаев, когда график предусматривает работу как в дневных, так и в ночных сменах».6
6 См. также письмо Минсоцполитики от 30.11.2012 № 463/13/116-62 в журнале «Все о труде и зарплате» № 11/2013, стр. 119.
Учет работы в ночное и вечернее время
Частью второй статьи 30 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда) установлено, что работодатель обязан обеспечить достоверный учет выполняемой работником работы.
Приведенная норма распространяется и на учет работы (отработанных часов), выполняемой работником в ночное (вечернее) время, поскольку за работу в ночное время (в установленных случаях — в вечернее время) предусмотрена дополнительная оплата труда. Учет отработанных часов в указанное время необходимо вести по каждому работнику.
В табеле учета использования рабочего времени типовой формы № П-5, которая утверждена приказом Государственного комитета статистики Украины от 05.12.2008 № 489, вечерние часы работы отражаются по коду «ВЧ» (03), а ночные часы работы — по коду «РН» (04).
Оплата работы в ночное и вечернее время
В соответствии со статьей 108 КЗоТ работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, устанавливаемом генеральным, отраслевым (региональным) соглашениями и коллективным договором, но не ниже 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.
Поскольку согласно статье 12 Закона об оплате труда нормы и гарантии в оплате труда, предусмотренные КЗоТ, в том числе по оплате работы в ночное время, являются минимальными государственными гарантиями, то все предприятия независимо от форм собственности и хозяйствования, которые используют труд работников в ночное время, обязаны начислять работникам доплату в размере не ниже 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.7
7 См. письма Минсоцполитики от 09.11.2018 № 21841/0/2-18/28, от 11.07.2018 № 1217/0/101-18/28, от 18.06.2013 № 512/13/155-13, письмо Гоструда от 09.11.2018 № 8914/1/4.1-ДП-18 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 1/2019, стр. 112, № 8/2018, стр. 118, № 6/2015, стр. 123, и № 10/2019, стр. 115, письмо Минтруда от 18.05.2007 № 376/13/84-07.
Что касается доплаты за работу в вечернее время, то ее выплата не является государственной гарантией по оплате труда. В то же время предприятия, находящиеся в сфере действия Генерального или отраслевого (регионального) соглашений, должны начислять такую доплату в размерах, предусмотренных такими соглашениями.
Доплата, предусмотренная Генеральным и отраслевыми соглашениями
Предприятия, участвовавшие через своих представителей в подписании Генерального соглашения, обязаны выполнять нормы приложения 3 к этому документу, согласно которому размер доплаты составляет:
— за работу в вечернее время (с 18 до 22 часов) — 20% часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в это время (при многосменном режиме работы);
— за работу в ночное время — 35% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в это время.
Обращаем внимание, что действующее законодательство не дает определение термину «многосменный режим работы», который используется в приложении 3 к Генеральному соглашению как основание для начисления доплаты за работу в вечернее время. Введение многосменного режима работы предусматривалось еще «союзным» документом — постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.87 № 194, пунктом 3 которого разъяснялся механизм введения многосменного режима работы в виде перевода участков, цехов, производств на работу в две или три смены, а пунктом 9 вводились доплаты за работу в вечернюю и ночную смену, дополнительные отпуска рабочим, мастерам, руководителям участков и других подразделений, специалистам и служащим, работающим в многосменном (двух- и трехсменном) режиме. Об этом шла речь и в разъяснении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.03.89 № 6/6-140.
Напомним, что согласно постановлению Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.91 г. № 1545-XII до принятия соответствующих актов законодательства Украины применяются акты законодательства СССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.
Под сменной работой понимается метод организации труда в 2, 3 или 4 смены, который может быть непрерывным или с перерывами, при котором работники последовательно сменяют друг друга на одних и тех же рабочих местах согласно графику сменности (работы). Такой режим работы вводится, если продолжительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также с целью эффективного использования оборудования, увеличения объемов выпускаемой продукции или предоставляемых услуг.8
8 См. письмо Минсоцполитики от 29.04.2016 № 493/13/84-16 в журнале «Все о труде и зарплате» № 10/2016, стр. 114.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что многосменный режим работы — это такой режим, когда на предприятии работа в течение суток выполняется в две и более смен, продолжительность каждой из которых не может быть меньше установленной законодательством продолжительности рабочего дня.8
8 См. письмо Минсоцполитики от 29.04.2016 № 493/13/84-16 в журнале «Все о труде и зарплате» № 10/2016, стр. 114.
Например, многосменным считается режим работы, когда на предприятии с 5-дневной 40-часовой рабочей неделей введены 2 или 3 смены по 8 часов или на предприятии с 36-часовой рабочей неделей введены 3 или 4 смены по 6 часов.9
9 Детально о посменной работе рассказано в статье «Порядок выполнения и оплаты посменной работы с суммированным учетом рабочего времени» журнала «Все о труде и зарплате» № 4/2021, стр. 6.
Обращаем внимание, что при многосменном режиме на предприятии (в структурном подразделении) работа не обязательно должна выполняться круглосуточно (24 часа в сутки).8
8 См. письмо Минсоцполитики от 29.04.2016 № 493/13/84-16 в журнале «Все о труде и зарплате» № 10/2016, стр. 114.
Если на предприятии, которое находится в сфере действия Генерального соглашения, многосменный режим работы не введен, но посменно работают отдельные работники (охранники, сторожа и т. д.), то им доплата за работу в вечернее время не выплачивается10, если, конечно, внутренним документом предприятия не установлено иное.
10 См. также письмо Минтруда от 18.05.2007 № 376/13/84-07.
Некоторыми отраслевыми соглашениями, действие которых распространяется на предприятия, представители которых как со стороны работодателей, так и со стороны трудовых коллективов участвовали в их подписании11, размер доплаты за работу ночью установлен в большем размере, чем определено Генеральным соглашением (в размере от 35 до 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время).
11 См. также письма Минсоцполитики от 18.06.2015 № 1002/18/93-15 и от 17.02.2014 № 1617/0/14-14/18.
Что касается доплаты за работу в вечернее время, то многими отраслевыми соглашениями она предусмотрена в размере 20% часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в это время при многосменном режиме работы. Но некоторыми из них может быть предусмотрена выплата указанной доплаты не только работникам, работающим посменно (т. е. без указания на то, что она выплачивается только при многосменном режиме работы).
Доплата, предусмотренная коллективным и трудовым договорами
Хозрасчетные предприятия размеры доплат устанавливают самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, Генеральным и отраслевыми (территориальными) соглашениями. Если коллективный договор на предприятии не заключен, работодатель обязан согласовать эти вопросы с профсоюзом предприятия. Конкретные размеры доплат на хозрасчетных предприятиях устанавливаются работодателем с учетом изложенных требований (ст. 97 КЗоТ, ст. 15 Закона об оплате труда).
Коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии (ст. 13 КЗоТ, ст. 7 Закона о колдоговорах).
Например, коллективным договором может быть предусмотрена доплата за работу в ночное время в размере 45% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время, а за работу в вечернее время — в размере 25% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в вечернее время при многосменном режиме работы. Кроме того, коллективным договором может быть предусмотрена доплата за работу в вечернее время независимо от того, введен или нет на предприятии многосменный режим работы.
Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с действующим законодательством, являются обязательными для предприятий, на которых они распространяются, и сторон, которые их заключили. Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с действующим законодательством положение работников, являются недействительными, и их запрещается включать в договоры и соглашения (ст. 16 КЗоТ, ст. 5 Закона о колдоговорах).
Например, коллективным договором не может быть установлено, что доплата за ночной труд осуществляется в размере 15% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.
Обращаем внимание, что законодательство по вопросам коллективно-договорного регулирования трудовых отношений не содержит норм о запрете предприятиям при заключении коллективного договора учитывать нормы того отраслевого соглашения, к которому предприятие относится по характеру производства. При этом работодатель и профсоюз предприятия (трудовой коллектив) могут в пределах полномочий принять согласованное решение руководствоваться положениями такого «профильного» отраслевого соглашения.12
12 См. также письма Минсоцполитики от 18.06.2015 № 1002/18/93-15 и от 17.02.2014 № 1617/0/14-14/18.
Если коллективный договор на предприятии не заключен, то размер доплаты за работу в ночное (вечернее) время можно установить в другом локальном документе —Положении об оплате труда или Положении о доплатах и надбавках, которые утверждаются приказом руководителя предприятия. Указанные локальные документы, как и коллективный договор, необходимо согласовать с профсоюзом предприятия (представителем трудового коллектива).
Кроме того, размер доплаты за работу в ночное (вечернее) время можно установить в трудовых договорах с работниками, которые привлекаются к такой работе. При этом необходимо помнить, что запрещается включать в трудовые договоры условия, которые ухудшают положение работников по сравнению с действующим законодательством, коллективными договорами и соглашениями (ст. 5 Закона о колдоговорах). Условия трудовых договоров, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (ст. 9 КЗоТ).
Если предприятие не находится в сфере действия Генерального и отраслевых (территориальных) соглашений, то оно, исходя из своих финансовых возможностей, самостоятельно устанавливает размер доплаты за работу в ночное время, но не ниже минимального, установленного статьей 108 КЗоТ (20% тарифной ставки за каждый час работы в ночное время), а также принимает решение о выплате работникам доплаты за работу в вечернее время.13 В случае введения «вечерней» доплаты ее размер и категории работников, которым она будет выплачиваться, необходимо установить в локальном документе предприятия (коллективном договоре, Положении об оплате труда, Положении о доплатах и надбавках).
13 См. также письмо Минсоцполитики от 18.06.2013 № 512/13/155-13 в журнале «Все о труде и зарплате» № 6/2015, стр. 123.
Пунктом 19 постановления Пленума Верховного суда Украины «О практике применения судами законодательства об оплате труда» от 24.12.99 № 13 установлено, что при разрешении споров о доплате за работу в ночное время судам следует исходить из положений статей 54, 108 КЗоТ и учитывать, что работу в ночное время работодатель должен оплачивать в повышенном размере, установленном генеральным, отраслевым, региональным соглашениями или коллективным договором, но в любом случае не ниже 20% тарифной ставки (оклада) работника за каждый час работы в ночное время. Оплата в указанном размере осуществляется независимо от того, сколько часов рабочего времени приходится на ночное время.
Если в связи с финансовыми трудностями работодатель хочет уменьшить размер доплаты за работу в ночное (вечернее) время, который установлен коллективным договором или другим локальным документом предприятия, то необходимо помнить, что согласно статье 97 КЗоТ и статье 22 Закона об оплате труда работодатель не имеет права в одностороннем порядке принимать решения по вопросам оплаты труда, ухудшающие условия, установленные законодательством, соглашениями и коллективными договорами. То есть уменьшение размера доплаты за работу в ночное (вечернее) время необходимо согласовать с профсоюзом предприятия (представителем трудового коллектива), однако в любом случае размер указанной доплаты не может быть ниже размера, установленного статьей 108 КЗоТ, а также ниже размеров, установленных соглашениями — для их подписантов.
Кроме того, об изменении действующих условий оплаты труда в сторону ухудшения работодатель должен уведомить работника в мирное время — не позднее чем за 2 месяца, в период действия военного положения — не позднее дня, предшествующего дню введения такого изменения (ст. 103 КЗоТ, ст. 29 Закона об оплате труда, ч. 2 ст. 3 Закона № 2136).
Определение размера доплаты
Размер доплаты за работу в ночное (вечернее) время в конкретном месяце определяется путем умножения количества отработанных в таком месяце ночных (вечерних) часов на часовую ставку и установленный процент доплаты.
Часовая ставка для оплаты часов работы в ночное (вечернее) время у работников, которым установлены должностные оклады (месячные тарифные ставки), определяется путем деления размера должностного оклада (месячной тарифной ставки) на норму рабочего времени в часах, установленную в месяце для работника графиком работы. То есть при определении часовой ставки в конкретном месяце используется не фактическое количество отработанных работником часов в этом месяце, а плановое — установленное ему графиком работы на этот месяц (см. примеры 1, 4 ниже).
У работников со сдельной системой оплатой труда часовая ставка равна часовой тарифной ставке, соответствующей разряду на выполняемую работу (см. пример 3 ниже).
Рассмотрим порядок начисления доплаты за работу в ночное (вечернее) время на конкретных примерах.
ПРИМЕР 1
Начисление доплаты за работу в ночное время, если на предприятии
нет коллективного договора, а работнику установлен месячный оклад
На предприятии, которое не находится в сфере действия Генерального и отраслевых (территориальных) соглашений, нет коллективного договора, но Положением об оплате труда, утвержденным приказом руководителя, установлена доплата за работу в ночное время в размере 20% за каждый час работы ночью (согласно статье 108 КЗоТ). Начисление доплаты за работу в вечернее время Положением об оплате труда не предусмотрено.
Работник работает сторожем с режимом работы: сутки работаю — трое отдыхаю. Ему установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом — квартал. В феврале 2023 года он отработал все установленные графиком его работы 160 рабочих часов (далее — р. ч.), в том числе 6 смен по 24 рабочих часа (144 часа) и часть смены продолжительностью 16 часов. В феврале работник отработал в ночное время 56 часов (7 смен х 8 н. ч.) и в вечернее время — 28 часов (7 смен х 4 в. ч.). Оклад работника — 8000 грн.
Часовая ставка работника в феврале для начисления доплаты за ночную работу:
8000 грн. : 160 р. ч. = 50 грн.
Размер доплаты за отработанные часы в ночное время:
56 н. ч. х 50 грн. х 20% = 560 грн.
Поскольку режим работы работника не считается многосменным и на предприятие работника не распространяются нормы Генерального и отраслевых (региональных) соглашений, а локальным документом предприятия не предусмотрена доплата за работу в вечернее время, то такая доплата работнику не начисляется, несмотря на наличие отработанных часов в вечернее время.
Суммарная заработная плата работника в феврале:
8000 + 560 = 8560 грн.
ПРИМЕР 2
Начисление доплаты за работу в ночное и вечернее время, если она предусмотрена
коллективным договором, а работнику установлена почасовая оплата труда
Работнику, работающему посменно, в т. ч. в ночное и вечернее время, установлена почасовая оплата труда с часовой тарифной ставкой в размере 45 грн. Предприятие не находится в сфере действия Генерального и отраслевых (территориальных) соглашений, но коллективным договором предприятия предусмотрена доплата за работу в ночное время в размере 25% часовой тарифной ставки за каждый час работы ночью, а за работу в вечернее время работникам, работающим посменно, — 15% часовой тарифной ставки за каждый час работы в это время.
В марте 2023 года работник полностью выполнил установленную ему месячную норму труда — отработал 184 рабочих часа, в т. ч. 80 часов ночью и 40 часов в вечернее время.
Размер доплаты за отработанные часы в ночное время:
80 н. ч. х 45 грн. х 25% = 900 грн.
Размер доплаты за отработанные часы в вечернее время:
40 в. ч. х 45 грн. х 15% = 270 грн.
Суммарная заработная плата работника в марте:
184 отраб. ч. х 45 грн. + 900 + 270 = 9450 грн.
ПРИМЕР 3
Начисление доплаты за работу в ночное и вечернее время, если работнику установлена сдельная система оплаты труда
Для работника VІ разряда производственного цеха предприятия установлена сдельная система оплаты труда со сдельной расценкой — 45 грн. за изготовленное изделие. Часовая тарифная ставка VІ разряда на выполняемую работу составляет 55 грн. при норме выработки, рассчитанной на 8-часовую рабочую смену, — 10 изделий. Работник работает посменно, в том числе в вечернее и ночное время. Предприятие находится в сфере действия Генерального и отраслевого соглашений, поэтому коллективным договором установлена доплата за работу в ночное время в размере 35% часовой тарифной ставки за каждый час работы ночью, а за работу в вечернее время при многосменном режиме работы — 20% часовой тарифной ставки за каждый час работы в это время.
В феврале 2023 года работник выполнил месячную норму рабочего времени, отработав 160 часов, в том числе 64 часа в ночное время и 32 часа в вечернее время. За месяц он изготовил 207 изделий.
Размер оплаты за изготовленные изделия в феврале:
207 изд. х 45 грн. = 9315 грн.
Размер доплаты за отработанные часы в ночное время:
64 н. ч. х 55 грн. х 35% = 1232 грн.
Размер доплаты за отработанные часы в вечернее время:
32 в. ч. х 55 грн. х 20% = 352 грн.
Суммарная заработная плата работника в феврале:
9315 + 1232 + 352 = 10 899 грн.
________________________________________________________________________
Иногда работников предприятия привлекают к работе в сверхурочное время или в выходные дни в случаях, предусмотренных законодательством, например для ликвидации последствий производственной аварии (ст. 62, 72 КЗоТ) или для подмены выбывшего «из строя» коллеги из другой смены. Такая работа может приходиться полностью или частично на ночное (вечернее) время. Учитывая, что статья 108 КЗоТ не ставит начисление доплаты за работу в ночное время в зависимость от причин выполнения работы в такое время, можно сделать вывод, что независимо от причин, по которым работник привлекался работодателем к работе ночью, за все часы ночной работы работнику необходимо начислить «ночную» доплату — в размере не ниже 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.
ПРИМЕР 4
Начисление доплаты за работу в ночное и вечернее время, если работник привлекался к сверхурочной работе
На непрерывно работающем предприятии, находящемся в сфере действия Генерального и отраслевого соглашений, коллективным договором установлена доплата за работу в ночное время в размере 40% должностного оклада за каждый час работы ночью, а за работу в вечернее время при многосменном режиме работы — 20% должностного оклада за каждый час работы в вечернее время.
Работнику, работающему посменно с суммированным учетом рабочего времени с учетным периодом — квартал, графиком сменности на март 2023 года установлена норма рабочего времени — 168 часов, в т. ч. 56 часов ночью и 28 часов в вечернее время. Работник выполнил указанную норму рабочего времени на март, а также после окончания одной из смен, длившейся с 14.00 до 22.00, был привлечен к работе сверхурочно из-за болезни сменщика, отработав 2 часа, в том числе 2 часа в ночное время (с 22.00 до 24.00). Поэтому всего в марте работник отработал 170 часов, в том числе 58 часов ночью и 28 часов в вечернее время. В учетном периоде — І квартале работник отработал сверхурочно 5 часов, поэтому в марте, являющемся последним месяцем учетного периода, ему оплачиваются эти сверхурочно отработанные часы. Среднемесячное количество часов в учетном периоде (І квартале) — 173,33 р. ч. (520 р. ч. : 3 мес.). Оклад работника — 8500 грн.
Определим часовую ставку работника в марте для оплаты ночной и вечерней работы:
8500 грн. : 168 р. ч. = 50,60 грн.
Размер доплаты за отработанные часы в ночное время:
58 н. ч. х 50,60 грн. х 40% = 1173,92 грн.
Размер доплаты за отработанные часы в вечернее время:
28 в. ч. х 50,60 грн. х 20% = 283,36 грн.
Часовая ставка работника для оплаты сверхурочной работы в учетном периоде14:
8500 грн. : 173,33 р. ч. = 49,04 грн.
Размер оплаты сверхурочной работы в учетном периоде:
5 св. ч. х 49,04 грн. х 2 = 490,40 грн.
Суммарная заработная плата работника в марте:
8500 + 1173,92 + 283,36 + 490,40 = 10 447,68 грн.
14 Детально о сверхурочной работе и порядке ее оплаты рассказано в статье «Сверхурочная работа: привлечение работников, порядок учета и оплаты» журнала «Все о труде и зарплате» № 5/2022, стр. 10.
ПРИМЕР 5
Начисление доплаты за работу в ночное время при привлечении к работе в выходной день
На предприятии установлена 5-дневная рабочая неделя с 8-часовым рабочим днем с выходными днями в субботу и воскресенье. Предприятие не находится в сфере действия Генерального и отраслевых (территориальных) соглашений, на нем нет коллективного договора, но Положением об оплате труда, утвержденном приказом руководителя предприятия, предусмотрено выполнение минимальных государственных гарантий в оплате труда, установленных КЗоТ, в том числе касательно начисления доплаты за работу в ночное время в размере 20% за каждый час работы ночью (согласно статье 108 КЗоТ). Начисление доплаты за работу в вечернее время Положением об оплате труда не предусмотрено.
В связи с производственной аварией на предприятии для ликвидации ее последствий на основании приказа руководителя работник был привлечен к работе в свой выходной день — субботу 11 марта, в результате чего отработал в этот день 5 часов с 19.00 до 24.00, в том числе 2 часа в ночное время (с 22.00 до 24.00). В марте норма рабочего времени — 184 рабочих часа. Оклад работника — 9000 грн.
За работу в выходной день работнику в качестве компенсации начисляется оплата в двойном размере согласно статье 107 КЗоТ, поскольку работа в выходной день проводилась работником свыше установленной месячной нормы рабочего времени.15 Но несмотря на двойную оплату часов работы в выходной день, доплата за каждый отработанный час в ночное время начисляется в размере 20% одинарной (а не двойной) часовой ставки.16
15 О компенсации за работу в выходные дни подробно рассказано в статье «Работа в выходные и праздничные дни: привлечение, выполнение, компенсации» журнала «Все о труде и зарплате» № 3/2021, стр. 8.
16 См. письмо Минсоцполитики от 11.07.2018 № 1217/0/101-18/28 в журнале «Все о труде и зарплате» № 8/2018, стр. 118.
Часовая ставка работника в марте:
9000 грн. : 184 р. ч. = 48,91 грн.
Размер оплаты за работу в выходной день:
5 отраб. ч. вых. х 48,91 грн. х 2 = 489,10 грн.
Размер доплаты за отработанные часы в ночное время:
2 н. ч. х 48,91 грн. х 20% = 19,56 грн.
Суммарная заработная плата работника в марте:
9000 + 489,10 + 19,56 = 9508,66 грн.
_______________________________________________________________________
Если работник, работающий посменно при многосменном режиме работы на предприятии, находящемся в сфере действия Генерального соглашения, в установленных законодательством случаях привлекался к работе в сверхурочное время или в выходные дни для выполнения своих непосредственных обязанностей (например, для подмены заболевшего коллеги), и такая работа пришлась на вечернее время, то работнику должна быть начислена доплата за все часы работы в вечернее время в размере, предусмотренном коллективным договором, но не ниже 20% часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в это время.
Также обращаем внимание на следующий нюанс: если работник привлекался к работе ночью, когда в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке исчисления времени на территории Украины» от 13.05.96 № 509 осуществлялся перевод времени на 1 час вперед или назад, то доплата осуществляется за фактически отработанные работником часы в ночное время. То есть за 1 час, на который стрелки часов ежегодно в последнее воскресенье марта в 3.00 переводятся вперед, доплата за работу в ночное время не начисляется, поскольку такой 1 час ночью работником не отрабатывается. Но за 1 час, на который стрелки часов ежегодно в последнее воскресенье октября в 4.00 переводятся назад, доплата за работу в ночное время начисляется, поскольку такой 1 час работником ночью отрабатывается.
Доплата за работу в ночное время в бюджетной сфере
Некоторыми нормативно-правовыми актами, регулирующими оплату труда работников в бюджетной сфере, установлены конкретные или предельные размеры доплаты за работу в ночное время.
Так, подпунктом «б» пп. 3 п. 3 постановления Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 № 1298 (далее — Постановление № 1298) установлено, что работникам бюджетных учреждений, заведений и организаций (далее — бюджетные учреждения) выплачивается доплата в размере до 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за работу в ночное время, если более высокий размер не определен законодательством, за каждый час работы с 10 часов вечера до 6 часов утра.
Право устанавливать конкретные размеры указанной доплаты предоставлено руководителям местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, при которых созданы централизованные бухгалтерии, руководителям бюджетных учреждений в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах доходов и расходов (пп. «а» п. 4 Постановления № 1298).
Согласно подпункту «ґ» подпункта 2 пункта 2.1 приказа Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 23.03.2021 № 609 руководителю государственного органа, на которого распространяется действие этого приказа, в пределах установленного фонда оплаты труда предоставлено право устанавливать рабочим, занятым в обслуживании государственных органов, доплаты за работу в ночное время в размере до 35% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы с 22 до 6 часов утра.
В соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 Условий оплаты труда работников учреждений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных приказом Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства здравоохранения Украины от 05.10.2005 № 308/519 (далее — Условия № 308/519), работникам учреждений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения (в т. ч. водителям санитарных автомобилей, состоящим в штате автотранспортных предприятий и других организаций), которые привлекаются к работе в ночное время, осуществляется доплата в размере 35% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время.
Согласно подпункту 3.2.2 пункта 3.2 Условий № 308/519 работникам, занятым оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи (в т. ч. водителям санитарных автомобилей скорой, неотложной медицинской помощи, состоящим в штате автотранспортных предприятий и других организаций), а также тем, кто работает в отделениях (палатах) анестезиологии и интенсивной терапии, для новорожденных детей, в родильных (акушерских) отделениях, осуществляется доплата в размере 50% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время. Перечень должностей и подразделений, за работу на (в) которых проводится доплата за работу ночью, утверждается руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом (этот перечень не подлежит ежегодному переутверждению, а в случае необходимости в него могут вноситься изменения и дополнения).
В соответствии с пунктом 94 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Министерства образования Украины от 15.04.93 № 102, работникам учреждений образования, которые по графику работы работают в ночное время, осуществляется дополнительная оплата в размере 35% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время.
Ответственность при невыплате доплаты за работу в ночное и вечернее время
Если работодатель не начисляет работникам доплату за работу в ночное время в размерах, установленных законодательством, то это является нарушением законодательства о труде, а именно — несоблюдением минимальных государственных гарантий в оплате труда, установленных статьей 12 Закона об оплате труда.
За несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда абзацем пятым части второй статьи 265 КЗоТ предусмотрено наложение штрафа на работодателей (юридических лиц и физических лиц – предпринимателей) в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение. Этот штраф налагается в случае невыполнения предписания органа Государственной службы Украины по вопросам труда и неустранения нарушения в установленные предписанием сроки.
Кроме того, поскольку невыплата доплаты за работу в ночное время является выплатой заработной платы не в полном объеме, виновные должностные лица работодателя и физлица-СПД в соответствии со статьей 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП) могут быть привлечены к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 30 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — нмдг), т. е. от 510 до 1700 грн.
Что касается ответственности за невыплату доплаты за работу в вечернее время, то поскольку выплата такой доплаты не является государственной гарантией (не предусмотрена нормативными актами), а осуществляется в соответствии с нормами Генерального и отраслевых (территориальных) соглашений, коллективного договора, контроль за соблюдением этих норм должны осуществлять стороны, участвовавшие в подписании указанных соглашений или коллективного договора, в порядке, установленном такими соглашениями или коллективным договором.
Согласно статье 41-2 КоАП и статье 18 Закона о колдоговорах на лиц, представляющих работодателя, по вине которых нарушены или не выполнены обязательства по коллективному договору, соглашению, налагается административный штраф от 50 до 100 нмдг (т. е. от 850 до 1700 грн.), и они также несут дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с должности. По требованию профсоюзов, другого уполномоченного трудовым коллективом органа работодатель обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются обязательства по коллективному договору, соглашению.
Дела по указанным вопросам (спорам) рассматриваются судом по представлению одной из сторон коллективного договора, соглашения или соответствующих комиссий (ст. 20 Закона о колдоговорах).17
17 См. также письмо Минсоцполитики от 09.11.2018 № 21841/0/2-18/28 и письмо Гоструда от 09.11.2018 № 8914/1/4.1-ДП-18 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 1/2019, стр. 112, и № 10/2019, стр. 115.
Что касается ответственности работодателей за несвоевременную выплату доплаты за ночную работу в период военного положения, то согласно частям 3 и 4 статьи 10 Закона № 2136 работодатель освобождается от ответственности за нарушение обязательства по срокам оплаты труда, если докажет, что это нарушение произошло вследствие ведения боевых действий или действия других обстоятельств непреодолимой силы. Освобождение работодателя от ответственности за несвоевременную оплату труда (в том числе за за несвоевременную выплату доплаты за ночную работу; — Авт.) не освобождает его от обязанности выплаты заработной платы. В случае невозможности своевременной выплаты заработной платы вследствие ведения боевых действий срок выплаты заработной платы может быть отсрочен до момента возобновления деятельности предприятия.
Кроме того, если коллективным договором предусмотрена доплата за работу в вечернее время или доплата за работу в ночное время в большем размере, чем это предусмотрено законодательством (статьей 108 КЗоТ), то работодатель на период военного положения может приостановить действие таких норм коллективного договора, поскольку согласно статье 11 Закона № 2136 на период военного положения действие отдельных положений коллективного договора может быть остановлено по инициативе работодателя.
Налогообложение доплаты за работу в ночное и вечернее время
В соответствии со статьей 2 Закона об оплате труда составляющей заработной платы является дополнительная заработная плата, которая включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно подпункту 2.2.1 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 № 5 (далее — Инструкция № 5), доплаты к тарифным ставкам (окладам, должностным окладам) в размерах, предусмотренных действующим законодательством, в частности, за работу в ночное время, включаются в фонд дополнительной заработной платы фонда оплаты труда (далее — ФОТ).
Следовательно, на сумму доплаты за работу в ночное время как составляющую заработной платы (ФОТ) начисляется единый социальный взнос (далее — ЕСВ), а также из суммы указанной доплаты удерживаются налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и военный сбор.
Что касается доплаты за работу в вечернее время, то ее выплата, как отмечено выше, законодательством не предусмотрена, а осуществляется согласно нормам Генерального и отраслевых (территориальных) соглашений, коллективного договора. Хотя в Инструкции № 5 доплаты, предусмотренные Генеральным и отраслевыми (территориальными) соглашениями, коллективным договором, прямо не упоминаются, согласно части третьей статьи 2 Закона об оплате труда и пункту 2.3 Инструкции № 5 к прочим поощрительным и компенсационным выплатам ФОТ относятся компенсационные и прочие денежные выплаты, которые не предусмотрены актами действующего законодательства или которые осуществляются свыше установленных указанными актами норм.
Таким образом, на основании приведенных норм Закона об оплате труда и Инструкции № 5 доплата за работу в вечернее время относится к заработной плате (ФОТ) в составе прочих поощрительных и компенсационных выплат. Соответственно, на нее начисляется ЕСВ и из нее удерживаются НДФЛ и военный сбор.
В бухгалтерском и налоговом учете доплата за работу в ночное время, входящая в состав дополнительной заработной платы, и доплата за работу в вечернее время, относящаяся к прочим поощрительным и компенсационным выплатам ФОТ, включаются в расходы в составе расходов на оплату труда по категориям работников.
Учет доплаты за работу в ночное и вечернее время при начислении «среднезарплатных» выплат
В соответствии с пунктом 3 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 № 100 (далее — Порядок № 100), при исчислении средней заработной учитываются все суммы начисленной заработной платы согласно законодательству и условиям трудового договора, кроме указанных в пункте 4 этого Порядка. Доплаты за работу в ночное и вечернее время не указаны в пункте 4 Порядка № 100, поэтому они учитываются при исчислении средней заработной платы для начисления выплат, рассчитываемых согласно Порядку № 100 (отпускные, средний заработок за время командировки, оплата за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходное пособие, оплата вынужденного прогула и т. д.).
Что касается расчета страховых выплат, то согласно пункту 3 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 № 1266 (далее — Порядок № 1266), среднедневная заработная плата исчисляется путем деления начисленной за расчетный период (12 календарных месяцев) заработной платы, на которую начислен ЕСВ и/или страховые взносы на соответствующие виды общеобязательного государственного социального страхования, на количество календарных дней занятости в расчетном периоде без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам.
Следовательно, поскольку на доплату за работу в ночное и вечернее время как на «зарплатную» выплату начисляется ЕСВ, она учитывается при исчислении размера страховых выплат, рассчитываемых в соответствии с Порядком № 1266 («больничные», «декретные» и прочие).
Индексация доплаты за работу в ночное и вечернее время
Если работодатель, несмотря на приостановление действия Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 № 1282-XII (далее — Закон № 1282) на 2023 год, продолжает начислять индексацию заработной платы работникам согласно указанному Закону и Порядку проведения индексации денежных доходов населения, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 № 1078 (далее — Порядок № 1078), то необходимо учитывать следующее.
Индексации подлежат денежные доходы, не имеющие разового характера (ст. 2 Закона № 1282, п. 2 Порядка № 1078).
Если доплата за работу в ночное (вечернее) время выплачивается работникам (например, работающим посменно) регулярно, то она имеет постоянный характер и подлежит индексации в составе заработной платы.
Если же доплата за работу в ночное (вечернее) время выплачивается работнику разово (например, только в одном месяце, когда он привлекался к ликвидации последствий производственной аварии с выполнением работы в ночное или вечернее время), то такую доплату нет оснований считать постоянной выплатой, и, соответственно, нельзя индексировать.
Также следует учитывать, что «базовый» месяц изменяется только в случае повышения тарифных ставок (окладов). В случае роста заработной платы за счет других ее составляющих без повышения тарифных ставок (окладов) сумма индексации не уменьшается на размер повышения заработной платы (абзац пятый п. 5 Порядка № 1078).
Следовательно, если в каком-то месяце должностной оклад (тарифная ставка) не повышается, а повышается процент доплаты за работу в ночное (вечернее) время (например, с 20 до 25% часовой ставки), или увеличивается сумма доплаты за работу в ночное (вечернее) время за счет увеличения количества отработанных ночных (вечерних) часов в таком месяце, то это не изменяет «базовый» месяц.18
18 См. также письмо Минсоцполитики от 09.12.2014 № 285/10/136-14 в журнале «Все о труде и зарплате» № 3/2015, стр. 112.
В случае если происходит повышение тарифной ставки (оклада), в месяце повышения учитываются все составляющие заработной платы, не имеющие разового характера (абзац пятый п. 5 Порядка № 1078).19
19 Подробно о порядке начисления индексации рассказано в статьях «Индексация доходов работников (часть 1)», «Индексация или повышение окладов: что выгоднее предприятию (часть 2)» и «Индексация заработной платы работников опережающим путем (часть 3)» журнала «Все о труде и зарплате» соответственно № 1/2022, стр. 44, № 4/2022, стр. 40, и № 5/2022, стр. 48.
Поскольку доплата за работу в ночное (вечернее) время исчисляется в процентах от должностного оклада (месячной тарифной ставки), то в случае увеличения в каком-либо месяце должностного оклада (месячной тарифной ставки) автоматически увеличивается размер указанной доплаты.
Если доплата за работу в ночное (вечернее) время выплачивается работнику регулярно (т. е. имеет постоянный характер), то она учитывается в общей сумме повышения дохода, которая сравнивается со сложившейся суммой индексации в месяце повышения тарифной ставки (оклада).
Для определения в месяце повышения тарифной ставки (оклада) суммы повышения заработной платы (в которую входит сумма повышения доплаты за работу в ночное и вечернее время), которая сравнивается со сложившейся индексацией в таком месяце, необходимо использовать данные о количестве ночных (вечерних) часов в месяце повышения тарифной ставки (оклада).
Для определения суммы увеличения доплаты за работу в ночное (вечернее) время в месяце повышения оклада необходимо использовать количество ночных (вечерних) часов, предусмотренное графиком работы (сменности) на этот месяц.20
20 См. консультацию с примером «Начисление индексации в месяце повышения оклада, если работнику выплачивается доплата за работу в ночное время» и письмо Минсоцполитики от 09.12.2014 № 285/10/136-14 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 6/2016, стр. 84, и № 3/2015, стр. 112.