Статья 139 КЗоТ устанавливает, что работники обязаны работать честно и добросовестно, соблюдать трудовую и технологическую дисциплину. Однако на практике так бывает не всегда, поэтому к нерадивому работнику работодатель вынужден применять определенные меры, вплоть до отстранения его от работы. Последняя мера применяется, как правило, в случае, когда работник выполняет трудовые обязанности c нарушением установленных правил, и продолжение работы при таких обстоятельствах создает угрозу наступления негативных последствий для работодателя или самого работника. В каких случаях работодатель может или обязан отстранить работника от работы? Каков порядок такого отстранения? Как оно оформляется документально? Подлежит ли оплате время отстранения работника от работы?
Отстранение работников от работы: основания, продолжительность, трудовые гарантии
В процессе трудовой деятельности у работника могут возникнуть ситуации, когда он не может по своей вине или не должен в силу требований законодательства выполнять свои трудовые (должностные) обязанности, установленные трудовым договором или рабочей (должностной) инструкцией. В таких ситуациях работодатель вынужден отстранить его от работы во избежание негативных последствий для работодателя, самого работника и окружающих его людей.
Отстранение от работы — это временное приостановление выполнения работником трудовых обязанностей по решению работодателя или уполномоченных органов.
При отстранении работника от работы трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются (действие трудового договора продолжается, рабочее место за работником сохраняется), т. е. недопущение работника к работе является временной мерой.
Отстранение от работы не является дисциплинарным взысканием, а является мерой пресечения, которая применяется в исключительных случаях и имеет целью предотвращение и/или предупреждение тяжелых последствий (до принятия окончательного решения о возможности выполнения работником трудовых обязанностей).
Отстранение работника от работы возможно только в случаях, предусмотренных законодательством. Остановимся детально на таких случаях.
Случаи и сроки отстранения работников от работы
В соответствии со статьей 46 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) отстранение работников от работы собственником или уполномоченным им органом (далее — работодатель) допускается в случае:
- появления на работе в нетрезвом состоянии;
- появления на работе в состоянии наркотического или токсического опьянения;
- отказа или уклонения от обязательных медицинских осмотров;
- отказа или уклонения от обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охране;
- в других случаях, предусмотренных законодательством.
Обращаем внимание: касательно отстранения работников от работы в статье 142 КЗоТ используется слово «допускается», т. е. напрашивается вывод, что во всех вышеперечисленных случаях отстранение работника от работы — это право, а не обязанность работодателя. Но на самом деле это не совсем так, поскольку в ряде случаев специальное законодательство обязывает работодателя отстранить работника от работы независимо от желания работодателя.
Рассмотрим более детально все вышеперечисленные случаи (основания) отстранения работника от работы.
1. Отстранение работника от работы в случае появления на работе в нетрезвом состоянии.
Законодательство не разъясняет, что такое нетрезвое состояние, но на практике под таким состоянием понимается алкогольное опьянение, возникающее вследствие употребления алкогольных напитков.
Алкогольное опьянение (нетрезвое состояние) сопровождается нарушением (ухудшением) мышления и памяти, понижением активности и координации движений, неуравновешенностью и чрезмерной эмоциональностью (иногда агрессивностью) в общении с окружающими. Внешними признаками пребывания человека в состоянии алкогольного опьянения являются: запах алкоголя изо рта, изменение цвета (обычно покраснение) лица, дрожание пальцев рук, нарушение речи (становится бессвязной и/или замедленной), неустойчивость позы, замедленные или некоординированные движения (например, покачивания при ходьбе).
Алкогольное опьянение (нетрезвое состояние) может поставить под угрозу (при сильном опьянении делает невозможным) качественное выполнение работником своих трудовых обязанностей, а в некоторых случаях представляет немалый риск для него самого, предприятия и окружающих (например, пьяный водитель предприятия может стать виновником дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом).
Обнаружив у работника внешние признаки алкогольного опьянения (нетрезвого состояния), руководство может отстранить его от работы в любое время в течение рабочего дня до его окончания, а если такое опьянение выявлено перед началом рабочего дня — не допустить работника к работе в этот день.
Обращаем внимание, что внешние признаки алкогольного опьянения (нетрезвого состояния) не всегда ярко проявляются, поэтому если работник не согласен с отстранением от работы и оспаривает факт своего алкогольного опьянения, то оптимальным вариантом является обращение в медицинское учреждение, которое, проведя соответствующее медицинское обследование работника, может достоверно установить факт его алкогольного опьянения на момент обращения (употребление алкоголя подтверждается при сдаче крови на анализ), предоставив работодателю документ с результатами обследования.
Если же работник не желает проходить медицинское обследование, то для подтверждения его нетрезвого состояния необходимо составить акт о пребывании работника в состоянии алкогольного опьянения (далее — акт об опьянении работника). Этот акт должны подписать, как минимум, три человека (свидетели нетрезвого состояния работника). Желательно, чтобы подписантами акта об опьянении работника были представитель администрации (как вариант, начальник отдела кадров), непосредственный начальник работника (или руководитель структурного подразделения, в котором работает работник), представитель профсоюзного органа или трудового коллектива.
В акте об опьянении работника, который составляется в произвольной форме, необходимо указать:
- дату, время и место составления акта;
- фамилию, имя, отчество и должность работника, составляющего акт;
- фамилии и должности (профессии) работников, присутствующих при составлении акта (свидетелей нетрезвого состояния работника);
- фамилию, имя, отчество и должность работника, находящегося в нетрезвом состоянии;
- состояние работника, а именно все внешние признаки его алкогольного опьянения (запах алкоголя изо рта, бессвязная речь, неустойчивая походка и т. п. — см. выше) и показания специальных технических средств, если они применялись (например, показания «алкотестера»);
- подписи составителя акта и работников, присутствующих во время его составления (свидетелей нетрезвого состояния работника);
- подпись работника, в отношении которого составлен акт (т. е. работника обязательно следует ознакомить c актом).
Если акт об опьянении работника составляется в момент его отстранения от работы (например, составителем или подписантом акта является должностное лицо, уполномоченное отстранять работника от работы), или акт составляется после отстранения работника от работы уполномоченным лицом, то в акте необходимо указать точное время, когда состоялось отстранение работника от работы.
Работник вправе отказаться от подписания акта об опьянении, если считает, что его состояние необоснованно признают нетрезвым. Об отказе работника от подписания акта об опьянении можно указать как в этом акте, так и в отдельном акте об отказе от подписи акта об опьянении.
Если работник находится в состоянии глубокого алкогольного опьянения и физически не может подписать акт (не контролирует свои действия, не может понять содержание заданных ему вопросов и т. п.), то это тоже следует отразить в акте об опьянении работника.
Поскольку нетрезвое состояние (если его не усугублять) длится непродолжительное время (фактически проходит после 8-часового сна), то уже на следующий рабочий день работник, как правило, допускается к работе и продолжает выполнять свои трудовые обязанности в обычном порядке.
Также следует учесть, что если работник в рабочее время находился в медицинском вытрезвителе (на работе не появлялся), то это не расценивается как появление на работе в нетрезвом состоянии (это является прогулом).
В то же время появление работника на работе в состоянии алкогольного опьянения является не только дисциплинарным проступком (нарушением трудовой дисциплины), за совершение которого возможно наложение дисциплинарного взыскания, но и прямым основанием для увольнения работника по пункту 7 статьи 40 КЗоТ, поэтому уже на следующий день работник может быть уволен по инициативе работодателя.
Обращаем внимание, что согласно статье 179 Кодекса Украины об административных правонарушениях участие мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей в распитии с подчиненными им работниками пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков на производстве или непринятие ими мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, или сокрытие ими случаев распития пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчиненных им работников — влечет наложение штрафа от 4 до 6 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 68 до 102 грн.).
2. Отстранение работника от работы за появление на работе в состоянии наркотического или токсического опьянения.
В отличие от алкогольного опьянения, подтвердить которое в общем-то несложно, пребывание работника в состоянии наркотического или токсического опьянения доказать гораздо сложнее.
Наркотическое опьянение или наркомания — этопсихическое расстройство, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества вследствие злоупотребления этим средством или веществом. Психическое расстройство — это состояние, сопровождающееся помрачением сознания, нарушением мышления, воли, эмоций, интеллекта или памяти, которое препятствует восприятию лицом окружающей действительности, своего состояния или поведения (ст. 1 Закона Украины «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими» от 15.02.95 г. № 62/95-ВР; далее — Закон № 62/95).
Наркотическое опьянениевозникает вследствие употребления, инъекции или иного воздействия на человека наркотических средств или психотропных веществ, которыми являются вещества природные или синтетические, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (ст. 1 Закона Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» от 15.02.95 г. № 60/95-ВР).
Внешними признакамипребывания человека в состоянии наркотического опьянения являются те же признаки, что и при алкогольном опьянении (кроме запаха алкоголя изо рта), а также суженные или расширенные зрачки, которые почти не реагируют на свет. При внутривенном вводе наркотиков остаются следы от инъекций на руках или других участках тела.
Установление наличия состояния наркотического опьянения вследствие незаконного употребления наркотических средств или психотропных веществ является компетенцией только врача, на которого возложены обязанности по проведению медицинского осмотра (обследования), а диагноз «наркомания» устанавливается врачебно-консультационной комиссией (ч. третья ст. 12 Закона № 62/95).
Таким образом, констатировать состояние наркотического опьянения работника собственными силами работодатель не может — для этого необходимо обращаться к соответствующим врачам медицинских учреждений, которые должны провести медосмотр работника.
Если имеются внешние признаки наркотического опьянения работника, и работодатель подозревает его в употреблении наркотических средств (психотропных веществ), но работник отказывается проходить медосмотр по требованию работодателя, то последний может сообщить об этом уполномоченным органам.
Лицо, в отношении которого в учреждения здравоохранения, Министерство здравоохранения Украины, Национальную полицию поступила информация от предприятий о том, что такое лицо незаконно употребляет наркотические средства или психотропные вещества или находится в состоянии наркотического опьянения, подлежит медосмотру (ч. первая ст. 12 Закона № 62/95).
Факт незаконного употребления наркотических средств или психотропных веществ устанавливается на основании показаний свидетелей, наличия признаков наркотического опьянения, результатов медосмотра, а также тестов на содержание наркотического средства или психотропного вещества в организме человека (ч. вторая ст. 12 Закона № 62/95).
Медосмотр проводится по направлению полицейских, а медицинское обследование — по направлению врача-нарколога. Лицо, которое уклоняется от медосмотра или медобследования, подлежит приводу в наркологическое учреждение органом Национальной полиции (ст. 13 Закона № 62/95).
Согласно пункту 2.3 Инструкции о порядке выявления и постановки на учет лиц, которые незаконно употребляют наркотические средства или психотропные вещества, утвержденной совместным приказом Министерства здравоохранения Украины, Министерства внутренних дел Украины, Генеральной прокуратуры Украины, Министерства юстиции Украины от 10.10.97 г. № 306/680/21/66 (далее — Инструкция № 306), при поступлении в органы внутренних дел (Национальной полиции) информации об употреблении лицами наркотических средств (психотропных веществ) или пребывании лиц в состоянии наркотического опьянения работники полиции обеспечивают выдачу таким лицам направления на медосмотр с получением от них расписки и направляют наркологическому учреждению контрольное уведомление о направлении лица на медосмотр.
Лица, которые уклоняются от добровольного медосмотра или обследования, по уведомлению о неявке лица в наркологическое учреждение на медосмотр и на основании постановления органа внутренних дел о приводе с целью принудительного медицинского обследования (осмотра), подлежат принудительной доставке в наркологическое учреждение работниками органов внутренних дел (п. 2.6 Инструкции № 306).
Таким образом, при появлении работника на работе с внешними признаками наркотического опьянения необходимо предложить ему пройти добровольно медосмотр в наркологическом учреждении, а в случае отказа работника это сделать — сообщить органу Нацполиции о наркотическом опьянении работника и далее ожидать результатов прохождения им медосмотра, направление на который выдает орган Нацполиции.
Если медосмотр подтвердит факт наркотического опьянения работника, то на основании полученного от наркологического учреждения протокола медосмотра работника работодатель может составить акт о пребывании работника в состоянии наркотического опьянения. Наличие протокола медосмотра и акта является основанием для отстранения работника от работы до того момента, когда пройдет его наркотическое опьянение (это тоже должно быть подтверждено медосмотром) или когда работник будет вылечен от наркотической зависимости (это должно быть подтверждено документом учреждения, проводившего лечение работника).
В то же время появление работника на работе в состоянии наркотического опьянения, что подтверждено результатами медосмотра в наркологическом учреждении, является основанием для увольнения работника по инициативе работодателя по пункту 7 статьи 40 КЗоТ.
Обращаем внимание, что некоторые признаки наркотического опьянения могут иметь работники, которые по рецептам врачей принимают сильнодействующие лекарства. Судебная практика говорит о том, что нельзя считать законным увольнение работника по пункту 7 статьи 40 КЗоТ, если он находился в состоянии наркотического опьянения вследствие употребления лекарств (содержащих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры), полученных по рецепту врача на законных основаниях, в соответствии c его рекомендациями. В этом случае не будет вины работника, соответственно, его нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности и уволить по указанному основанию.
Что касается токсического опьянения, то доказать его без помощи медосмотра практически невозможно, если, конечно, нет прямых доказательств употребления работником по собственной инициативе токсичных веществ или инициирования им самим воздействия на себя таких веществ (например, наличие видеозаписи, на которой четко видно, что работник при помощи токсичных веществ сам себя вводит в состояние токсического опьянения).
Полученное от учреждения здравоохранения медицинское заключение (протокол медосмотра работника на состояние токсического опьянения) и составленный на предприятии акт о пребывании работника в состоянии токсического опьянения являются основанием для отстранения работника от работы до устранения признаков такого опьянения, а при желании работодателя — основанием для увольнения работника по пункту 7 статьи 40 КЗоТ.
3. Отстранение работника от работы при отказе или уклонении от обязательных медицинских осмотров.
Работодатель обязан контролировать своевременное прохождение работниками медицинских осмотров, если такое прохождение является обязательным согласно законодательству.
В соответствии со статьей 169 КЗоТ и статьей 17 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII (далее — Закон об охране труда) работодатель обязан за свои денежные средства обеспечить финансирование и организовать проведение предварительного (при принятии на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (далее — медосмотр) следующих работников:
• занятых на тяжелых работах;
• занятых на работах с вредными или опасными условиями труда;
• занятых на работах, где имеется необходимость в профессиональном отборе;
• лиц в возрасте до 21 года (обязателен ежегодный медосмотр);
• некоторых других категорий работников.
Кроме того, статьей 191 КЗоТ определено, что все лица моложе 18 лет принимаются на работу только после предварительного медосмотра и в дальнейшем, до достижения 21 года, ежегодно подлежат обязательному медосмотру.
Согласно статье 14 Закона об охране труда работник обязан проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медосмотры.
Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, а также Порядок проведения обязательных профилактических медицинских осмотров и выдачи личных медицинских книжек утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 23.05.2001 г. № 559 (далее — Постановление № 559).
Процедура проведения обязательных медосмотров отдельных работников, общие требования к их проведению, перечень работ, при выполнении которых обязательно проводится предварительный и периодические медосмотры работников, установлены Порядком проведения медицинских осмотров работников определенных категорий, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Украины от 21.05.2007 г. № 246 (далее — Порядок № 246).
Тех работников, которые не прошли в установленный срок медосмотр, работодатель отстраняет от работы, а тех, кому работа согласно медицинскому заключению противопоказана по состоянию здоровья, работодатель не допускает к работе (п. 3.6 Порядка № 246).
Кроме того, статьей 17 Закона об охране труда установлено, что работодатель имеет право в установленном законом порядке привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медосмотра, к дисциплинарной ответственности, а также обязан отстранить его от работы без сохранения заработной платы.
В соответствии с подпунктом 1.2.4 Инструкции о порядке внесения представления об отстранении лиц от работы или другой деятельности, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины от 14.04.95 г. № 66 (далее — Инструкция № 66), лицом, которое отказывается или уклоняется от обязательного медосмотра, признается работник, который без уважительных причин не прошел предварительный (при поступлении на работу), периодические (в течение трудовой деятельности) или внеочередной (по представлению соответствующего главного государственного санитарного врача) медосмотр в соответствии с требованиями Постановления № 559 и/или Порядка № 246.
Условиями, в результате которых лицо отстраняется от работы и к выполнению которой допуск ему запрещен, является непрохождение этим лицом в установленных Постановлением № 559 и/или Порядком № 246 объеме и порядке медосмотра и/или отсутствие у него личной медицинской книжки (форма первичного учета № 1-ОМК, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Украины от 11.03.98 г. № 66) с соответствующими отметками о прохождении такого медосмотра (п. 2.8 Инструкции № 66).
Согласно статье 26 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII (далее — Закон № 4004) работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических, дошкольных и учебно-воспитательных заведений, объектов коммунально-бытового обслуживания, других предприятий, учреждений, организаций, профессиональная или другая деятельность которых связана с обслуживанием населения и может повлечь распространение инфекционных заболеваний, возникновение пищевых отравлений, а также работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные (до принятия на работу) и периодические медицинские осмотры. Обязательные ежегодные медосмотры проходят также лица в возрасте до 21 года. Работодатели несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за организацию и своевременность прохождения работниками обязательных медосмотров и допуск их к работе без наличия необходимого медицинского заключения.
Работники, которые без уважительных причин не прошли в установленный срок обязательный медосмотр в полном объеме, от работы отстраняются и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (ч. пятая ст. 26 Закона № 4004).
Таким образом, поскольку прохождение медосмотров является обязанностью работника, на основании статьи 46 КЗоТ работодатель имеет право отстранить работника от работы в случае его отказа или уклонения от обязательных медосмотров. Такое отстранение осуществляется до момента, когда работник пройдет обязательный медосмотр.
Уклонение работника от прохождения медосмотра является также нарушением трудовой дисциплины, за которое работодатель имеет право наложить на работника дисциплинарное взыскание.
4. Отстранение работника от работы в случае его отказа или уклонения от обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охране.
В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 29 КЗоТ до начала работы по заключенному трудовому договору работодатель обязан проинструктировать работника по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда и противопожарной охране.
Кроме того, на работодателя возлагается систематическое проведение инструктажа (обучения) работников по вопросам охраны труда, противопожарной охраны (ч. седьмая ст. 153 КЗоТ).
Согласно статье 18 Закона об охране труда работники при принятии на работу и в процессе работы должны проходить за счет работодателя инструктаж, обучение по вопросам охраны труда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев и правил поведения в случае возникновения аварии.
Работники, занятые на работах с повышенной опасностью или там, где есть потребность в профессиональном отборе, должны ежегодно проходить за счет работодателя специальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов по охране труда.
Должностные лица, деятельность которых связана с организацией безопасного ведения работ, при принятии на работу и периодически, один раз в 3 года, проходят обучение, а также проверку знаний по вопросам охраны труда с участием профсоюзов.
Порядок и виды обучения, инструктажей, порядок проверки знаний по вопросам охраны труда всех работников установлен Типовым положением о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 26.01.2005 г. № 15 (далее — Типовое положение). Этим же приказом утвержден Перечень работ c повышенной опасностью, а в приложении 3 к подпункту 5.1 Типового положения приведен Перечень должностей должностных лиц, проходящих обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Статьей 14 Закона об охране труда установлено, что работник обязан знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
Не допускаются к работе работники, в том числе должностные лица, которые не прошли обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. В случае выявления у работников, в том числе должностных лиц, неудовлетворительных знаний по вопросам охраны труда, они должны в месячный срок пройти повторное обучение и проверку знаний (ст. 18 Закона об охране труда, п.п. 3.15, 3.16 Типового положения).
Таким образом, работника, отказавшегося или уклоняющегося от обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охране, работодатель обязан отстранить от работы на основании вышеизложенных норм и нормы статьи 46 КЗоТ. Такое отстранение осуществляется до момента, когда работник пройдет обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда и противопожарной охране.
5. Отстранение работника от работы в других случаях, предусмотренных законодательством.
Кроме вышерассмотренных случаев, отстранение работников от работы возможно и в других случаях при условии, что это прямо предусмотрено законодательством.
а) отстранение работника от работы по представлению государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Согласно статье 7 Закона № 4004 и пункту 1.2 Инструкции № 66 предприятия, учреждения и организации по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы (далее — СЭС) обязаны отстранять от работы лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, больных опасными для окружающих инфекционными болезнями или лиц, которые были в контакте с такими больными, с выплатой в установленном порядке пособия по социальному страхованию, а также лиц, уклоняющихся от обязательного медицинского осмотра или прививки против инфекций, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Украины.
Представление об отстранении от работы или иной деятельности (далее — представление) — это письменный организационно-распорядительный документ государственной СЭС Украины, обязывающий работодателей в установленный срок отстранить от работы или иной деятельности указанных в представлении лиц. Основанием для внесения представления могут быть данные акта проверки объекта, справка медицинских учреждений и т. п. (п.п. 2.3, 2.4 Инструкции № 66).
Представление, форма которого приведена в приложении 1 к Инструкции № 66, составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется работодателю, который обязан обеспечить его выполнение, а второй хранится у должностного лица, внесшего представление. Представление подлежит исполнению в сроки, определенные в нем. Срок исполнения может быть установлен с указанной в представлении конкретной даты или выражением — «с момента получения» (п.п. 2.5, 2.6 Инструкции № 66).
Срок, на который лицо отстраняется от работы, зависит от эпидемиологических показаний и устанавливается согласно приложению 2 к Инструкции № 66. На срок, указанный в этом приложении, осуществляется отстранение от работы или другой деятельности лиц, бывших в контакте с больными инфекционными болезнями, опасными для окружающих (п.п. 2.7, 3.4 Инструкции № 66).
Отстранение от работы или иной деятельности осуществляется работодателем путем издания приказа (предоставления устного распоряжения с последующим изданием приказа) и принятия мер по контролю за его выполнением (п. 3.1 Инструкции № 66).
Лица, которые болеют особо опасными и опасными инфекционными болезнями, являются носителями возбудителей этих болезней или находились в контакте с такими больными или бактерионосителями, а также больные другими инфекционными болезнями в случае, если они создают реальную опасность заражения окружающих, подлежат лечению, медицинскому наблюдению и обследованию в стационарах соответствующих учреждений здравоохранения или научных учреждений в соответствии со статьей 22 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 06.04.2000 г. № 1645-III (далее — Закон № 1645) (п. 3.2 Инструкции № 66).
Отстранение от работы или иной деятельности лиц, являющихся носителями возбудителей особо опасных и опасных инфекционных болезней, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 23 Закона № 1645 (п. 3.3 Инструкции № 66).
Согласно статье 23 Закона № 1645 в случае если бактерионосителями являются лица, работа которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных болезней, такие лица с их согласия временно переводятся на работу, не связанную с риском распространения инфекционных болезней. Если указанных лиц перевести на другую работу невозможно, они отстраняются от работы, при этом на период отстранения от работы им выплачивается пособие по временной утрате трудоспособности (выплата этого пособия возможна только при представлении работником листка нетрудоспособности). Указанные лица могут быть признаны временно или постоянно непригодными по состоянию здоровья для выполнения определенных видов работ. Решение о временной или постоянной непригодности лиц, являющихся бактерионосителями, для выполнения определенных видов работ принимается медико-социальными экспертными комиссиями на основании результатов лечения, данных медосмотров и т. п.
Во время контроля за выполнением представления проверяется наличие фактического отстранения, а также проведение мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства (п. 3.5 Инструкции № 66).
Лицами, которые отказываются или уклоняются от профилактических прививок, признаются отдельные категории работников в связи с особенностями производства или выполняемой ими работы, которые необоснованно отказались от профилактической прививки, предусмотренной Календарем профилактических прививок в Украине, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Украины от 16.09.2011 г. № 595 (пп. 1.2.5 Инструкции № 66).
Таким образом, если на предприятии имеются работники, которые необоснованно отказываются или уклоняются от профилактических прививок, то о наличии таких работников предприятие должно уведомить орган СЭС. При получении представления от органа СЭС необходимо отстранить от работы указанных в представлении работников.
После отстранения работника от работы на основании представления обратный допуск его к работе осуществляется по решению должностного лица, внесшего представление, или по решению органа (должностного лица), который (которое) это представление отменил (о) (п. 4.1 Инструкции № 66).
Решение о допуске к работе или другой деятельности выносится в письменной форме, приведенной в приложении 3 к Инструкции № 66, в течение одного рабочего дня после получения сведений, подтверждающих прохождение медосмотра в установленных Постановлением № 559 и/или Порядком № 246 объеме и порядке лицом, которое было отстранено от работы или иной деятельности в соответствии с представлением (п. 4.2 Инструкции № 66).
б) отстранение работника от работы по решению следственного органа.
В соответствии со статьей 154 Уголовного процессуального кодекса Украины (далее — УПКУ) отстранение от должности может быть осуществлено в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, и независимо от тяжести преступления — в отношении лица, являющегося должностным лицом правоохранительного органа. Отстранение от должности осуществляется на основании решения следственного судьи во время досудебного расследования или суда во время судебного производства на срок не более 2 месяцев.
Прокурор, следователь по согласованию c прокурором имеет право обратиться к следственному судье во время досудебного расследования или в суд во время судебного производства c ходатайством об отстранении лица от должности (ст. 155 УПКУ).
В ходатайстве излагаются обстоятельства, которые дают основания считать, что подозреваемый, обвиняемый, находясь в должности, уничтожит или подделает предметы и документы, имеющие существенное значение для досудебного расследования, незаконными средствами будет воздействовать на свидетелей и других участников уголовного производства или противоправно препятствовать уголовному производству другим образом (п. 6 ч. 2 ст. 155 УПКУ).
Ходатайство об отстранении лица от должности рассматривается следственным судьей, судом не позднее 3 дней со дня его поступления в суд с участием следователя и/или прокурора и подозреваемого или обвиняемого, его защитника. При рассмотрении ходатайства следственный судья, суд имеет право по ходатайству сторон уголовного производства или по собственной инициативе заслушать любого свидетеля или исследовать любые материалы, имеющие значение для решения вопроса об отстранении от должности (ч. 1, 3 ст. 156 УПКУ).
Копия определения об отстранении (неотстранении) от должности направляется лицу, обратившемуся с соответствующим ходатайством, подозреваемому или обвиняемому, другим заинтересованным лицам (в том числе работодателю подозреваемого или обвиняемого) не позднее дня, следующего за днем его вынесения, и подлежит немедленному выполнению в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений (ч. 4 ст. 157 УПКУ).
Таким образом, работодатель, получив от следственного судьи или суда копию определения об отстранении должностного лица от должности, обязан в этот же день издать приказ об отстранении такого должностного лица от должности на указанный в определении срок.
Согласно статье 158 УПКУ прокурор имеет право обратиться с ходатайством о продлении срока отстранения от должности (свыше 2 месяцев). Следственный судья, суд отказывает в продлении срока отстранения от должности, если прокурор не докажет, что:
1) обстоятельства, послужившие основанием для отстранения от должности, продолжают существовать;
2) сторона обвинения не имела возможности обеспечить достижение целей, ради которых было осуществлено отстранение от должности, другими способами в течение действия предыдущего решения.
Отстранение от должности может быть отменено определением следственного судьи во время досудебного расследования или суда во время судебного производства по ходатайству прокурора или подозреваемого либо обвиняемого, который был отстранен от должности, если в дальнейшем применении этой меры нет необходимости.
Обращаем внимание, что в статьях 154 – 158 УПКУ идет речь об отстранении от должности должностного (служебного) лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении должностного (служебного) преступления (кто относится к должностным (служебным) лицам, разъяснено в статье 364 Уголовного кодекса Украины).
Что касается ситуации, когда работник (не должностное лицо) предприятия подозревается (обвиняется) в совершении уголовного преступления или должностное лицо подозревается (обвиняется) в совершении недолжностного (неслужебного) уголовного преступления, при этом работник (должностное лицо) находится под стражей (в следственном изоляторе), то в такой ситуации нет необходимости отстранять работника от работы (должностное лицо от должности), поскольку при всем своем желании он (оно) просто физически не может выполнять свои трудовые (должностные) обязанности. В этом случае необходимо дождаться освобождения работника из-под стражи (снятия подозрений и обвинений) либо решения суда с обвинительным приговором, и только после этого принимать решение о дальнейших взаимоотношениях с работником.
в) отстранение от работы государственного служащего.
В соответствии со статьей 72 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон о госслужбе) на время осуществления дисциплинарного производства государственный служащий (далее — госслужащий) может быть отстранен от выполнения должностных обязанностей.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, которое могло привести или привело к человеческим жертвам, нанесло значительный материальный или моральный ущерб физическим или юридическим лицам, государству, территориальной общине, является основанием для отстранения госслужащего от выполнения должностных обязанностей. Решение о таком отстранении принимается соответственно руководителем государственной службы или субъектом назначения.
Продолжительность отстранения госслужащего от выполнения должностных обязанностей не может превышать времени дисциплинарного производства. В случае прекращения дисциплинарного производства без привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности ему оплачивается в размере средней заработной платы время отстранения от выполнения должностных обязанностей в установленном порядке.
Во время отстранения от выполнения должностных обязанностей госслужащий обязан находиться на рабочем месте в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка и содействовать осуществлению дисциплинарного производства.
Отстранение госслужащего от выполнения должностных обязанностей в случае совершения им коррупционного правонарушения осуществляется в соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII (далее — Закон № 1700).
Согласно части 5 статьи 65 Закона № 1700 лицо, которому сообщено о подозрении в совершении преступления в сфере служебной деятельности, подлежит отстранению от выполнения полномочий на должности. Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, связанном с коррупцией, если иное не предусмотрено Конституцией и законами Украины, может быть отстранено от выполнения служебных полномочий по решению руководителя органа (учреждения, предприятия, организации), в котором оно работает, до окончания рассмотрения дела судом. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, связанном с коррупцией, в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения отстраненному от выполнения служебных полномочий лицу возмещается средний заработок за время вынужденного прогула, связанного с таким отстранением.
г) отстранение работника от работы при отсутствии у него необходимых документов.
Для отдельных профессий (должностей) законодательством предусмотрено наличие у работника определенных документов. При их отсутствии (утере или по другой причине) работник не имеет права выполнять свои трудовые (должностные) обязанности. В такой ситуации работодатель вправе отстранить работника от работы, поскольку допуск работника к работе будет нарушением законодательства.
Например, согласно статье 1 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III водитель — лицо, которое управляет транспортным средством (далее — ТС) и имеет соответствующее удостоверение установленного образца.
Статья 39 указанного Закона определяет, что водитель автобуса (легкового автомобиля, такси) обязан иметь удостоверение водителя соответствующей категории и свидетельство о регистрации ТС, которым он управляет.
В соответствии со статьей 15 Закона Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII (далее — Закон № 3353) право на управление ТС соответствующей категории подтверждается удостоверением водителя ТС с установленным сроком действия. Запрещается управление ТС лицам, к которым применено административное взыскание или уголовное наказание в виде лишения права управления ТС, в течение срока лишения, а также лицам, в отношении которых государственным исполнителем установлено временное ограничение в праве управления ТС.
Водитель обязан иметь при себе и по требованию полицейского предъявлять для проверки удостоверение водителя, регистрационный документ на ТС, а в случаях, предусмотренных законодательством, — страховой полис (сертификат) о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных ТС (ч. вторая ст. 16 Закона № 3353).
Следовательно, если у водителя отсутствует удостоверение водителя по какой-то причине (например, он забыл «права» дома или потерял их или его лишили их), то такой водитель не имеет права управлять ТС (т. е. не может выполнять свои функциональные обязанности). Учитывая этот факт, работодатель вправе отстранить его от работы до тех пор, пока работник не предъявит указанный документ.
Согласно статье 11 Закона Украины «О пестицидах и агрохимикаты» от 02.03.95 г. № 86/95-ВР (далее — Закон № 86/95) лица, деятельность которых связана с транспортировкой, хранением, применением пестицидов и агрохимикатов и торговлей ими, должны иметь допуск (удостоверение) на право работы с указанными пестицидами и агрохимикатами.
Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор и государственный контроль в сфере деятельности с пестицидами и агрохимикатами, имеют право требовать отстранения от работы с пестицидами и агрохимикатами лиц, которые не имеют соответствующего удостоверения (ст. 17 Закона № 86/95).
Кроме выше рассмотренных, законодательством (в частности, отраслевым) могут быть предусмотрены и другие случаи отстранения работников от работы. Но следует помнить, что отстранение работника от работы по основаниям, не определенным законодательством, является незаконным.
Единственный нюанс — согласно части третьей статьи 21 КЗоТ особой формой трудового договора является контракт, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон.
Следовательно, стороны контракта могут установить в нем дополнительные случаи (кроме предусмотренных законодательством), когда работник может быть отстранен работодателем от работы (до окончания действия причин, ставших основанием для такого отстранения).
Кроме того, следует учитывать такой аспект: согласно части 3 статьи 99 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) полномочия члена исполнительного органа общества могут быть в любое время прекращены или он может быть временно отстранен от выполнения своих полномочий.
Указанное отстранение от выполнения полномочий согласно нормам ГКУ по своей правовой природе, предмету регулирования правоотношений и правовым последствиям отличается от отстранения от работы согласно нормам статьи 46 КЗоТ. Под «отстранением» в понимании статьи 99 ГКУ следует понимать принятие компетентным органом общества решения, направленного на невозможность совершения членом исполнительного органа в пределах корпоративных отношений с обществом полномочий в сфере управленческой деятельности. Соответственно, возможность такого отстранения не является предметом регулирования нормами трудового права, в частности, статьей 46 КЗоТ.
Таким образом, отстранение члена исполнительного органа общества от выполнения своих управленческих полномочий, предусмотреннное статьей 99 ГКУ, не является отстранением от работы, о котором идет речь в статье 46 КЗоТ (решение Конституционного Суда Украины от 12.01.2010 г. № 1-рп/2010).
Документальное оформление отстранения работника от работы
Работодатель отстраняет работника от работы путем издания приказа (распоряжения), в котором указываются основание отстранения со ссылкой на нормативный акт и срок, на который работник отстраняется от работы (образец приказа см. на стр. 86). Отстранение работника от работы осуществляется на срок до устранения (окончания действия) причины, его повлекшей. Срок отстранения от работы должен отвечать времени, необходимому для устранения причины отстранения от работы.
Приказ (распоряжение) об отстранении работника от работы необходимо довести до сведения этого работника под подпись. В случае отказа работника от подписи, подтверждающей его ознакомление с приказом, составляется акт об отказе от подписи.
Приказ об отстранении работника от работы может иметь следующий вид:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«КАТАМАРАН»
ПРИКАЗ
01.03.2019 г. Харьков № 193-к
Об отстранении от работы Масловой Т. В.
Продавец Маслова Т. В. до 1 марта 2019 года обязана была пройти периодический медицинский осмотр в медицинском учреждении. Но несмотря на неоднократные требования администратора магазина Савченко А. П. это сделать, продавец Маслова Т. В. без уважительных причин не прошла медицинский осмотр в установленный срок и уклоняется от его прохождения. В связи с этим на основании статьи 46 Кодекса законов о труде Украины и статьи 17 Закона Украины «Об охране труда»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Маслову Татьяну Васильевну, продавца, отстранить от работы без сохранения заработной платы с 04 марта 2019 года по день прохождения медицинского осмотра (включительно).
2. Обязать Маслову Т. В. пройти периодический медицинский осмотр в срок до 7 марта 2019 года.
3. За уклонение от прохождения периодического медицинского осмотра без уважительных причин объявить Масловой Т. В. выговор.
4. Руководителю кадровой службы Борисову А. С. ознакомить Маслову Т. В. с приказом под подпись.
Основание: график прохождения обязательного медицинского осмотра;
докладная записка администратора магазина Савченко А. П.
Директор Сидоренко К. Н. Сидоренко
С приказом ознакомлен (а):
Маслова Т. В. Маслова
01.03.2019
За время отстранения от работы в табеле учета рабочего времени работник табелируется по коду «І» или «30» (прочие причины неявок).
В трудовую книжку работника запись о его отстранении от работы не вносится.
Если в приказе об отстранении работника от работы четко определяется срок, на который работник отстраняется от работы, или событие, с наступлением которого отстранение от работы прекращается, то после окончания такого срока или наступления такого события издавать дополнительный приказ о допуске работника к работе не нужно. Если же в приказе об отстранении работника от работы четко не определен момент окончания отстранения от работы и допуска к работе, то после устранения (окончания действия) причины, повлекшей отстранение работника от работы, работодатель должен издать приказ (распоряжение) о допуске работника к работе с указанием даты.
После окончания срока отстранения работника от работы (окончания действия причины, ставшей основанием для отстранения работника от работы) в зависимости от основания отстранения работник может быть допущен к работе, временно либо постоянно переведен на другую работу (по результатам прохождения медосмотра работнику, нуждающемуся по состоянию здоровья в предоставлении более легкой работы, предоставляется такая работа — ст. 170 КЗоТ) или уволен (например, по инициативе работодателя может быть уволен за появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения — п. 7 ст. 40 КЗоТ).
Если работник не согласен со своим отстранением от работы, то он вправе обжаловать действия работодателя в порядке, установленном законодательством.
Выплаты работнику за период отстранения от работы и прочие гарантии
За период отстранения от работы заработная плата работнику, как правило, не выплачивается, поскольку во время такого отстранения он свою работу (трудовые обязанности) не выполняет.
В то же время специальным законодательством установлены отдельные случаи, когда работнику в случае его отстранения от работы (должности) могут быть осуществлены определенные выплаты.
Кроме того, в случае незаконного отстранения работника от работы (должности) ему могут быть или должны быть осуществлены выплаты, которые полностью или частично компенсируют потерю заработной платы за период отстранения от работы (должности) (виды выплат работникам за время отстранения от работы, в том числе в случае незаконного отстранения от работы, приведены в таблице на стр. 88 – 89).
В пункте 10 постановления Пленума Верховного Cуда Украины «О практике применения судами законодательства об оплате труда» от 24.12.99 г. № 13, которое содержит рекомендации судам, указано следующее: если будет установлено, что в нарушение статьи 46 КЗоТ работодатель по собственной инициативе без законных оснований отстранил работника от работы с приостановлением выплаты заработной платы, суд должен удовлетворить иск последнего о взыскании в связи с этим средней заработной платы за время вынужденного прогула (ст. 235 КЗоТ).
Случаи, в которых работнику за период отстранения от работы могут быть осуществлены определенные выплаты, рассмотрим в нижеприведенной таблице.
Выплаты работнику за период отстранения от работы
Основания отстранения от работы (категории работников) | Выплаты работнику |
Появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения | Заработная плата не выплачивается. Если будет установлено, что работодатель без законных оснований отстранил работника от работы (не было факта алкогольного, наркотического или токсического опьянения), то работодатель может по собственной инициативе или на основании решения суда за весь период отстранения от работы начислить работнику заработную плату в размере двух третей тарифной ставки (оклада) как за период простоя не по вине работника (ч. первая ст. 113 КЗоТ) или среднюю заработную плату за весь период вынужденного прогула (ч. вторая ст. 235 КЗоТ) |
Отказ или уклонение от обязательных медицинских осмотров | Заработная плата не выплачивается. При наличии уважительных причин для непроходжения медосмотра в установленный срок работодатель может по собственной инициативе или на основании решения суда за весь период отстранения от работы начислить работнику заработную плату в размере двух третей тарифной ставки (оклада) как за период простоя не по вине работника (ч. первая ст. 113 КЗоТ) |
Отказ от обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охране | Заработная плата не выплачивается |
Лица, которые болеют особо опасными и опасными инфекционными болезнями, другими инфекционными болезнями в случае, если такие лица создают реальную опасность заражения окружающих. Лица, которые являются бактерионосителями, при этом их невозможно перевести на другую работу | Заработная плата не начисляется, но выплачивается пособие по временной нетрудоспособности за весь период болезни, подтвержденной листком нетрудоспособности (ст. 7 Закона № 4004, ст. 23 Закона № 1645, ст. 31 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV). Если по медицинским показаниям работник признан не соответствующим выполняемой работе, он подлежит увольнению или переводу на другую работу. До решения вопроса об увольнении или переводе на другую работу работодатель может по собственной инициативе начислять работнику заработную плату в размере двух третей тарифной ставки (оклада) как за период простоя не по вине работника (ч. первая ст. 113 КЗоТ) |
Должностное лицо, отстраненное от должности в соответствии c решением следственного судьи или суда | Заработная плата не выплачивается, но возможна выплата компенсации (возмещения) утраты заработной платы согласно специальному законодательству. Так, в случаях вынесения оправдательного приговора суда, установления в обвинительном приговоре суда или другом решении суда (кроме постановления суда о назначении нового рассмотрения) факта незаконного уведомления о подозрении в совершении уголовного преступления, незаконного заключения и содержания под стражей, незаконного отстранения от работы (должности) и других процессуальных действий, ограничивающих или нарушающих права и свободы граждан, закрытия уголовного производства из-за отсутствия состава уголовного правонарушения, отсутствия в деянии состава уголовного правонарушения или неустановления достаточных доказательств для доказательства виновности лица в суде и исчерпания возможностей их получить гражданину возмещаются заработок и другие денежные доходы, которые он утратил в результате незаконных действий, за счет денежных средств государственного бюджета. Размер сумм, подлежащих возмещению, определяется с учетом заработка, не полученного гражданином за время отстранения от работы (должности), за время отбывания наказания (ст. 1–4 Закона Украины «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов досудебного расследования, прокуратуры и суда» от 01.12.94 г. № 266/94-ВР) |
Государственный служащий, отстраненный от должности руководителем государственной службы или субъектом назначения | Заработная плата не выплачивается, но в случае прекращения дисциплинарного производства без привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности ему выплачивается средняя заработная плата за все время отстранения от выполнения должностных обязанностей (ч. 4 ст. 72 Закона о госслужбе). |
Должностное лицо, отстраненноеот выполнения служебных полномочий на своей должности, которому сообщено о подозрении в совершении преступления в сфере служебной деятельности и в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, связанном с коррупцией | Заработная плата не выплачивается, но в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, связанном с коррупцией, в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения отстраненному от выполнения служебных полномочий лицу возмещается средний заработок за время вынужденного прогула, связанного с таким отстранением (ч. 5 ст. 65 Закона № 1700). |
Работник, отстраненный от работы в связи с отсутствием у него документа, дающего право на выполнение определенной работы (профессиональных обязанностей) | Заработная плата не выплачивается |
Что касается прочих трудовых гарантий работника, то, отметим, что ему может быть предоставлен ежегодный отпуск во время отстранения от работы в случаях:
- если наступил срок предоставления ежегодного отпуска в соответствии с утвержденным графиком отпусков;
- если работник относится к категории лиц, которым работодатель обязан предоставить отпуск в удобное для них время;
- с согласия работодателя.
Следовательно, если отсутствуют первые два случая, при которых работодатель не имеет права отказать работнику в отпуске, то отстраненному от работы работнику может быть предоставлен отпуск только с согласия работодателя.
Период отстранения работника от работы без сохранения заработной платы в стаж работы, дающий право на ежегодный отпуск, не засчитывается, поскольку это не предусмотрено статьей 82 КЗоТ и статьей 9 Закона Украины «Об отпусках».
За полный месяц отстранения от работы без сохранения заработной платы уплата единого социального взноса не осуществляется (отсутствует база начисления ЕСВ), поэтому такой период (полный месяц) в страховой стаж не засчитывается.
Что касается начисления «больничных» за период болезни, которая пришлась на период отстранения работника от работы в связи с началом по нему досудебного расследования по подозрению в совершении уголовного преступления, то, как разъяснил Фонд социального страхования, пособие по временной нетрудоспособности предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое полностью или частично компенсирует потерю заработной платы (ч. 1 ст. 22 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV). Поскольку работник приказом руководителя предприятия был отстранен от работы без начисления заработной платы, пособие по временной нетрудоспособности и пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком за период отстранения от работы не предоставляются.