В конце октября 2022 года вступил в силу Закон Украины, направленный на реформирование службы занятости, социального страхования на случай безработицы, содействие занятости населения, в том числе молодежи. Изменения, внесенные в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», касаются функционирования ФСС на случай безработицы и регистрации безработных, в том числе получения ими пособия по безработице. Одновременно есть изменения и для работодателей, которые внесены в КЗоТ и Закон Украины «О занятости населения». Главным новшеством является отмена с 29 октября 2022 года квоты для трудоустройства неконкурентоспособных на рынке труда граждан. Другие изменения, вступающие в силу 29 января или 29 апреля 2023 года, касаются предоставления работодателям компенсации уплаченного ЕСВ или части расходов на оплату труда трудоустроенных безработных по направлению центров занятости. При каких условиях, в какой сумме и по каким категориям трудоустроенных безработных работодатели могут получить указанные компенсации?Наприкінці жовтня 2022 року набрав чинності Закон України, який спрямований на реформування служби зайнятості, соціального страхування на випадок безробіття, сприяння продуктивній зайнятості населення, у тому числі молоді. Зміни, які внесено до Закону України «Про загальнообов’язкове державне соціальне страхування на випадок безробіття», стосуються функціонування ФСС на випадок безробіття та реєстрації безробітних, в тому числі отримання ними допомоги по безробіттю. Водночас є зміни і для роботодавців, які внесено до КЗпП та Закону України «Про зайнятість населення». Головним нововеденням є скасування з 29 жовтня 2022 року квоти для працевлаштування неконкурентоспроможних на ринку праці громадян. Інші зміни, які наберуть чинності 29 січня або 29 квітня 2023 року, стосуються надання роботодавцям компенсації сплаченого єдиного соціального внеску або частини витрат на оплату праці працевлаштованих безробітних за направленням центрів зайнятості. За яких умов, в якій сумі та стосовно яких категорій працевлаштованих безробітних роботодавці зможуть отримати зазначені компенсації?
Новый порядок стимулирования работодателей трудоустраивать безработныхНовий порядок стимулювання роботодавців працевлаштовувати безробітних
29 октября 2022 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования службы занятости, социального страхования на случай безработицы, содействия продуктивной занятости населения, в том числе молодежи, и внедрения новых активных программ на рынке труда» от 21.09.2022 № 2622-IX (далее — Закон № 2622), а некоторые нормы вступят в силу через 3 месяца и через 6 месяцев со дня вступления в силу этого Закона (т. е. вступят в силу соответственно 29 января и 29 апреля 2023 года).
Законом № 2622 внесены изменения в несколько законодательных актов, в частности, в Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ), Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 № 1533-III (далее — Закон о безработице), Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI (далее — Закон о занятости).
По мнению законодателей, целью Закона № 2622 является:
– отменить неэффективный механизм квотирования трудоустройства, а вместо него ввести компенсации работодателям части расходов на оплату труда или единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ) за трудоустройство некоторых категорий зарегистрированных безработных, в частности молодежи;
– способствовать трудоустройству долгосрочных безработных путем предоставления компенсации работодателям расходов ЕСВ;
– ввести предоставление финансовой помощи для начала предпринимательской деятельности;
– изменить подходы к:
– условиям, продолжительности и размерам выплаты пособия по безработице, в частности усилить страховые принципы (чем больше страховой стаж, тем больше размер пособия по безработице) и ослабить к безработным санкции за увольнение с последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин;
– финансированию общественных работ и отмене временных работ, как не способствующих мотивации к труду;
– подбору подходящей работы для безработного (в том