Статья 43 Конституции Украины определяет, что каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Реализуя эту норму, граждане Украины, кроме основного места работы, могут иметь другие места работы как на этом же, так и на ином предприятии. Каковы особенности работы по совместительству? Кто не имеет права работать по совместительству? Какие работы не являются совместительством? Каков порядок принятия на работу и увольнения совместителей? Как эти события оформляются документально? Как действовать работодателю, если работник-совместитель решил место работы по совместительству сделать основным местом работы или наоборот?
Совместители: общие аспекты и особенности трудовых отношений (часть 1)
Трудовое законодательство, в частности, главный «трудовой» документ — Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ), не содержит ограничений по количеству мест работы у граждан (работников).
Согласно статье 21 КЗоТ работник имеет право реализовать свои способности к продуктивной и творческой работе путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в учреждениях, организациях (далее — предприятия), если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон.
Таким образом, работники, кроме заключения трудового договора по основному месту работы, имеют право заключать трудовые договоры на выполнение другой работы как на этом же, так и на других предприятиях. Выполнение такой дополнительной работы считается работой по совместительству. При этом совместительство не ограничено по количеству трудовых договоров.[1]
Основными нормативными документами, которые регламентируют работу по совместительству, являются:
— постановление Кабинета Министров Украины «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» от 03.04.93 г. № 245 (далее — Постановление № 245);
— Положение об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций, утвержденное совместным приказом Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства финансов Украины от 28.06.93 г. № 43 (далее — Положение № 43).
Действие Постановления № 245 и Положения № 43 в полном объеме распространяется только на государственные предприятия, учреждения и организации (далее — государственные предприятия). В сфере негосударственной формы собственности совместительство фактически не регламентируется, а порядок принятия на работу и условия труда по совместительству регулируются только общими нормами трудового права (в частности, КЗоТ). В то же время, поскольку для негосударственных предприятий (далее — частные предприятия) в настоящее время не существует каких-либо нормативно-правовых актов, которые бы подробно разъясняли особенности работы совместителей, такие предприятия могут, при желании, руководствоваться положениями вышеуказанных нормативных документов, отразив часть из них в своих локальных документах (например, в коллективном договоре).
Что касается распространения действия норм Поста