Письмо Минсоцполитики «О применении суммированного учета рабочего времени для работников, которым установлено неполное рабочее время» от 20.12.2018 г. № 313/0/206-18
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 20.12.2018 г. № 313/0/206-18
О применении суммированного учета рабочего времени для работников, которым установлено неполное рабочее время
Директорат норм и стандартов достойного труда рассмотрел ваше обращение и в пределах компетенции сообщает.
Согласно статье 50 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.
При этом по согласованию между работником и работодателем может быть введено, как при принятии на работу, так и впоследствии, неполное рабочее время, путем уменьшения продолжительности ежедневной работы, количества дней работы в течение недели или одновременного уменьшения количества часов работы в течение дня и количества рабочих дней в течение недели. Оплата труда при этом осуществляется пропорционально отработанному работником времени.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами законодательства об оплате труда» от 24.12.99 г. № 13 не считается сверхурочной и оплачивается в одинарном размере работа работника с неполным рабочим днем свыше предусмотренного трудовым договором времени, но в пределах установленной законодательством продолжительности полного рабочего дня.
В то же время работа при суммированном учете рабочего времени, как правило, предусматривает сверхурочные часы и вводится согласно статье 61 КЗоТ на непрерывно действующих предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в отдельных производствах, цехах, участках, отделениях и на некоторых видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов.
При суммированном учете рабочего времени работа работников регулируется графиками работы (сменности), которые разрабатываются таким образом, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов.
Время, отработанное свыше нормы продолжительности рабочего времени за учетный период, считается сверхурочным и оплачивается в повышенном размере согласно статье 106 КЗоТ.
Учитывая указанное, по нашему мнению, применение для работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, режима работы с суммированным учетом, является нецелесообразным.
Одновременно сообщаем, что письма Министерства не являются нормативно-правовыми актами, они имеют информационно-рекомендательный характер.
Генеральный директор Директората норм и стандартов достойного труда
Ю. Кузовой
_______________________________________________________________________
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ: В выше приведенном письме Минсоцполитики высказало свою позицию по вопросу введения суммированного учета рабочего времени для работников, работающих на условиях неполного рабочего дня (далее — «неполники»), но мы с такой позицией не согласны. Объясним почему.
В качестве аргументации нецелесообразности применения для «неполников» суммированного учета рабочего времени, а также в вопросе оплаты часов, отработанных ими свыше установленной продолжительности неполного рабочего дня, Минсоцполитики почему-то ссылается не на нормы законодательства, а на нормы постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами законодательства об оплате труда» от 24.12.99 г. № 13 (далее — Постановление ВСУ № 13), которое принято почти 20 лет назад и содержит рекомендации судам в применении трудового законодательства на основании изученной судебной практики на то время по делам об оплате труда.
В связи с этим отметим, что первичны именно нормы законодательства, поскольку согласно статьям 6 и 19 Конституции Украины органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных этой Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины. Правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.
Следовательно, решения судов, в том числе рекомендации судам, изложенные в Постановлении ВСУ № 13, должны базироваться, в первую очередь, на нормах законодательства. Кроме того, следует учитывать, что законодательство периодически меняется, поэтому решения судов (рекомендации судам), принятые ранее, могут не соответствовать нормам действующего законодательства. Более того, даже Верховный Суд в своих постановлениях иногда со временем изменяет свою позицию по некоторым вопросам.
Таким образом, ссылаться в своем письме на нормы, изложенные в Постановлении ВСУ № 13, как на нормы прямого действия без рассмотрения норм действующего законодательства для такого уважаемого госоргана как Минсоцполитики, по меньшей мере, некорректно.
Хотя, действительно, в абзаце втором пункта 16 Постановления ВСУ № 13 указано, что работа работника с неполным рабочим днем свыше предусмотренного трудовым договором времени, но в пределах установленной законодательством продолжительности полного рабочего дня не считается сверхурочной и оплачивается в одинарном размере. Но в этой норме Постановления ВСУ № 13 нет ссылки на какой-либо пункт, статью закона или другого нормативно-правового акта. Это объясняется тем, что приведенную норму не содержит ни действующее законодательство, ни законодательство, действовавшее на момент принятия Постановления ВСУ № 13. То есть норма абзаца второго пункта 16 Постановления ВСУ № 13 не соответствует законодательству, поэтому руководствоваться ею или нет на практике, работодатели должны решить самостоятельно.
В то же время статьей 62 КЗоТ установлено, что сверхурочными считаются работы свыше установленной продолжительности рабочего дня (статьи 52, 53 и 61 КЗоТ).
Поскольку продолжительность рабочего дня на законодательном уровне не установлена, работодатели самостоятельно устанавливают продолжительность рабочего дня работникам, в том числе тем, которые работают на условиях неполного рабочего дня. Соответственно, если работнику установлен неполный рабочий день, например, с временем ежедневной работы с 9.00 до 13.00, то продолжительность рабочего дня у такого работника составляет 4 часа.
По нашему мнению, если работнику установлен неполный рабочий день, например, с временем ежедневной работы с 9.00 до 13.00, то все часы, отработанные работником после окончания установленного ему рабочего дня, т. е. после 13.00, считаются сверхурочными, поскольку они отработаны свыше рабочего дня, установленного работнику приказом работодателя (даже если они отработаны в пределах полного рабочего дня, установленного на предприятии). Такие сверхурочно отработанные часы подлежат оплате в двойном размере часовой ставки.
Напомним, что согласно статье 106 КЗоТ при почасовой оплате труда работа в сверхурочное время оплачивается в двойном размере часовой ставки. В случае суммированного учета рабочего времени оплачиваются как сверхурочные все часы, отработанные свыше установленного рабочего времени в учетном периоде, в аналогичном порядке, т. е. при работе с почасовой оплате труда — в двойном размере часовой ставки.
Что касается введения для «неполников» суммированного учета рабочего времени, то трудовое законодательство (в частности, статья 61 КЗоТ) это не запрещает. Поэтому вводить или нет для «неполников» суммированный учет рабочего времени, предприятие решает самостоятельно в зависимости от производственной ситуации (этот вопрос может быть урегулирован во внутреннем документе, например, коллективном договоре).
Если предприятие, учитывая условия производства (работы), ввело для «неполников» суммированный учет рабочего времени, то переработка часов в отдельные рабочие дни может компенсироваться работнику уменьшением продолжительности работы в другие рабочие дни учетного периода, при этом определение количества и оплата сверхурочно отработанных часов осуществляются в конце учетного периода.