В конце октября 2022 года вступил в силу Закон Украины, направленный на реформирование службы занятости, социального страхования на случай безработицы, содействие занятости населения, в том числе молодежи. Изменения, внесенные в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», касаются функционирования ФСС на случай безработицы и регистрации безработных, в том числе получения ими пособия по безработице. Одновременно есть изменения и для работодателей, которые внесены в КЗоТ и Закон Украины «О занятости населения». Главным новшеством является отмена с 29 октября 2022 года квоты для трудоустройства неконкурентоспособных на рынке труда граждан. Другие изменения, вступающие в силу 29 января или 29 апреля 2023 года, касаются предоставления работодателям компенсации уплаченного ЕСВ или части расходов на оплату труда трудоустроенных безработных по направлению центров занятости. При каких условиях, в какой сумме и по каким категориям трудоустроенных безработных работодатели могут получить указанные компенсации?
Новый порядок стимулирования работодателей трудоустраивать безработных
29 октября 2022 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования службы занятости, социального страхования на случай безработицы, содействия продуктивной занятости населения, в том числе молодежи, и внедрения новых активных программ на рынке труда» от 21.09.2022 № 2622-IX (далее — Закон № 2622), а некоторые нормы вступят в силу через 3 месяца и через 6 месяцев со дня вступления в силу этого Закона (т. е. вступят в силу соответственно 29 января и 29 апреля 2023 года).
Законом № 2622 внесены изменения в несколько законодательных актов, в частности, в Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ), Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 № 1533-III (далее — Закон о безработице), Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI (далее — Закон о занятости).
По мнению законодателей, целью Закона № 2622 является:
— отменить неэффективный механизм квотирования трудоустройства, а вместо него ввести компенсации работодателям части расходов на оплату труда или единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ) за трудоустройство некоторых категорий зарегистрированных безработных, в частности молодежи;
— способствовать трудоустройству долгосрочных безработных путем предоставления компенсации работодателям расходов ЕСВ;
— ввести предоставление финансовой помощи для начала предпринимательской деятельности;
— изменить подходы к:
— условиям, продолжительности и размерам выплаты пособия по безработице, в частности усилить страховые принципы (чем больше страховой стаж, тем больше размер пособия по безработице) и ослабить к безработным санкции за увольнение с последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин;
— финансированию общественных работ и отмене временных работ, как не способствующих мотивации к труду;
— подбору подходящей работы для безработного (в том числе учет транспортной доступности, размера заработной платы в зависимости от продолжительности безработицы).
Рассмотрим подробно новшества Закона № 2622 в части, которая касается работодателей.
Отмена квоты для трудоустройства неконкурентоспособных на рынке труда граждан
Законом № 2622 вместо квотирования трудоустройства граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (т. е. неконкурентоспособных на рынке труда граждан), введена компенсация работодателям части расходов на оплату труда или уплату ЕСВ за трудоустройство некоторых категорий зарегистрированных безработных.
Для этого в КЗоТ с 29 октября 2022 года исключена статья 196, которой было установлено, что для трудоустройства молодежи, которая закончила или прекратила обучение в заведениях среднего, профессионального (профессионально-технического), специального предвысшего или высшего образования, уволилась со срочной военной службы и впервые принимается на работу, а также лиц, уволенных с военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период, которые в добровольном порядке заключили контракт о прохождении службы в военном резерве, военной службы по призыву лиц офицерского состава или альтернативной (невоенной) службы (в течение 6 месяцев после окончания или прекращения обучения или службы), детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, лиц, которым исполнилось 15 лет и которые с согласия одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, в виде исключения, приниматься на работу, а также других категорий лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, предприятиям, учреждениям и организациям устанавливается квота в соответствии с Законом о занятости.
Одновременно в статье 14 Закона о занятости с 29 октября 2022 года исключены части 2 и 3.
Напомним, что исключенной частью 2 статьи 14 Закона о занятости для предприятий, учреждений и организаций с численностью штатных работников более 20 человек была установлена квота для трудоустройства указанных в части 1 этой статьи граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год, а для трудоустройства лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту осталось 10 и менее лет, предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников от 8 до 20 человек была установлена квота в размере не менее одного человека в среднеучетной численности штатных работников.
Исключенной частью 3 статьи 14 Закона о занятости было предусмотрено, что работодатели самостоятельно рассчитывают квоту, указанную в части 2 этой статьи, с учетом численности граждан, которые на условиях полной занятости уже работают на предприятиях, в учреждениях и организациях и относятся к неконкурентоспособным на рынке труда (кроме лиц с инвалидностью), и обеспечивают их трудоустройство самостоятельно. Работодатели могут обратиться за содействием для трудоустройства данной категории граждан в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции (далее — Государственная служба занятости; ГСЗ). Обязательным условием соблюдения работодателями квоты считается трудоустройство таких граждан в соответствии с требованиями части 2 этой статьи, о чем работодатели ежегодно информируют ГСЗ.
Таким образом, работодатели, начиная с 2022 года, не должны выполнять квоту, установленную частями 2 и 3 статьи 14 Закона о занятости, и не должны подавать Информацию о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (далее — Информация ), за 2022 год. Напомним, что Информацию, форма которой утверждена приказом Министерства социальной политики Украины от 16.05.2013 № 271, необходимо было подавать в центры занятости работодателям, на которых распространяется квота, ежегодно не позднее 1 февраля после отчетного года. Следовательно, указанный приказ Минсоцполитики, которым утверждена Информация, в ближайшее время должен быть отменен.
Одновременно с исключением частей 2 и 3 статьи 14 Закона о занятости исключена часть 2 статьи 53 этого Закона, согласно которой в случае невыполнения работодателем в течение года квоты для трудоустройства граждан, указанных в части 1 статьи 14 этого Закона, с него взимается штраф за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах соответствующей квоты в двухкратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
Компенсация работодателям расходов на оплату труда внутренне перемещенных лиц,
трудоустроенных по направлению центров занятости
В пункт 2 части 2 статьи 24-1 Закона о занятости с 29 октября 2022 года внесено изменение, вследствие чего теперь к мерам содействия занятости внутренне перемещенных лиц (далее — ВПЛ), которые трудоустраиваются по направлению территориальных органов ГСЗ (далее — центры занятости), относится компенсация расходов работодателя на оплату труда (но не выше двух размеров минимальной заработной платы, установленной законом) за трудоустройство зарегистрированных безработных из числа ВПЛ на условиях срочных трудовых договоров продолжительностью не более 6 календарных месяцев, при сохранении гарантий занятости такого лица в течение периода, превышающего продолжительность выплаты в два раза.
Напомним, что ранее компенсация расходов работодателя на оплату труда ВПЛ составляла не выше среднего уровня заработной платы, сложившегося в соответствующем регионе за прошедший месяц.
С 29 января 2023 года в пункте 3 части 2 статьи 24-1 Закона о занятости будет установлено, что размер компенсации расходов работодателя, трудоустраивающего зарегистрированных безработных из числа ВПЛ на срок не менее чем 12 календарных месяцев, на переподготовку и повышение квалификации таких лиц определяется Кабинетом Министров Украины в пределах стоимости обучения по переподготовке и повышению квалификации.
Напомним, что сейчас (т. е. по 28 января 2023 года) сумма компенсации устанавливается в пределах стоимости обучения по переподготовке и повышению квалификации, но не может превышать 10-кратный размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на дату осуществления работодателем такой оплаты.
Следовательно, Кабинет Министров Украины своим постановлением должен определить максимальный размер компенсации расходов работодателя, трудоустраивающего зарегистрированных безработных из числа ВПЛ, на переподготовку и повышение квалификации таких лиц.
С 29 января 2023 года изложенной в новой редакции частью 4 статьи 24-1 Закона о занятости будет установлено, что в случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация в соответствии с частью 2 этой статьи, до окончания установленного срока сохранения гарантий занятости по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 36 (т. е. по соглашению сторон) или пунктом 1 части первой статьи 40 КЗоТ (т. е. в случае изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, сокращения численности или штата работников), сумма выплаченных денежных средств возвращается в полном объеме в бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (далее — ФСС на случай безработицы) или Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью (далее — ФСЗИ) в зависимости от источника финансирования компенсации, кроме случая, когда на его рабочее место работодателем трудоустроен другой зарегистрированный безработный по направлению центра занятости до окончания установленного срока сохранения гарантий занятости. В случае если на место уволенного работника трудоустроен зарегистрированный безработный из числа ВПЛ, выплата компенсации продолжается до окончания установленного срока сохранения гарантий занятости с учетом положений части 3 этой статьи.
Напомним, что сейчас (т. е. по 28 января 2023 года) компенсация возвращается в соответствующий Фонд в случае увольнения ВПЛ по инициативе работодателя или по согласию сторон до окончания установленного срока сохранения гарантий. Следовательно, если с 29 января 2023 года ВПЛ, трудоустроенное по направлению центра занятости, будет уволено по инициативе работодателя по иным основаниям, чем по пункту 1 части первой статьи 40 КЗоТ, то возвращать компенсацию соответствующему Фонду работодатель не обязан.
Что касается получения ВПЛ статуса безработного, то Законом № 2622 абзац семнадцатый пункта 5-2 раздела XI «Заключительные и переходные положения» Закона о занятости изложен в новой редакции, согласно которой во время действия военного положения для получения статуса безработного ВПЛ, а также лица, находящиеся на территориях, на которых ведутся боевые действия, у которых не расторгнуты трудовые договоры с работодателем, подают лично во время непосредственного посещения или в электронной форме с помощью средств Единого государственного веб-портала электронных услуг, веб-портала ГСЗ или с помощью средств телекоммуникационной связи в центр занятости заявление на имя работодателя о прекращении трудового договора на основании пункта 1 части первой статьи 36 КЗоТ (по соглашению сторон) или статей 38, 39 КЗоТ (по инициативе работника) по форме, определенной ГСЗ, о чем уведомляются работодатель (любыми средствами коммуникации, в том числе электронными), территориальный орган Государственной налоговой службы Украины и территориальный орган Пенсионного фонда Украины. Это положение не распространяется на прекращение трудовых договоров с руководителями предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также лицами, занимающими выборные должности. В случае если у таких лиц не прекращены трудовые договоры с работодателем, находящимся на неподконтрольной территории или о котором отсутствует информация о местонахождении, заявление хранится в центре занятости на подконтрольной территории до момента деоккупации (разблокирования) соответствующих территорий, после чего в течение 7 календарных дней уведомляется работодатель (любыми средствами коммуникации, в том числе электронными).
Аналогичные нормы теперь содержат часть 4 статьи 7 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» от 20.10.2014 № 1706-VII. Также в этом Законе указано, что датой прекращения трудового договора ВПЛ является день, следующий за днем подачи им заявления в центр занятости.
Компенсация работодателям расходов на уплату ЕСВ
и оплату труда в случае трудоустройства граждан,
имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству
С 29 января 2023 года вступят в силу подпункты 12 и 14 пункта 3 раздела I Закона № 2622, которыми вносятся изменения соответственно в статьи 26 и 27 Закона о занятости. Эти изменения касаются получения работодателями компенсаций при трудоустройстве указанных в части 1 статьи 14 Закона о занятости категорий граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, к которым относятся:
1) один из родителей или лицо, которое их заменяет и:
— содержит ребенка (детей) в возрасте до 6 лет;
— воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью;
— содержит без одного из супругов лицо с инвалидностью с детства (независимо от возраста) и/или лицо с инвалидностью I группы (независимо от причины инвалидности);
2) дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки;
3) лица, уволенные после отбывания наказания или принудительного лечения;
4) молодежь, которая закончила или прекратила обучение в заведениях общего среднего, профессионального (профессионально-технического), специального предвысшего и высшего образования, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы, военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период (в течение 6 месяцев после окончания или прекращения обучения или службы) и которая впервые принимается на работу;
5) лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» осталось 10 и менее лет;
6) лица с инвалидностью (далее — инвалиды), не достигшие пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»;
7) лица, которым исполнилось 15 лет и которые с согласия одного из родителей или лица, их заменяющего, могут, в виде исключения, приниматься на работу;
8) участники боевых действий, указанные в пунктах 19 – 21 части первой статьи 6 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;
9) неработающие трудоспособные лица, получающие государственную социальную помощь малоимущим семьям;
10) лица, в отношении которых согласно Закону Украины «О социальной и правовой защите лиц, в отношении которых установлен факт лишения личной свободы вследствие вооруженной агрессии против Украины, и членов их семей» установлен факт лишения личной свободы вследствие вооруженной агрессии против Украины, после их увольнения;
11) другие категории граждан, определенные Кабинетом Министров Украины, с учетом ситуации на рынке труда, а также установления карантина, возникновения чрезвычайной ситуации, введения чрезвычайного или военного положения в стране.
Обращаем внимание, что вышеприведенным пунктом 11 часть 1 статьи 14 Закона о занятости была дополнена Законом № 2622 с 29 октября 2022 года.
Что касается условий предоставления компенсации, то с 29 января 2023 года статья 26 Закона о занятости будет иметь следующую новую редакцию:
«Статья 26. Стимулирование трудоустройства граждан,
имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству
1. Работодателю, трудоустраивающему граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 7, 10 и 11 части первой статьи 14 этого Закона и находящихся в статусе зарегистрированного безработного более одного месяца, по направлению территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, на срок не менее чем два года компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен, но не больше двойного размера минимального страхового взноса. Общая продолжительность выплаты компенсации составляет 12 месяцев.
2. Работодателю, который по направлению территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, трудоустраивает на срок не менее одного года лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту осталось не более пяти лет, лиц, указанных в пунктах 6 и 8 части первой статьи 14 этого Закона и находящихся в статусе зарегистрированного безработного более одного месяца, компенсируются 50 процентов фактических расходов на оплату труда, но не больше размера минимальной заработной платы. Общая продолжительность выплаты компенсации составляет шесть месяцев.
3. Компенсации, указанные в частях первой и второй этой статьи, выплачиваются за счет денежных средств, предусмотренных в бюджете Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью (при трудоустройстве лица с инвалидностью из числа зарегистрированных безработных), в определенном Кабинетом Министров Украины порядке.
4. В случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация в соответствии с частью первой или второй этой статьи, до окончания установленного срока сохранения гарантий занятости по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 36 или пунктом 1 части первой статьи 40 Кодекса законов о труде Украины, сумма выплаченных денежных средств возвращается в полном объеме в бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы или Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью в зависимости от источника финансирования компенсации, кроме случая, когда на его рабочее место работодателем трудоустроен другой зарегистрированный безработный по направлению территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, до окончания установленного срока сохранения гарантий занятости.
В случае если на место уволенного работника трудоустроен зарегистрированный безработный из числа лиц, указанных в части первой или второй этой статьи, выплата компенсации продолжается до окончания установленного срока сохранения гарантий занятости с учетом положений части третьей этой статьи.».
Напомним, что сейчас (т. е. по 28 января 2023 года) статьей 26 Закона о занятости предусмотрено, что работодателю, трудоустраивающему на новое рабочее место граждан, указанных в части 1 статьи 14 этого Закона (кроме тех, которые определены пунктом 7 части 1 статьи 14), и которым предоставлен статус безработного, по направлению центров занятости, на срок не менее чем два года, ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере ЕСВ за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен (независимо от размера ЕСВ). Компенсация выплачивается в течение одного года со дня трудоустройства лица за счет денежных средств, предусмотренных в бюджете ФСС на случай безработицы и ФСЗИ (при трудоустройстве инвалида из числа зарегистрированных безработных, но которому в соответствии с законодательством пособие по безработице не назначается), в определенном Кабинетом Министров Украины порядке. В случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация в соответствии с частью 1 этой статьи, по инициативе работодателя или с согласия сторон до окончания двухлетнего срока со дня трудоустройства сумма выплаченных денежных средств возвращается в полном объеме в бюджет ФСС на случай безработицы или ФСЗИ в зависимости от источника компенсации или на его рабочее место по направлению центра занятости в пределах двухлетнего срока трудоустраивается другой безработный. В случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация в соответствии с частью 1 этой статьи, по соглашению сторон на его рабочее место по направлению центра занятости в пределах двухлетнего срока трудоустраивается другой безработный.1
1 Подробно о выплате компенсации работодателям на основании статьи 26 Закона о занятости шла речь в статье «Компенсация единого социального взноса при трудоустройстве безработных (часть 1)» журнала «Все о труде и зарплате» № 3/2019, стр. 76.
Таким образом, новшествами статьи 26 Закона о занятости с 29 января 2023 года являются:
— работодателям будет выплачиваться не только компенсация ЕСВ, начисленного на заработную плату за соответствующее лицо за месяц (в размере не более двойного размера минимального страхового взноса), в течение 12 месяцев со дня трудоустройства по направлению центра занятости безработных граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 7, 10 и 11 части 1 статьи 14 Закона о занятости, но и компенсация 50% фактических расходов на оплату труда, но не больше размера минимальной заработной платы, в течение 6 месяцев в случае трудоустройства на срок не менее одного года лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту осталось не более 5 лет, лиц, указанных в пунктах 6 и 8 части 1 статьи 14 Закона о занятости и находящихся в статусе зарегистрированного безработного более одного месяца;
— компенсация ЕСВ и расходов на оплату труда будет выплачиваться работодателям независимо от того, на новое или «старое» рабочее место трудоустроены по направлению центра занятости зарегистрированные безработные граждане, указанные в части 1 статьи 14 Закона о занятости;
— компенсацию ЕСВ и расходов на оплату труда работодателю необходимо будет возвращать в полном объеме в случае увольнения работников по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 36 КЗоТ (по соглашению сторон) или пунктом 1 части первой статьи 40 КЗоТ (изменения в организации производства и труда, в том числе ликвидация, реорганизация, банкротство или перепрофилирование предприятия, сокращение численности или штата работников), тогда как сейчас компенсацию ЕСВ следует возвращать в случае увольнения работника по соглашению сторон (по п. 1 ч. первой ст. 36 КЗоТ) и по инициативе работодателя. То есть если «льготный» работник, трудоустроенный по направлению центра занятости, будет уволен по инициативе работодателя по иным основаниям, чем по пункту 1 части первой статьи 40 КЗоТ, то возвращать компенсацию соответствующему Фонду работодатель не обязан;
— статья 26 Закона о занятости не будет содержать норму действующей редакции части 3 статьи 26 Закона о занятости, в которой указаны случаи, когда компенсация не выплачивается, но такие случаи с 29 января 2023 года будет содержать часть 4 статьи 20 Закона о занятости (см. ниже).
Компенсация работодателям расходов на уплату ЕСВ
при трудоустройстве безработных граждан на новые рабочие места
Статьей 27 Закона о занятости предусмотрена выплата компенсации ЕСВ субъектам малого предпринимательства, которые трудоустраивают зарегистрированных безработных на новые рабочие места, о чем мы подробно рассказывали на страницах журнала.2
2 Детально о выплате компенсации субъектам малого предпринимательства на основании статьи 27 Закона о занятости рассказано в статье «Компенсация единого социального взноса при трудоустройстве безработных (часть 1)» журнала «Все о труде и зарплате» № 3/2019, стр. 76.
С 29 января 2023 года части 2 и 3 статьи 27 Закона о занятости будут изложены в следующей новой редакции:
«2. Работодателю, который в течение 12 календарных месяцев обеспечивал создание новых рабочих мест, трудоустраивал на них работников и в течение этого периода ежемесячно осуществлял им выплату заработной платы в размере не менее трех минимальных заработных плат за каждое лицо, в течение следующих 12 календарных месяцев при условии сохранения уровня заработной платы платы в размере не менее трех минимальных заработных плат за каждое такое лицо ежемесячно за счет денежных средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных в бюджете Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, компенсируются фактические расходы в размере 50 процентов суммы начисленного единого взноса за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
При уменьшении штатной численности работников и/или фонда оплаты труда работодатель утрачивает право на компенсацию.
3. Субъектам малого предпринимательства, которые трудоустраивают зарегистрированных безработных на срок не менее чем два года по направлению территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, на новые рабочие места компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен. Общая продолжительность выплаты компенсации составляет 12 месяцев.
Компенсация выплачивается за счет денежных средств, предусмотренных на такие цели в бюджете Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью (при трудоустройстве лица с инвалидностью из числа зарегистрированных безработных), в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
В случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация в соответствии с абзацем первым этой части, до окончания установленного срока сохранения гарантий занятости по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 36 или пунктом 1 части первой статьи 40 Кодекса законов о труде Украины, сумма выплаченных денежных средств возвращается в полном объеме в бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы или Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью в зависимости от источника финансирования компенсации, кроме случая, когда на его рабочее место работодателем трудоустроен другой зарегистрированный безработный по направлению территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, до окончания установленного срока сохранения гарантий занятости.».
Обращаем внимание, что новая редакция части 2 статьи 27 Закона о занятости, которая вступит в силу с 29 января 2023 года, дословно повторяет редакцию действующей части 3 статьи 24 Закона о занятости3, которая с 29 января 2023 года будет изложена в другой редакции, поэтому фактически с указанной даты ничего не изменится (норма части 3 статьи 24 станет нормой части 2 статьи 27 Закона о занятости).
3 О выплате компенсации ЕСВ работодателям на основании части 3 статьи 24 Закона о занятости подробно рассказано в статье «Компенсация единого социального взноса при трудоустройстве граждан на новое рабочее место (часть 2)» журнала «Все о труде и зарплате» № 4/2019, стр. 71.
Напомним, что сейчас (т. е. по 28 января 2023 года) согласно частям 2 и 3 статьи 27 Закона о занятости субъектам малого предпринимательства, трудоустраивающим безработных на срок не менее чем два года по направлению центров занятости на новые рабочие места в приоритетных видах экономической деятельности, ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере ЕСВ за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен. Компенсация выплачивается за счет денежных средств, предусмотренных на такие цели в бюджете ФСС на случай безработицы и ФСЗИ (при трудоустройстве инвалида из числа зарегистрированных безработных, но которому в соответствии с законодательством пособие по безработице не назначается), в течение одного года со дня трудоустройства безработного в порядке и по перечню приоритетных видов экономической деятельности, определенных Кабинетом Министров Украины. В случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация, по инициативе работодателя до окончания двухлетнего срока со дня трудоустройства сумма предоставленных денежных средств возвращается в полном объеме в бюджет ФСС на случай безработицы или ФСЗИ в зависимости от источника компенсации или на его рабочее место по направлению центра занятости в пределах двухлетнего срока трудоустраивается другой безработный.
Таким образом, новшествами статьи 27 Закона о занятости (кроме включения в нее нормы действующей части 3 статьи 24 Закона о занятости) с 29 января 2023 года являются:
— компенсация ЕСВ будет выплачиваться всем субъектам малого предпринимательства (не только в приоритетных видах экономической деятельности, перечень которых утвержден постановлением Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы реализации статьи 26 и части второй статьи 27 Закона Украины «О занятости населения» от 15.04.2013 № 347), но не более 12 месяцев;
— компенсацию ЕСВ субъектам малого предпринимательства необходимо будет возвращать в полном объеме в случае увольнения работника до окончания установленного срока сохранения гарантий занятости по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 36 КЗоТ (по соглашению сторон) или пунктом 1 части первой статьи 40 КЗоТ (изменения в организации производства и труда, в том числе ликвидация, реорганизация, банкротство или перепрофилирование предприятия, сокращение численности или штата работников), тогда как сейчас компенсацию ЕСВ следует возвращать в случае увольнения работника по инициативе работодателя. То есть если работник будет уволен по инициативе работодателя по иным основаниям, чем по пункту 1 части первой статьи 40 КЗоТ, то возвращать компенсацию ЕСВ соответствующему Фонду субъект малого предпринимательства не обязан. В то же время теперь ему придется возвращать компенсацию ЕСВ в случае увольнения работника по пункту 1 части первой статьи 36 КЗоТ (по соглашению сторон).
Также с 29 января 2023 года будет исключена часть 4 статьи 27 Закона о занятости, в которой указаны случаи, когда компенсация не выплачивается, но такие случаи с 29 января 2023 года будет содержать часть 4 статьи 20 Закона о занятости (см. ниже).
Компенсация работодателям части расходов на уплату ЕСВ при трудоустройстве безработных,
зарегистрированных в службе занятости более 6 месяцев
С 29 апреля 2023 года вступит в силу подпункт 13 пункта 3 раздела I Закона № 2622, которым Закон о занятости дополняется статьей 26-1. Эта статья будет иметь следующую редакцию:
«Статья 26-1. Содействие занятости зарегистрированных безработных
1. Работодателю, трудоустраивающему лицо, находящееся в статусе зарегистрированного безработного более шести месяцев, по направлению территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, на срок не менее чем два года компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен, но не более двойного размера минимального страхового взноса. Общая продолжительность выплаты компенсации составляет 12 месяцев.
2. Компенсация выплачивается за счет денежных средств, предусмотренных в бюджете Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью (при трудоустройстве лица с инвалидностью из числа зарегистрированных безработных), в определенном Кабинетом Министров Украины порядке.
3. В случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация в соответствии с частью первой этой статьи, до окончания установленного срока сохранения гарантий занятости по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 36 или пунктом 1 части первой статьи 40 Кодекса законов о труде Украины, сумма выплаченных денежных средств возвращается в полном объеме в бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы или Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью в зависимости от источника финансирования компенсации, кроме случая, когда на его рабочее место работодателем трудоустроен другой зарегистрированный безработный по направлению территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, до окончания установленного срока сохранения гарантий занятости.
В случае если на место уволенного работника трудоустроен зарегистрированный безработный из числа лиц, указанных в части первой этой статьи, выплата компенсации продолжается до окончания установленного срока сохранения гарантий занятости с учетом положений части второй этой статьи.».
Таким образом, нормы частей 1, 2 и 3 статьи 26-1 Закона о занятости, вступающие в силу с 29 апреля 2023 года, во многом повторяют нормы частей 1, 3 и 4 статьи 26 Закона о занятости (см. выше), вступающих в силу с 29 января 2023 года, а отличаются от них только тем, что в первых речь идет о трудоустройстве по направлению центра занятости любых граждан, находящихся в статусе зарегистрированного безработного более 6 месяцев, а во вторых речь идет о трудоустройстве по направлению центра занятости граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 7, 10 и 11 части 1 статьи 14 этого Закона (т. е. граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству) и находящихся в статусе зарегистрированного безработного более одного месяца.
Стажировка получателей образования и компенсация работодателям
части оплаты труда при трудоустройстве молодежи
С 29 апреля 2023 года вступит в силу подпункт 15 пункта 3 раздела I Закона № 2622, которым в новой редакции излагается статья 29 Закона о занятости.
Статья 29 Закона о занятости с 29 апреля 2023 года будет иметь следующую новую редакцию:
«Статья 29. Расширение возможностей для повышения конкурентоспособности молодежи
1. С целью приобретения опыта по выполнению профессиональных задач и обязанностей, совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений, изучения и усвоения новых технологий, техники, приобретения дополнительных компетентностей получатели профессионального (профессионально-технического), специального предвысшего, высшего образования, которые получили профессию (квалификацию) по образовательно-квалификационному уровню квалифицированного рабочего, специальность по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста, образовательно-профессиональную степень профессионального младшего бакалавра, степени высшего образования младшего бакалавра или бакалавра и продолжают получать образование на следующем уровне образования, имеют право проходить стажировку по профессии (специальности), по которой получается образование, у работодателя на условиях, определенных договором о стажировке, срок которой не может превышать шести месяцев.
В случае если в период стажировки лицо, указанное в части первой этой статьи, выполняет профессиональные работы, работодатель за все работы, выполненные в соответствии с предоставленными задачами, осуществляет выплату ему заработной платы согласно установленным системам оплаты труда по нормам, расценкам, ставкам (окладам) с учетом коэффициентов, доплат и надбавок. Запись о прохождении стажировки работодатель вносит в трудовую книжку (при наличии), которая в случае отсутствия по требованию работника оформляется согласно законодательству.
Сведения о прохождении стажировки вносятся в реестр застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, установленном Пенсионным фондом Украины по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения.
Порядок заключения договора о стажировке и типовая форма договора о стажировке утверждаются Кабинетом Министров Украины.
2. Заведения высшего, специального предвысшего, профессионального (профессионально-технического) образования совместно с работодателями, территориальными органами центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, способствуют получателям образования в доступе к информации о возможности стажировки и ее прохождении, о возможностях трудоустройства в свободное от обучения время, после окончания обучения и получения образования.
3. Стажировка проводится под руководством работника, определенного работодателем.
Работа руководителей стажировки, назначенных работодателем из числа его работников, может оплачиваться работодателем за счет денежных средств, предусмотренных на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров, дополнительно на срок стажировки ежемесячно в размерах не менее 5 процентов суммы основной заработной платы, которую они получают по основному месту работы.
4. Работодателю, который по направлению территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, трудоустраивает зарегистрированного безработного, компенсируются 50 процентов минимальной заработной платы за соответствующее лицо за месяц.
Компенсация предоставляется за трудоустройство зарегистрированных безработных из числа лиц:
— в возрасте до 25 лет, которые суммарно имеют страховой стаж не более 12 месяцев;
— в возрасте до 35 лет — на первое рабочее место;
— уволенных со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы — на первое рабочее место после такого увольнения.
Общая продолжительность выплаты компенсации составляет не более шести месяцев при условии сохранения гарантий занятости лица в течение периода, превышающего выплаты в два раза.
Лица, указанные в абзацах втором – пятом этой части, могут один раз воспользоваться правом на трудоустройство у работодателя с компенсацией за них части расходов на оплату труда.
Компенсация выплачивается за счет денежных средств, предусмотренных на такие цели в бюджете Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью (при трудоустройстве лица с инвалидностью из числа зарегистрированных безработных), в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
В случае увольнения работника, за которого выплачивалась компенсация в соответствии с этой частью, до окончания установленного срока сохранения гарантий занятости по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 36 или пунктом 1 части первой статьи 40 Кодекса законов о труде Украины, сумма выплаченных денежных средств возвращается в полном объеме в бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы или Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью в зависимости от источника финансирования компенсации, кроме случая, когда на его рабочее место работодателем трудоустроен другой зарегистрированный безработный по направлению территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, до окончания установленного срока сохранения гарантий занятости.
В случае если на место уволенного работника трудоустроен зарегистрированный безработный из числа лиц, указанных в абзацах втором – пятом этой части, выплата компенсации продолжается до окончания установленного срока сохранения гарантий занятости с учетом положений абзацев шестого и восьмого этой части.».
Напомним, что сейчас в статье 29 Закона о занятости указано, что студенты заведений специального предвысшего и высшего образования, ученики заведений профессионального (профессионально-технического) образования, которые получили профессию (квалификацию) по образовательно-квалификационному уровню «квалифицированный рабочий», образовательно-профессиональной степени «профессиональный младший бакалавр», образовательной степени «младший бакалавр», «бакалавр», «магистр» и продолжают обучаться на следующем образовательно-квалификационном уровне, имеют право проходить стажировку по профессии (специальности), по которой получается образование, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, на условиях, определенных договором о стажировке в свободное от обучения время.
Таким образом, с 29 апреля 2023 года в статье 29 Закона о занятости речь будет идти о стажировке получателей профессионального (профессионально-технического), специального предвысшего, высшего образования, которые продолжают получать образование на следующем уровне образования (но среди них уже не упоминаются те, которые получили образовательную степень «магистр»), у любого работодателя (в том числе у физического лица – предпринимателя), а не только на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Кроме того, с 29 апреля 2023 года статья 29 Закона о занятости будет содержать норму в обновленной части 4, которая будет предусматривать предоставление работодателю компенсации 50% минимальной заработной платы в месяц за трудоустроенную по направлению центра занятости молодежь:
— лиц в возрасте до 25 лет, которые суммарно имеют страховой стаж не более 12 месяцев;
— лиц до 35 лет — на первое рабочее место;
— лиц, уволенных со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы — на первое рабочее место после такого увольнения.
Обращаем внимание, что выплата компенсаций ЕСВ и расходов на оплату труда, указанных в частях 1 и 2 статьи 26 Закона о занятости в редакции с 29 января 2023 года, выплата компенсации ЕСВ, указанной в частях 2 и 3 статьи 27 Закона о занятости в редакции с 29 января 2023 года, выплата компенсации ЕСВ, указанной в части 1 статьи 26-1 Закона о занятости в редакции с 29 апреля 2023 года, выплата компенсации расходов на оплату труда, указанной в части 4 статьи 29 Закона о занятости в редакции с 29 апреля 2023 года, должны осуществляться в определенном Кабинетом Министров Украины порядке. Поэтому Кабмин должен утвердить такой порядок или внести изменения в свое постановление «Некоторые вопросы реализации статьи 26 и части второй статьи 27 Закона Украины «О занятости населения» от 15.04.2013 № 347, которым утвержден Порядок компенсации работодателям расходов в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.
Условия получения безработными и работодателями компенсаций, предусмотренных
Законом о занятости, в том числе во время военного положения
С 29 января 2023 года вступит в силу подпункт 7 пункта 3 раздела I Закона № 2622, которым статья 20 Закона о занятости будет дополнена частями 2–4 следующего содержания:
«2. Для содействия занятости зарегистрированное безработное лицо раз в пять лет имеет право на трудоустройство у работодателя с компенсацией за него расходов в соответствии с этим Законом (кроме профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации), если иное не предусмотрено положениями этого Закона.
3. Компенсации, пособия, другие выплаты (далее — государственная помощь) субъектам хозяйствования, предусмотренные этим Законом, статьями 7 и 7-1 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», предоставляются с учетом положений Закона Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования».
Сумма государственной помощи по этим и любым другим направлениям государственной поддержки и/или помощи (независимо от ее видов и источников) не может превышать сумму незначительной государственной помощи, определенной Законом Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования».
4. Государственная помощь субъекту хозяйствования в соответствии с этим Законом не предоставляется при наличии одного из следующих случаев:
1) субъект хозяйствования имеет задолженность:
по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование;
по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;
по выплате заработной платы;
перед государственным (местным) бюджетом более 6 месяцев;
2) субъект хозяйствования признан в установленном порядке банкротом или в отношении него возбуждено дело о банкротстве, или открыта ликвидационная процедура;
3) субъект хозяйствования признает свою несостоятельность своевременно выполнять обязательства перед кредиторами из-за неудовлетворительного состояния финансово-хозяйственной деятельности».
Напомним, что сейчас (т. е. по 28 января 2023 года) согласно части 3 статьи 26 и части 4 статьи 27 Закона о занятости компенсация ЕСВ не выплачивается в случае, если работодатель:
1) имеет задолженность по уплате ЕСВ и/или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;
2) признан в установленном порядке банкротом или в отношении него возбуждено дело о банкротстве.
Таким образом, с 29 января 2023 года будет расширено количество случаев, когда компенсация ЕСВ и части расходов на оплату труда трудоустроенных безработных, предусмотренная Законом о занятости, не будет предоставляться работодателям. При этом зарегистрированное безработное лицо только один раз в 5 лет будет иметь право на трудоустройство у работодателя с компенсацией за него расходов в соответствии с Законом о занятости (т. е. если за трудоустроенного безработного один работодатель уже получил компенсацию ЕСВ или расходов на оплату труда, то последующие работодатели такого лица в пределах 5 лет не смогут на него получить компенсацию, даже если ими будут выполнены все условия для ее получения).
Обращаем внимание, что вышепроцитированные абзацы первый и второй части 3 статьи 20 Закона о занятости в редакции с 29 января 2023 года, которые приведены в абзацах третьем и четвертом подпункта 7 пункта 3 раздела I Закона № 2622 (относительно предоставления субъектам хозяйствования компенсаций, других выплат, предусмотренных, в частности, Законом о занятости, сумма которых совокупно не может превышать сумму незначительной государственной помощи, определенной пунктом 9 части 1 статьи 1 Закона Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» от 01.07.2014 № 1555-VII, то есть не может превышать за любой трехлетний период сумму, эквивалентную 200 тысячам евро, определенную по официальному валютному курсу НБУ на последний день финансового года), не применяются во время действия военного положения, о чем указано в пункте 2 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 2622.
Следовательно, есть риск того, что во время действия военного положения, которое продлено до 19 февраля 2023 года, работодатели не будут получать компенсации, предусмотренные статьями 24, 24-1, 26, 26-1, 27, 29 Закона о занятости, или будут получать их не в полном объеме.
В подпункте 1 пункта 3 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 2622 установлено, что субъектам хозяйствования, которым на день вступления в силу этого Закона (т. е. на 29 октября 2022 года) назначены соответственно выплата материального обеспечения на случай безработицы или пособие по частичной безработице, или компенсации, определенные Законом о занятости и Законом о безработице, такие выплаты осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных законодательством, которое действовало до вступления в силу этого Закона.
Массовое увольнение работников
Как мы уже сообщали4, с 19 июля 2022 года в пункте 6 части первой статьи 41 КЗоТ появилось новое основание для увольнения работника по инициативе работодателя — невозможность обеспечения работника работой, определенной трудовым договором, в связи с уничтожением (отсутствием) производственных, организационных и технических условий, средств производства или имущества работодателя вследствие боевых действий.
В связи с вышеизложенным пункт 2 части 3 статьи 50 Закона о занятости дополнен абзацем третьим, которым установлено, что в случае увольнения работников в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 41 КЗоТ работодатель не позднее чем за 10 календарных дней до запланированного увольнения работников предоставляет первичным профсоюзным организациям информацию об этих мероприятиях, включая информацию о причинах увольнения, количестве и категориях работников, которых это может касаться, о сроках проведения увольнения. В случае если увольнение работников является массовым в соответствии со статьей 48 этого Закона, работодатель за 10 календарных дней до проведения увольнения уведомляет центр занятости о запланированном увольнении работников, а также в течение 5 календарных дней проводит консультации с профсоюзами о мерах по предотвращению увольнений или сведению их количества к минимуму или смягчению неблагоприятных последствий любых увольнений.
Абзац третий пункта 4 статьи 50 Закона о занятости также дополнен нормой, согласно которой информация о массовом увольнении работников в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 41 КЗоТ подается работодателем в центр занятости не позднее чем за 10 календарных дней до увольнения.
Аналогичные вышеприведенным нормы содержит с 19 июля 2022 года и статья 49-2 КЗоТ. При этом о предстоящем увольнении в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 41 КЗоТ работников персонально предупреждают не позднее чем за 10 календарных дней (ч. седьмая ст. 49-2 КЗоТ).
Поскольку отдельная форма информации о запланированном массовом увольнении работников в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 41 КЗоТ на сегодня нормативным актом не утверждена, рекомендуем использовать форму № 4-ПН «Информация о запланированном массовом увольнении работников в связи с изменениями в организации производства и труда», утвержденную приказом Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от 18.03.2021 № 563.
Финансирование привлечения безработных к общественным работам
В статье 31 Закона о занятости часть 6 изложена в следующей новой редакции:
«6. Финансирование организации общественных работ осуществляется за счет денежных средств местных бюджетов, работодателей и других не запрещенных законодательством источников.
В случае привлечения зарегистрированных безработных к общественным работам в условиях военного положения, карантина или режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения финансирование организации таких работ может осуществляться на условиях финансирования и/или софинансирования за счет денежных средств, определенных абзацем первым этой части, и Фонда обязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы» (было — за счет денежных средств местных бюджетов и/или ФСС на случай безработицы).