Разъяснение Директората развития рынка труда и условий оплаты труда Министерства экономики Украины «Ответы на распространенные вопросы из сферы трудовых отношений в условиях военного времени» от 23.03.2022
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
ДИРЕКТОРАТ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА И УСЛОВИЙ ОПЛАТЫ ТРУДА
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 23.03.2022
Ответы на распространенные вопросы из сферы
трудовых отношений в условиях военного времени
1. Общее описание ситуации в сфере трудовых отношений
Основополагающие права граждан, связанные с реализацией права на труд, предусмотрены статьями 43–46 Конституции Украины.
Вместе с тем согласно статье 64 Конституции Украины в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями 24, 25, 27, 28, 29, 40, 47, 51, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63 этой Конституции.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» в указе Президента Украины о введении военного положения указывается исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются в связи с введением военного положения с указанием срока действии этих ограничений, а также временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.
Указом Президента Украины от 24.04.2022 № 64/2022 (далее — Указ) в Украине введено военное положение с 05 часов 30 минут 24 февраля 2022 года на срок 30 суток.1
1 В настоящее время военное положение продлено до 05 часов 30 минут 25 мая 2022 года. (Ред.)
Согласно пункту 3 Указа в связи с введением в Украине военного положения временно, на период действия правового режима военного положения, могут ограничиваться конституционные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные статьями 30 – 34, 38, 39, 41 – 44, 53 Конституции Украины, а также вводиться временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц в пределах и объеме, необходимых для обеспечения возможности введения и осуществления мероприятий правового режима военного положения, предусмотренные частью первой статьи 8 Закона Украины «О правовом режиме военного положения».
15.03.2022 Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» № 2136-ІХ (далее — Закон № 2136-ІХ).2
2 Этот Закон вступил в силу 24 марта 2022 года и опубликован на стр. 77 этого номера. (Ред.)
В соответствии с пунктом 2 раздела «Заключительные положения» Закона № 2136-ІХ глава XIX «Заключительные положения» Кодекса законов о труде Украины дополнена пунктом 2 следующего содержания:
«2. Во время действия военного положения, введенного в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме военного положения», действуют ограничения и особенности организации трудовых отношений, установленные Законом Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения».
Согласно частям второй, третьей статьи 1 Закона № 2136-ІХ на период действия военного положения вводятся ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в соответствии со статьями 43, 44 Конституции Украины. В период действия военного положения не применяются нормы законодательства о труде в части отношений, урегулированных этим Законом.
Учитывая вышеизложенное, положения Закона № 2136-ІХ, регулирующие некоторые аспекты трудовых отношений иначе, чем Кодекс законов о труде Украины, имеют приоритетное применение на период действия военного положения.
В то же время другие нормы законодательства о труде, не противоречащие положениям Закона № 2136-ІХ, также могут или должны применяться в отношениях между работником и работодателем.
2. Как оформлять мобилизованных? Какие выплаты им полагаются?
Статьей 17 Конституции Украины, которая является нормой прямого действия и подлежит выполнению, установлено, что защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности являются важнейшими функциями государства, делом всего Украинского народа.
Указом Президента Украины от 24.02.2022 № 64/2022 в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины, на основании предложения Совета национальной безопасности и обороны Украины, согласно пункту 20 части первой статьи 106 Конституции Украины, Закону Украины «О правовом режиме военного положения» с 05 часов 30 минут 24 февраля 2022 года в Украине введено военное положение на срок 30 суток.3
3 В настоящее время военное положение продлено до 05 часов 30 минут 25 мая 2022 года. (Ред.)
Также Указом Президента Украины от 24.02.2022 № 69/2022 объявлено проведение общей мобилизации.
Согласно статье 119 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству Украины эти обязанности могут выполняться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», предоставляются гарантии и льготы в соответствии с этими законами.
За работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения сохраняются место работы, должность и средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и для физических лиц – предпринимателей, у которых они работали на время призыва. Таким работникам осуществляется выплата денежного обеспечения за счет средств Государственного бюджета Украины в соответствии с Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».
Учитывая перечисленные гарантии, работники, призванные на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятые на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения не подлежат увольнению на основании пункта 3 части первой статьи 36 КЗоТ, а только освобождаются от выполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором, что оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя.
Основанием для сохранения места работы, должности и среднего заработка на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц является сам факт призыва или принятия работника на военную службу по контракту (который подтверждается предоставленными собственнику или уполномоченному им органу соответствующими справками, выписками из приказов, повестками, распоряжениями, выписками из приказов о включении в личный состав воинской части и т. д.) во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения.
2.1. Относительно добровольцев территориальной обороны
В соответствии с частью третьей статьи 9 Закона Украины «Об основах национального сопротивления» в состав добровольческих формирований территориальных общин зачисляются граждане Украины, которые отвечают требованиям, установленным Положением о добровольческих формированиях территориальных общин, прошли медицинский, профессиональный и психологический отбор и подписали контракт добровольца территориальной обороны.
Следует отметить, что согласно части второй статьи 24 Закона Украины «Об основах национального сопротивления» на членов добровольческих формирований территориальных общин во время их участия в мероприятиях подготовки добровольческих формирований территориальных общин, а также выполнения ими задач территориальной обороны распространяются гарантии социальной и правовой защиты, предусмотренные Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».
Дополнительно информируем, что в соответствии со статьей 1 Закона Украины «Об обороне Украины» особый период — период, наступающий с момента оглашения решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.
Кроме того, статьей 1 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» определено, что особый период — период функционирования национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, сил гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций, а также выполнения гражданами Украины своей конституционной обязанности по защите Отчизны, независимости и территориальной целостности Украины, который наступает с момента оглашения решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей о скрытой мобилизации или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.
В соответствии с частью первой статьи 119 КЗоТ на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству Украины эти обязанности могут выполняться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Учитывая специфику службы в территориальной обороне, которая может предусматривать не постоянное, а периодическое привлечение работника к выполнению своих обязанностей, считаем, что работодателю не нужно в обязательном порядке издавать приказ об освобождении работника от выполнения работы по трудовому договору.
В каждом конкретном случае следует исходить из уровня привлечения работника к участию в территориальной обороне, количества рабочего времени, которое тратит работник на эту деятельность, эффективности и возможности выполнения его обязанностей по трудовому договору.
При этом на время выполнения работниками обязанностей по территориальной обороне в рабочее время им гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Документами, подтверждающими участие в территориальной обороне, является контракт добровольца территориальной обороны.
3. Самый простой способ оформления работников, которые покинули территорию боевых действий или сидят дома — дистанционная работа.
Если специфика выполнения работы предусматривает возможность ее осуществления удаленно, с помощью информационно-коммуникационных технологий, работодателю целесообразно принять решение о переводе работника на дистанционную работу.
В соответствии с частью первой статьи 60-2 КЗоТ дистанционная работа — это форма организации труда, при которой работа выполняется работником вне рабочих помещений или территории собственника или уполномоченного им органа, в любом месте по выбору работника и с использованием информационно-коммуникационных технологий.4
4 О различных аспектах выполнения дистанционной работы подробно рассказано в статье «Дистанционная работа: особенности выполнения» журнала «Все о труде и зарплате» № 2/2021, стр. 94. (Ред.)
Согласно пункту 6-1 части первой статьи 24 КЗоТ трудовой договор заключается, как правило, в письменной форме. Соблюдение письменной формы обязательно при заключении трудового договора о дистанционной работе или о надомной работе.
В то же время частью первой статьи 2 Закона № 2136-ІХ установлено, что в период действия военного положения стороны по согласию определяют форму трудового договора.
Вместе с тем сторонам не запрещено использовать для дистанционной работы типовую форму трудового договора о дистанционной работе, утвержденную приказом Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от 5 мая 2021 г. № 913-21 «Об утверждении типовых форм трудовых договоров о надомной и дистанционной работе».5
5 Подробно о применении типовой формы трудового договора о дистанционной работе идет речь в разъяснении Минэкономики от 30.08.2021 в журнале «Все о труде и зарплате» № 9/2021, стр. 106. (Ред.)
В соответствии с частью второй статьи 3 Закона № 2136-ІХ в период действия военного положения нормы части третьей статьи 32 Кодекса законов о труде Украины и других законов Украины об уведомлении работника об изменении существенных условий труда не применяются.
Следовательно, перевод работника на дистанционную работу не требует обязательного предупреждения за 2 месяца об изменении существенных условий труда.
Следует учитывать, что в условиях военных действий возможны отключения коммуникаций, позволяющих выполнение дистанционной работы — электроэнергия и сеть Интернет.
Невозможность выполнения работником дистанционной работы в связи с отсутствием соответствующих коммуникаций, по нашему мнению, не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины.
Если трудовой договор о дистанционной работе не заключался, а работник был переведен на дистанционную работу приказом работодателя, рекомендуем с целью надлежащей организации выполнения дистанционной работы, ознакомления работника с приказами (распоряжениями), сообщениями, поручениями, заданиями и другими документами работодателя заранее договориться о коммуникации и взаимодействии между сторонами при выполнении дистанционной работы:
— определить средства электронной связи (например, электронная почта, номер телефона, мобильное приложение и т. п.);
— условия отчетности работника о выполненной работе (если это необходимо);
— условия уведомления работником о возникновении ситуаций, исключающих надлежащее выполнение дистанционной работы;
— другие условия коммуникации и взаимодействия сторон.
Обращаем внимание, что общая продолжительность рабочего времени не может превышать норм, предусмотренных статьями 50 и 51 КЗоТ, а работнику, выполняющему дистанционную работу, гарантируется период свободного времени для отдыха (период отключения), во время которого работник может прерывать любую информационно- телекоммуникационную связь с собственником или уполномоченным им органом, и это не считается нарушением условий трудового договора или трудовой дисциплины. Период свободного времени для отдыха (период отключения) определяется в трудовом договоре о дистанционной работе.
По возможности может быть введен также гибкий режим рабочего времени6 и надомная работа7 (статьи 60, 60-1 КЗоТ).
6 О гибком режиме рабочего времени подробно рассказано в статье «Работа с гибким режимом рабочего времени» журнала «Все о труде и зарплате» № 2/2021, стр. 72. (Ред.)
7 Об особенностях выполнения надомной работы детально идет речь в статье «Надомная работа: организация, учет, оплата» журнала «Все о труде и зарплате» № 2/2021, стр. 80. (Ред.)
3.1. Что делать с теми, кто не может выйти на работу и не может выполнять ее дистанционно?
По возможности целесообразно предоставить работникам оплачиваемые отпуска (ежегодные, социальные), а также отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемые в обязательном порядке, и отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемые по соглашению сторон в порядке, определенном законодательством (ст. ст. 25, 26 Закона Украины «Об отпусках»).
Согласно части третьей статьи 12 Закона № 2136-ІХ в течение периода действия военного положения работодатель по просьбе работника может предоставлять ему отпуск без сохранения заработной платы без ограничения срока, установленного частью первой статьи 26 Закона Украины «Об отпусках».
3.2. Как оформить отсутствие на работе работника, оставившего свое место работы в связи с проведением боевых действий на соответствующей территории, и как учитывать такое отсутствие?
Отсутствие работника на работе в связи с боевыми действиями не может быть квалифицировано как прогул без уважительной причины. Поэтому до выяснения причин отсутствия работника и получения от него письменных объяснений целесообразно учитывать его как работника, отсутствующего по невыясненным или по другим причинам.
4. Что делать с работниками в случае, если предприятие не может функционировать или если невозможна работа части структурных подразделений?
а) Объявление простоя.
Согласно статье 34 КЗоТ простой — это остановка работы, вызванная отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами.
В случае простоя работники могут быть переведены с их согласия с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации на все время простоя или на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же местности на срок до одного месяца.
Введение простоя оформляется приказом руководителя, с которым работников ознакамливают возможным способом, в том числе с помощью средств электронной связи. Оплата простоя осуществляется из расчета не ниже двух третьих тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). На условиях, предусмотренных в коллективном договоре, оплата за время простоя может осуществляться в большем размере.
Руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, финансируемых или дотируемых из бюджета, до прекращения или отмены военного положения в Украине в пределах фонда заработной платы, предусмотренного в смете, могут самостоятельно определять размер оплаты времени простоя работников, но не ниже двух третьих тарифной ставки установленного работнику тарифного разряда (должностного оклада) (постановление Кабинета Министров Украины от 07.03.2022 № 221 8).
8 Это постановление опубликовано на стр. 88 этого номера. (Ред.)
б) Приостановление действия трудового договора
Статьей 13 Закона № 2136-IX введен механизм приостановления действия трудового договора.
Приостановление действия трудового договора — это временное прекращение работодателем обеспечения работника работой и временное прекращение работником выполнения работы по заключенному трудовому договору.
Действие трудового договора может быть приостановлено в связи с военной агрессией против Украины, что исключает возможность предоставления работы.
Приостановление действия трудового договора не влечет прекращения трудовых отношений.
О приостановлении действия трудового договора работодатель и работник по возможности должны уведомить друг друга любым доступным способом.
Учитывая вышеизложенное, главным условием приостановления действия трудового договора является абсолютная невозможность предоставления работодателем и выполнения работником соответствующей работы.
Инициатором приостановления трудового договора могут быть как работодатель, так и работник.
В то же время с целью устранения правовой неопределенности рекомендуем сторонам уведомлять друг друга о приостановлении трудового договора в письменном виде или в электронной форме с использованием технических средств электронных коммуникаций.
Согласно части третьей статьи 13 Закона № 2136-ІХ возмещение заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат работникам на время приостановления действия трудового в полном объеме возлагается на государство, осуществляющее военную агрессию против Украины.
Таким образом, при приостановлении трудового договора работодатель должен продолжать ведение учета в части начисления заработной платы и компенсационных выплат, которые причитались бы работнику, если бы не было такого приостановления.
5. Можно ли работника, не появляющегося на работе вследствие обстоятельств, связанных с боевыми действиями, направить «задним числом» в отпуск, в т. ч. карантинный?
Нет.
Однако указанное время неявки работника в табеле учета использования рабочего времени целесообразно отмечать условным обозначением «I» — прочие причины неявок или «НЗ» — неявка по невыясненным причинам.
Следует отметить, что работники, не выходящие на работу вследствие ведения военных действий и связанных с ними обстоятельств, не могут быть уволены по пункту 4 части первой статьи 40 КЗоТ за прогул без уважительной причины.
Указанное обусловлено необходимостью сохранения жизни и здоровья таких работников и их семей и считается отсутствием на работе по уважительным причинам.
6. Будет ли Гоструда налагать штрафы за нарушение законодательства сейчас, если обнаружит его после окончания военного времени?
Торгово-промышленная палата Украины (ТПП) сообщила об удостоверении факта наступления форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) с 24 февраля 2022 года.
Так, согласно письму ТПП от 28.08.2022 № 2024/02.0-7.1 Торгово-промышленная палата Украины (далее — ТПП Украины) на основании статей 14 и 14-1 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.1997 № 671/97-BP, Устава ТПП Украины, этим удостоверяет форс мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы): военную агрессию Российской Федерации против Украины, что стало основанием введения военного положения с 05 часов 30 минут 24 февраля 2022 года на срок 30 суток, в соответствии с Указом Президента Украины от 24 февраля 2022 года № 64/2022 «О введении военного положения в Украине».9
9 В настоящее время военное положение продлено до 05 часов 30 минут 25 мая 2022 года. (Ред.)
Учитывая это, ТПП Украины подтверждает, что указанные обстоятельства с 24 февраля 2022 года до их официального окончания являются чрезвычайными, неотвратимыми и объективными обстоятельствами для субъектов хозяйственной деятельности и/или физических лиц по договору, отдельным налоговым или другим обязательствам/обязанности, выполнение которых/ой наступило согласно условиям договора, контракта, соглашения, законодательных или других нормативных актов и выполнение которых/ой стало невозможным в установленный срок вследствие наступления таких форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы).
Согласно части первой статьи 9 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК) Положения этого Кодекса применяются к урегулированию отношений, возникающих в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также к трудовым и семейным отношениям, если они не урегулированы другими актами законодательства.
В соответствии с частью первой статьи 617 ГК лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за нарушение обязательства, если оно докажет, что это нарушение произошло в результате случая или непреодолимой силы.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что в условиях военного положения положение ГК об освобождении от ответственности за нарушение обязательства должно применяться и к обязательствам по трудовым отношениям.
Вместе с тем, обращаем внимание, что освобождение от ответственности за нарушение обязательства вследствие форс-мажорных обстоятельств (непреодолимой силы) не освобождает от выполнения самого обязательства.
Таким образом, после устранения вышеупомянутых обстоятельств лицо обязано выполнить все свои обязательства перед другой стороной.
7. Как выплачивать заработную плату, если у бухгалтера нет возможности ее начислить? Будут ли за это санкции после окончания военного положения?
На сегодняшний день законодательством предусмотрено 5 видов ответственности: дисциплинарная, материальная, административная, финансовая и уголовная.
Одним из главных условий привлечения к каждому из вышеупомянутых видов ответственности является наличие вины лица в действиях, носящих противоправный характер.
Законом № 2136-ІХ урегулирован вопрос оплаты труда работников в период военного положения.
Согласно статье 10 Закона № 2136-ІХ заработная плата выплачивается работнику на условиях, определенных трудовым договором. Работодатель должен принимать все возможные меры для обеспечения реализации права работников на своевременное получение заработной платы. Работодатель освобождается от ответственности за нарушение обязательства по срокам оплаты труда, если докажет, что это нарушение произошло вследствие ведения боевых действий или других обстоятельств непреодолимой силы. Освобождение работодателя от ответственности за несвоевременную оплату труда не освобождает его от обязанности выплаты заработной платы. При невозможности своевременной выплаты заработной платы вследствие ведения боевых действий срок выплаты заработной платы может быть отсрочен до момента возобновления деятельности предприятия.
8. Об утрате действия распорядительных актов по отстранению от работы невакцинированных от COVID-19 работников.
Приказом Министерства здравоохранения (далее — Минздрав) от 25 февраля 2022 года № 380, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 26 февраля 2022 года под № 256/37592, приостановлено действие приказа Минздрава от 04 октября 2021 года № 2153 «Об утверждении, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам» до завершения военного положения в Украине.
Учитывая, что вышеупомянутый приказ Минздрава служил основанием для издания соответствующих распорядительных актов (приказов, распоряжений) работодателей по отстранению от работы невакцинированных от COVID-19 работников, считаем, что все приказы об отстранении работников в связи с отказом или уклонением от вакцинации должны быть признаны утратившими силу со дня вступления в силу вышеупомянутого приказа Минздрава от 25 февраля 2022 года № 380. Следовательно, отстраненные лица допускаются к выполнению задач по должности.
Отдельно отмечаем, что приказ Минздрава от 25 февраля 2022 года № 380 вступил в силу 01 марта 2022 года (опубликован в бюллетене «Официальный вестник Украины» от 01 марта 2022 года под № 17).
9. Что делать, если работник утратил связь с работодателем, который вследствие военных действий не может организовать такому работнику работу (уничтожение, разрушение помещения юридического лица, гибель или исчезновение физического лица – предпринимателя)?
Согласно части первой статьи 21 КЗоТ трудовым договором является соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Учитывая вышеизложенное, если работодатель не имеет возможности обеспечить работника необходимыми условиями труда, последний не обязан выполнять свои трудовые обязанности.
В соответствии со статьей 4 Закона № 2136-ІХ в связи с ведением боевых действий в районах, в которых расположено предприятие, учреждение, организация, и существованием угрозы для жизни и здоровья работника он может расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе в срок, указанный в его заявлении (кроме случаев принудительного привлечения к общественно полезным работам в условиях военного положения, привлечения к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры).
В случае отсутствия каких-либо контактов с работодателем, в том числе и в случае смерти работодателя физического лица – предпринимателя или по другим причинам, исключающим расторжение трудового договора, считаем, что в порядке отдельного производства, предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом Украины (далее — ГПК), может быть установлен факт прекращения трудовых отношений.
Согласно части седьмой статьи 19 ГПК отдельное производство предназначено для рассмотрения дел о подтверждении наличия или отсутствия юридических фактов, имеющих значение для охраны прав и интересов лица или создания условий для осуществления им личных неимущественных или имущественных прав или подтверждения наличия или отсутствия неоспариваемых прав.
В соответствии с пунктом 5 части второй статьи 293 ГПК суд рассматривает в порядке отдельного производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Дополнительно информируем, что со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об учете трудовой деятельности работника в электронной форме» от 5 февраля 2021 года № 1217-IX учет трудовой деятельности работника осуществляется в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, определенном Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
Ведение трудовой книжки при этом осуществляется работодателем исключительно по желанию работника.
Также отмечаем, что в соответствии с частью второй статьи 21 КЗоТ работник имеет право реализовать свои способности к производительному и творческому труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в учреждениях, организациях, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон.
10. Могут ли работодатели принуждать людей писать заявления на отпуска за свой счет во время военного положения? При каких условиях да, а при каких нет?
Нет.
Законодательством о труде не предусмотрено предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателя.
Оформление отпусков без сохранения заработной платы, предусмотренных статьями 25, 26 Закона Украины «Об отпусках», является правом, а не обязанностью работника.
При этом предоставление отпусков, предусмотренных статьей 25 Закона Украины «Об отпусках», осуществляется работодателем в обязательном порядке по инициативе работника, а предоставление отпусков, предусмотренных статьей 26 вышеупомянутого закона, осуществляется по согласию сторон.
В случае если в связи с военными действиями предприятие не может функционировать, или если невозможна работа части структурных подразделений или организация работы отдельных работников — работодателю необходимо оформлять простой в соответствии со статьями 34, 113 КЗоТ.
При этом в соответствии с частью второй статьи 113 КЗоТ о начале простоя, кроме простоя структурного подразделения или всего предприятия, работник должен предупредить собственника или уполномоченный им орган или бригадира, мастера или должностных лиц.
11. Действует ли законодательство об ответственности за несвоевременную выплату зарплаты (директор исчез, а люди работают)?
Согласно статье 10 Закона № 2136-ІХ заработная плата выплачивается работнику на условиях, определенных трудовым договором. Работодатель должен принимать все возможные меры для обеспечения реализации права работников на своевременное получение заработной платы. Работодатель освобождается от ответственности за нарушение обязательства по срокам оплаты труда, если докажет, что это нарушение произошло вследствие ведения боевых действий или других обстоятельств непреодолимой силы. Освобождение работодателя от ответственности за несвоевременную оплату труда не освобождает его от обязанности выплаты заработной платы. При невозможности своевременной выплаты заработной платы вследствие ведения боевых действий срок выплаты заработной платы может быть отсрочен до момента возобновления деятельности предприятия.
Кроме этого, в зависимости от организационно-правовой формы деятельности юридического лица, являющегося работодателем, необходимо принять все возможные меры для обеспечения бесперебойного управления таким лицом (например назначение нового директора или временное возложение обязанностей на его заместителей).
12. Если человек хочет взять отпуск или уехать спасать своих родственников или себя, могут ли не предоставить его и не отпустить?
Предоставление отпусков без сохранения заработной платы, предусмотренных статьей 25 Закона Украины «Об отпусках», осуществляется работодателем в обязательном порядке по инициативе работника, а предоставление отпусков, предусмотренных статьей 26 вышеупомянутого закона, осуществляется по согласию сторон.
Согласно статье 10 Закона Украины «Об отпусках» очередность предоставления отпусков определяется графиками, утверждаемыми собственником или уполномоченным им органом по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом, и доводится до сведения всех работников.
Конкретный период предоставления ежегодных отпусков в пределах, установленных графиком, согласовывается между работником и собственником или уполномоченным им органом, который обязан письменно уведомить работника о дате начала отпуска не позднее чем за две недели до установленного графиком срока.
Ежегодные отпуска по желанию работника в удобное для него время предоставляются:
1) лицам в возрасте до восемнадцати лет;
2) лицам с инвалидностью;
3) женщинам перед отпуском в связи с беременностью и родами или после него;
4) женщинам, имеющим двоих и более детей в возрасте до 15 лет или ребенка с инвалидностью;
5) одинокой матери (отцу), воспитывающей ребенка без отца (матери); опекунам, попечителям или другим одиноким лицам, фактически воспитывающим одного или более детей в возрасте до 15 лет при отсутствии родителей;
6) женам (мужьям) военнослужащих;
7) ветеранам труда и лицам, имеющим особые трудовые заслуги перед Отчизной;
8) ветеранам войны, лицам, имеющим особые заслуги перед Отчизной, а также лицам, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;
9) родителям – воспитателям детских домов семейного типа;
10) в других случаях, предусмотренных законодательством, коллективным или трудовым договором.
В то же время частями первой, второй статьи 12 Закона № 2136-ІХ введены ограничения по предоставлению отпусков в период военного положения.
Так, в период действия военного положения ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 24 календарных дня. В период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении любого вида отпусков (кроме отпуска в связи с беременностью и родами и отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста), если такой работник привлечен к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры.
13. В каком случае считается простой и какова зарплата в таком случае?
Согласно статье 34 КЗоТ простой — это остановка работы, вызванная отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами.
В случае простоя работники могут быть переведены с их согласия с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации на все время простоя или на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же местности на срок до одного месяца.
В соответствии со статьей 113 КЗоТ о начале простоя, кроме простоя структурного подразделения или всего предприятия, работник должен предупредить собственника или уполномоченный им орган или бригадира, мастера или должностных лиц.
В случае возникновения простоя не по вине работника целесообразно оформить:
— акт простоя, в котором зафиксировать обстоятельства, вследствие которых возник простой, дату возникновения простоя и т. п.;
— приказ собственника или уполномоченного им органа, который должен содержать перечень структурных подразделений, на которые распространяется простой, в случае, если простой не будет распространяться на все предприятие, а также дату начала и, по возможности, дату окончания простоя или событие, с которым связано окончание простоя.
Согласно требованиям статьи 113 КЗоТ время простоя не по вине работника, в том числе на период объявления карантина, установленного Кабинетом Министров Украины, оплачивается из расчета не ниже двух третьих тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).
При этом доплата до уровня минимальной заработной платы при простое не осуществляется (разъяснение Минсоцполитики некоторых вопросов оплаты труда во исполнение Закона Украины от 06.12.2016 г. № 1774-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины»).
Следует заметить, что в соответствии со статьей 98 КЗоТ, статьями 8, 13 Закона Украины «Об оплате труда» оплата труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, осуществляется на основании актов Кабинета Министров Украины в пределах бюджетных ассигнований.
Объемы расходов на оплату труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, утверждаются одновременно с бюджетом.
14. Можно ли сокращать работников во время действия военного положения?
Законодательством о труде не установлены ограничения относительно запрета сокращения работников негосударственных предприятий, учреждений и организаций в период военного положения.
При этом согласно части первой статьи 5 Закона № 2136-ІХ в период действия военного положения допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности, а также в период пребывания работника в отпуске (кроме отпуска в связи с беременностью и родами и отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста) с указанием даты увольнения, которая является первым рабочим днем, следующим за днем окончания временной нетрудоспособности, указанным в документе о временной нетрудоспособности, или первым рабочим днем после окончания отпуска.
Следовательно, при наличии законных оснований для увольнения работника по инициативе работодателя (статьи 40, 41 КЗоТ) такое увольнение допускается даже в период его временной нетрудоспособности, а также в период пребывания работника в отпуске (кроме отпуска в связи с беременностью и родами и отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста). Датой увольнения будет первый рабочий день после окончания временной нетрудоспособности, указанной в документе о временной нетрудоспособности, или первый рабочий день после окончания отпуска.
15. Какова процедура оформления трудовых отношений при эвакуации предприятия, учреждения и организации в другую местность?
В случае если предприятие, учреждение, организация вместе с персоналом вынуждены в связи с военными действиями продолжать свою работу в другой местности, все его работники считаются такими, у которых изменились существенные условия труда.
Согласно части второй статьи 3 Закона № 2136-ІХ в период действия военного положения нормы части третьей статьи 32 Кодекса законов о труде Украины и других законов Украины об уведомлении работника об изменении существенных условий труда не применяются.
В то же время считаем, что работники, которые прямо не отказались от такого изменения существенных условий труда, но не могут в связи с военными действиями переехать в новое местонахождение предприятия, учреждения, организации — не могут быть уволены в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 36 КЗоТ.
Таким работникам может быть введен простой, предоставлен отпуск без сохранения заработной платы или с ними приостанавливается трудовой договор.
16. Какие гарантии предусмотрены для мобилизованного работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста? Должен ли работодатель такого работника освободить?
На сегодня действует законодательная гарантия, установленная частью третьей статьи 119 КЗоТ, в соответствии с которой за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до окончания или до дня фактического увольнения сохраняются место работы, должность и средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц – предпринимателей, у которых они работали на время призыва. Таким работникам осуществляется выплата денежного обеспечения за счет денежных средств Государственного бюджета Украины в соответствии с Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».
Учитывая перечисленные гарантии, работники, призванные на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период до его окончания или до дня фактического увольнения не подлежат увольнению с работы на основании пункта 3 части первой статьи 36 КЗоТ, а только освобождаются от выполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором, что оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя.
Поэтому в условиях военного положения мобилизованный работник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, продолжает находиться в трудовых отношениях с соответствующим работодателем.
Средний заработок сохраняется за таким работником в случае окончания отпуска или досрочного его прекращения.
17. Может ли работник, получивший статус беженца в другой стране, продолжать находиться в трудовых отношениях с предприятием? Обязательно ли такого работника увольнять?
В данной ситуации работодателю следует исходить из того, имеется ли с таким работником связь и может ли он продолжать выполнение своих должностных обязанностей.
Законодательством о труде не предусмотрена обязанность работника уведомлять работодателя о своем местонахождении и получении статуса беженца или признании его лицом, нуждающимся во временной защите.
Учитывая сверхсложную ситуацию на территории Украины, по нашему мнению, работники, которые не выходят на работу вследствие обстоятельств, связанных с боевыми действиями, или не имеют возможности выходить на работу в связи с опасностью для жизни и здоровья, не подлежат автоматическому увольнению или, например, увольнению по пункту 4 части первой статьи 40 КЗоТ за прогул без уважительной причины.
Указанное обусловлено необходимостью сохранения жизни и здоровья таких работников и их семей и считается отсутствием на работе по уважительным причинам.
Если с таким работником отсутствует связь, до выяснения причин и обстоятельств его отсутствия за ним сохраняются рабочее место и должность, трудовые отношения не прекращаются, однако время таких неявок не засчитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный отпуск, и в общем случае не подлежит оплате.
В случае если специфика выполнения работы предусматривает возможность ее осуществления удаленно, с помощью информационно-коммуникационных технологий, работодателю целесообразно принять решение о переводе работника на дистанционную работу.
В соответствии с частью первой статьи 60-2 КЗоТ дистанционная работа — это форма организации труда, при которой работа выполняется работником вне рабочих помещений или территории собственника или уполномоченного им органа, в любом месте по выбору работника и с использованием информационно-коммуникационных технологий. При этом законодательство не содержит запрета на выполнение такой дистанционной работы за границей. Поэтому соответственно в случае, когда работник в связи с опасностью для жизни и здоровья во время действия военного положения выехал за пределы страны и имеет техническую возможность выполнения трудовых функций дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий, не усматривается правовых оснований для его увольнения.
Если специфика выполнения работы не позволяет выполнять ее удаленно, с помощью информационно-коммуникационных технологий, такому работнику может быть оформлен простой, предоставлен отпуск без сохранения заработной платы или с ним может быть временно приостановлен трудовой договор (что не является увольнением).
18. Как объявить простой работникам, которые находятся в отпусках или на больничном?
При обстоятельствах, обуславливающих простой структурного подразделения или всего предприятия, не по вине работника, он имеет право на оплату этого времени из расчета не ниже двух третьих тарифной ставки установленного разряда (оклада) (статья 113 КЗоТ).
В то же время если предварительно работнику предоставлен отпуск или оформлен листок нетрудоспособности, не усматривается правовых оснований для оформления ему в этот период простоя и корректировки соответственно учетной отчетности и оплаты.
19. На какой период оформляется освобождение мобилизованных работников, выполнявших сезонные работы или по срочному трудовому договору?
Согласно части третьей статьи 119 КЗоТ за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения сохраняются место работы, должность и средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц – предпринимателей, у которых они работали на время призыва. Таким работникам осуществляется выплата денежного обеспечения за счет денежных средств Государственного бюджета Украины в соответствии с Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».
В соответствии с частью второй статьи 23 КЗоТ срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера последующей работы или условий ее выполнения или интересов работника и в других случаях, предусмотренных законодательными актами.
Пунктом 2 части первой статьи 36 КЗоТ установлено, что одним из оснований прекращения трудового договора является окончание срока. Заключая срочный трудовой договор, работник дает добровольное согласие на его прекращение в определенный сторонами в трудовом договоре срок.
Учитывая изложенное, в случае окончания срока трудового договора, заключенного с работником, призванным на военную службу, за которым сохраняется место работы, должность и средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, действие трудового договора может быть прекращено.10
10 Судебная практика свидетельствует об обратном — увольнение мобилизованного работника в особый период невозможно из-за гарантии, установленной частью третьей статьи 119 КЗоТ, — см. постановления Верховного Суда от 09.07.2020 по делу № 805/1200/17-а, от 20.06.2018 по делу № 323/1252/17, от 30.05.2018 по делу № 554/1596/17, от 28.03.2018 по делу № 761/8873/16-ц, от 25.07.2018 по делу № 761/33202/16-ц, от 13.06.2018 по делу № 813/782/17, постановление Высшего административного суда Украины от 16.02.2015 № 800/582/144, постановление Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 01.02.2017 № 712/12892/15-ц, а также статью «Увольнение работника в связи с окончанием срока трудового договора» в журнале «Все о труде и зарплате» № 8/2021, стр. 82. (Ред.)
20. Как оформлять работников, привлеченных к трудовой повинности или общественно полезным работам?
Частью третьей статьи 20 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» предусмотрено, что в процессе трудовой деятельности лиц, в отношении которых введена трудовая повинность, обеспечивается соблюдение таких стандартов как минимальная заработная плата, минимальный срок отпуска и время отдыха между сменами, максимальное рабочее время, учет состояния здоровья лица и т. д. На время привлечения работающего лица к выполнению трудовой повинности вне места его работы по трудовому договору за ним после окончания выполнения таких работ сохраняется соответствующее рабочее место (должность).
Порядок привлечения трудоспособных лиц к общественно полезным работам в условиях военного положения утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 13 июля 2011 года № 753 (далее — Порядок).
Действие Порядка распространяется на военное командование, Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности (далее — предприятия).
В соответствии с Порядком общественно полезные работы — виды временной трудовой деятельности трудоспособных лиц в условиях военного положения, которые проводятся для выполнения работ, имеющих оборонительный характер, ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, возникших в период военного положения, и их последствий, удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, других военных формирований и сил гражданской защиты, обеспечения функционирования национальной экономики и системы обеспечения жизнедеятельности населения, а также не могут быть связаны с предпринимательством или иной деятельностью, направленной на получение прибыли, к которым относятся работы и услуги, не требующие, как правило, специальной профессиональной подготовки.
Трудовая повинность — это краткосрочная трудовая обязанность на период мобилизации и военного времени с целью выполнения работ, имеющих оборонительный характер, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, возникших в период военного положения, и их последствий, что не требует обязательного согласия лица, в отношении которого вводится такая трудовая обязанность.
Решение о введении трудовой повинности и привлечении трудоспособных лиц к выполнению общественно полезных работ, которое сообщается населению через средства массовой информации, принимает военное командование вместе с Советом министров Автономной Республики Крым, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а если это невозможно, самостоятельно.
К общественно полезным работам привлекаются трудоспособные лица, в том числе лица, не подлежащие призыву на военную службу, которые по возрасту и состоянию здоровья не имеют ограничений на работу в условиях военного положения (кроме трудоспособных лиц, привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и забронированных за предприятиями на период мобилизации и военного времени с целью выполнения работ, имеющих оборонительный характер), а именно:
— безработные и другие незанятые лица;
— работники функционирующих в условиях военного положения предприятий (по согласованию с их руководителями), которые не привлечены к выполнению мобилизационных задач (заказов) и не зачислены в состав внештатных (невоенизированных) формирований гражданской защиты, — в порядке перевода;
— лица, занятые в личном крестьянском хозяйстве;
— студенты высших, ученики и слушатели профессионально-технических учебных заведений;
— лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно.
С каждым из указанных лиц заключается срочный трудовой договор.
Запрещается привлекать к общественно полезным работам малолетних детей и детей от четырнадцати до пятнадцати лет, женщин, имеющих детей до трех лет, а также беременных женщин в случае, если выполнение таких работ может негативно повлиять на состояние их здоровья.
Работникам функционирующих в условиях военного положения предприятий за выполнение общественно полезных работ обеспечивается оплата в соответствии с условиями оплаты труда, установленными по профессии (должности), на которую они зачислены, и размер такой оплаты не может быть ниже размера средней заработной платы по основному месту работы.
Другим трудоспособным лицам за выполнение общественно полезных работ обеспечивается оплата в соответствии с условиями оплаты труда, установленными по профессии (должности), на которую они зачислены, и размер такой оплаты в случае выполнения нормы труда не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного на дату ее начисления.