Законодательством для лиц с инвалидностью установлен ряд льгот, в том числе касательно трудоустройства. В частности, для работодателей установлен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Чему равен такой норматив? Как он определяется? Кто из работодателей должен трудоустраивать инвалидов по установленному нормативу? Какая установлена отчетность о трудоустройстве инвалидов? Каков порядок ее заполнения и представления? Какова ответственность работодателей за невыполнение «инвалидного» норматива?
Инвалиды на предприятии: выполнение норматива и отчетность за 2021 год
Законодательным актом, определяющим гарантии трудоустройства и основы социальной защищенности лиц с инвалидностью (далее — инвалиды), является Закон Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине» от 21.03.91 № 875-XII (далее — Закон № 875).
Согласно статье 17 этого Закона с целью реализации творческих и производственных способностей инвалидов и с учетом индивидуальных программ реабилитации им обеспечивается право работать на предприятиях, в учреждениях, организациях (далее — предприятия), а также заниматься предпринимательской и другой трудовой деятельностью, не запрещенной законом.
Предприятия за счет денежных средств Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью (далее — ФСЗИ) или по решению местного совета за счет собственных денежных средств в случае необходимости создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, осуществляя для этого адаптацию основного и дополнительного оборудования, технического оснащения и приспособления и т. д. с учетом ограниченных возможностей инвалидов.
В соответствии со статьей 25 Закона № 875 предприятия, физические лица, использующие наемный труд, создают безопасные и не вредные для здоровья условия труда, принимают меры к предотвращению инвалидности и восстановления трудоспособности инвалидов. В случае трудоустройства инвалидам обеспечивают разумное приспособление рабочих мест.
Работодатели могут принимать на работу инвалидов как на обычные рабочие места, так и на специальные (если это необходимо вследствие заболевания такого инвалида и рекомендаций МСЭК). Специальные рабочие места создаются работодателями с учетом индивидуальных программ реабилитации. Но в настоящее время аттестация рабочих мест по условиям труда для инвалидов проводится на общих основаниях1 согласно Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.92 № 442, и предусматривает, прежде всего, определение и подтверждение права работников на пенсию по возрасту на льготных условиях по Спискам № 1 и № 2, ежегодные дополнительные отпуска и повышенную оплату труда за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, сокращенную рабочую неделю, другие льготы и компенсации, предусмотренные законодательством.2
1 См. письма Фонда социальной защиты инвалидов от 09.12.2009 № 1/6-600/06, от 03.08.2009 № 1/6-377/06 и письмо Министерства труда и социальной политики Украины от 19.02.2007 № 341/19/71-07.
2 Подробно о порядке проведения аттестации рабочих мест на предприятиях идет речь в статье «Работа с вредными условиями труда: аттестация рабочих мест» журнала «Все о труде и зарплате» № 11/2019, стр. 60.
При соблюдении определенных условий работодателям предоставляется дотация на создание специальных рабочих мест для трудоустройства безработных инвалидов, зарегистрированных в государственной службе занятости (далее — ГСЗ) в соответствии с Порядком предоставления дотации работодателю за счет денежных средств Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью на создание специальных рабочих мест для лиц с инвалидностью, зарегистрированных в государственной службе занятости, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2006 № 1836.
Норматив трудоустройства инвалидов и его выполнение
Согласно части первой статьи 19 Закона № 875 для предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных объединений инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, (далее вместе — работодатели) устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4% среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек, — в количестве одного рабочего места.
Работодатели самостоятельно рассчитывают количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с нормативом, установленным частью первой статьи 19 Закона № 875, и обеспечивают трудоустройство инвалидов. При расчетах количество рабочих мест округляется до целого значения (ч. вторая ст. 19 Закона № 875).
Работодатели самостоятельно осуществляют трудоустройство инвалидов в счет нормативов рабочих мест исходя из требований статьи 18 Закона № 875 (ч. третья ст. 19 Закона № 875).
В соответствии со статьей 18 Закона № 875 обеспечение прав инвалидов на трудоустройство и оплачиваемую работу, в том числе с условием о выполнении работы на дому, осуществляется путем их непосредственного обращения к предприятиям, учреждениям, организациям или в ГСЗ.
Работодатели обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальные рабочие места, создавать для них условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать другие социально-экономические гарантии, предусмотренные законодательством, предоставлять ГСЗ информацию, необходимую для организации трудоустройства инвалидов, и отчитываться перед ФСЗИ о занятости и трудоустройстве инвалидов в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Во исполнение вышеприведенных норм Закона № 875 Кабинетом Министров Украины принято постановление «Некоторые вопросы реализации норм Законов Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине» и «О занятости населения»» от 31.01.2007 № 70 (далее — Постановление № 70), которым утверждены сразу несколько Порядков, регулирующих различные аспекты трудоустройства инвалидов работодателями, а также порядок взаимоотношений работодателей с ГСЗ и ФСЗИ.
Обращаем внимание, что согласно нормам статей 5 и 22 Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI (далее — Закон № 5067) ГСЗ и ее территориальные органы только содействуют трудоустройству инвалидов, состоящих на учете и зарегистрированных в качестве безработных, содействуют им в выборе подходящей работы, предоставляют работодателям услуги по подбору работников, предоставляют бесплатно работодателям консультации по вопросам трудоустройства инвалидов. При этом в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Закона № 5067 инвалиды, не достигшие пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», отнесены к категориям лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству.3
3 О трудоустройстве лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, рассказано в статье «Квота по трудоустройству неконкурентоспособных на рынке труда граждан: выполнение и отчетность» журнала «Все о труде и зарплате» № 9/2021, стр. 72.
Учитывая вышеизложенное, в настоящее время позиция ФСЗИ4 такова: обязанность по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленным Законом № 875 нормативом рабочих мест для трудоустройства инвалидов возлагается исключительно на работодателей, то есть именно они должны самостоятельно осуществлять поиск и трудоустройство инвалидов. При этом бюджетные учреждения тоже должны выполнять указанный норматив (норму части первой статьи 19 Закона № 875).
4 См. письмо ФСЗИ от 12.09.2016 № 1/6-690/04 в журнале «Все о труде и зарплате» № 1/2018, стр. 109, а также письма ФСЗИ от 16.03.2011 № 1/6-96/03-01, от 03.08.2009 № 1/6-377/06, от 09.12.2009 № 1/6-600/06 и от 26.04.2007 № 1/6-209.
Что касается судебной практики по этому вопросу, то Верховный Суд в своих постановлениях5 изложил следующую правовую позицию: если причины нетрудоустройства инвалидов не зависели от самого работодателя (он информировал ГСЗ о наличиии вакансий для инвалидов, создал рабочие места для инвалидов, но последние не обращались к нему с просьбой о трудоустройстве, а направленные ГСЗ инвалиды отказались от трудоустройства), то в действиях работодателя отсутствует состав нарушения, следовательно, на него не может быть возложена ответственность за несоблюдение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.
5 См. постановления Верховного Суда от 24.06.2020 по делу № 440/2008/19, от 10.07.2018 по делу № П/811/722/17, от 23.07.2019 по делу № 820/2204/16, от 31.07.2019 по делу № 812/1164/18, от 19.12.2018 по делу № 812/1140/18, от 11.09.2018 по делу № 812/1127/18, от 12.07.2018 по делу № 820/2371/16, от 26.06.2018 по делу № 806/1368/17, от 28.02.2018 по делу № 807/612/16, от 14.02.2018 по делу № 820/2124/16.
Выполнением норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов (далее — норматив) считается трудоустройство работодателем инвалидов, для которых это место работы является основным (ч. пятая ст. 19 Закона № 875).
В выполнение работодателями норматива может быть зачтено обеспечение работой инвалидов на предприятиях, в организациях общественных объединений инвалидов (далее — ООИ) путем создания хозяйственных объединений предприятиями, учреждениями, организациями, физическими лицами, использующими наемный труд, и предприятиями, организациями ООИ (ч. шестая ст. 19 Закона № 875).
Постановлением № 70 утвержден Порядок зачисления количества рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью в выполнение норматива таких рабочих мест, определенного статьей 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине» (далее — Порядок зачисления).
Согласно пункту 3 Порядка зачисления выполнение норматива за отчетный период также может быть обеспечено путем выполнения одного из следующих условий:
— общая численность трудоустроенных инвалидов, для которых такое место работы является основным, на предприятиях, входящих в состав хозяйственного объединения (далее — хозобъединение), не меньше, чем сумма нормативов для каждого из таких предприятий;
— количество работающих инвалидов на предприятии ООИ по основному месту работы, которое превышает 50% среднеучетной численности штатных работников учетного состава, входящего в состав хозобъединения, больше, чем количество несозданных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на всех других предприятиях, входящих в состав соответствующего хозобъединения, согласно установленному нормативу таких рабочих мест;
— размещение на предприятии ООИ, не входящем в состав хозобъединения, или на предприятии с численностью занятых инвалидов по основному месту работы, составляющей не менее 50% среднеучетной численности штатных работников, заказа на приобретение товаров (работ, услуг), которые непосредственно изготавливаются такими предприятиями, при условии, что сумма годовых расходов на оплату труда инвалидов на предприятии, на котором размещен заказ, превышает сумму административно-хозяйственных санкций, которые предприятие должно уплатить в случае невыполнения норматива.
Таким образом, выполнив одно из вышеуказанных условий, работодатель выполняет норматив (в последнем случае — не трудоустраивая у себя инвалидов по нормативу).
Решение о выполнении норматива в вышеуказанных случаях работодателями и хозобъединениями, в состав которых входят предприятия ООИ, принимается отделением ФСЗИ в течение 30 календарных дней после подачи отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов.
При наличии разногласий показателей в отчетах о занятости и трудоустройстве инвалидов отделение ФСЗИ в течение 10 календарных дней после выявления расхождений уведомляет письменно работодателя и хозобъединение, в состав которого входят предприятия ООИ, орган Гоструда, о незачислении количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в выполнение норматива таких рабочих мест за отчетный период.
Регистрация работодателей в Фонде социальной защиты лиц с инвалидностью
Согласно части девятой статьи 19 Закона № 875 работодатели, у которых по основному месту работы работает 8 и более человек, регистрируются в отделениях ФСЗИ по своему местонахождению (по месту их государственной регистрации в качестве юридических лиц или физических лиц – предпринимателей).
Постановлением № 70 утвержден Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд (далее — Порядок регистрации).
Согласно пункту 3 указанного Порядка работодатели для регистрации в ФСЗИ, которая проводится бесплатно, подают (направляют заказным письмом) отделению ФСЗИ заявление о регистрации работодателя в отделении Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 14.03.2007 № 98 (далее — Приказ № 98), где указывается количество работающих согласно штатному расписанию на момент постановки на учет, в т. ч. инвалидов.
Предприятия, учреждения, организации, в т. ч. предприятия, организации ООИ, которые полностью содержатся за счет денежных средств государственного или местных бюджетов, представляют (направляют) также копию справки о включении их в реестр неприбыльных учреждений, выданной органом государственной налоговой службы (далее — справка).
Работодатели, имеющие обособленные подразделения, вместе с заявлением и копией справки представляют (направляют) отделению ФСЗИ сведения о таких подразделениях — форму «Перелік підприємств, що увійшли до складу господарського об’єднання, та/або відокремлених підрозділів роботодавця» (далее — Перечень предприятий и подразделений), утвержденную приказом Министерства социальной политики Украины от 27.08.2020 № 591 (далее — Приказ № 591).
Хозобъединения, образованные в соответствии со статьей 19 Закона № 875, вместе с заявлением и копией справки подают:
- копию учредительного договора и/или устава хозобъединения;
- перечень предприятий, вошедших в состав хозобъединения (форму Перечня предприятий и подразделений).
Работодатель, который ранее был зарегистрирован в ФСЗИ, но у которого изменилось наименование или местонахождение юридического лица либо фамилия, имя, отчество или место регистрации проживания физического лица – предпринимателя, подает заявление и копию справки в течение 10 рабочих дней после государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица или изменения фамилии, имени, отчества физического лица – предпринимателя.
Оригиналы вышеперечисленных документов предъявляются при подаче заявления. При отправке заявления по почте копии документов удостоверяются нотариально.
Датой регистрации работодателя в отделении ФСЗИ считается дата представления им вышеуказанных документов, а в случае направления их по почте заказным письмом — дата отправления на почтовом штемпеле (п. 4 Порядка регистрации).
Новосозданные работодатели (в т. ч. предприятия, организации ООИ), у которых количество работающих, для которых это место работы является основным, увеличилось до 8 и более человек, регистрируются в отделении ФСЗИ до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения количества работающих (абз. третий п. 3 Порядка регистрации).
Таким образом, работодатель обязан зарегистрироваться в отделении ФСЗИ в период с 1 января до 1 февраля текущего года в случае, если в предыдущем году количество работающих, для которых это место работы является основным, увеличилось до 8 и более человек.6
6 См. также письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 25.09.2013 № 1/6-296/09.
Отделение ФСЗИ направляет работодателю в течение 10 рабочих дней после регистрации заказным письмом уведомление о его регистрации (справку) по форме, утвержденной Приказом № 98.
Представление в Фонд социальной защиты лиц с инвалидностью Отчета по ф. № 10-ПОІ
Согласно части девятой статьи 19 Закона № 875 работодатели, у которых по основному месту работы работает 8 и более человек, ежегодно представляют в отделение ФСЗИ отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов.
Приказом № 591 утверждены:
— форма Отчета № 10-ПОІ (річна) «Звіт про зайнятість і працевлаштування осіб з інвалідністю» (далее — Отчет ф. № 10-ПОІ);
— Инструкция по заполнению формы № 10-ПОІ (річна) «Звіт про зайнятість і працевлаштування осіб з інвалідністю» (далее — Инструкция № 591).
С 1 февраля 2022 года в форму Отчета ф. № 10-ПОІ и пункт 3 Инструкции № 591 внесены незначительные изменения: текст «Фонду соціального захисту інвалідів» заменен текстом «Фонду соціального захисту осіб з інвалідністю».
Постановлением № 70 утвержден Порядок представления предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве лиц с инвалидностью и информации, необходимой для организации их трудоустройства (далее — Порядок представления отчетов).
Этот Порядок определяет процедуру представления работодателями, у которых по основному месту работы работает 8 и более человек, Отчета ф. № 10-ПОІ территориальному отделению ФСЗИ и информации о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов — базовому центру занятости.
Частью девятой статьи 19 Закона № 875 и пунктом 2 Порядка представления отчетов определено, что Отчет ф. № 10-ПОІ составляется работодателями ежегодно и до 1 марта, следующего за отчетным периодом, представляется или направляется заказным письмом отделению ФСЗИ, в котором они зарегистрированы.
Обращаем внимание, что если в норме законодательства (трудового договора) после предлога «до» указана дата (обозначение окончания срока), то именно эта дата является конечной календарной датой действия или выполнения чего-нибудь (см. постановление Верховного Суда от 09.06.2020 по делу № 419/1965/18).
Следовательно, конечной календарной датой представления Отчета ф. № 10-ПОІ является именно 1 марта, а не день, предшествующий этой дате. Поскольку Отчет ф. № 10-ПОІ заполняется в текущем году за предыдущий год, то работодатели должны представить (направить по почте) в соответствующие отделения ФСЗИ, в которых они зарегистрированы, указанный Отчет за 2021 год не позднее 1 марта 2022 года (это рабочий день — вторник).
В самой форме Отчета ф. № 10-ПОІ в поле «Термін подання» также указано, что он подается «не пізніше ніж 1 березня року, наступного за звітним». О такой последней дате представления Отчета ф. № 10-ПОІ указывал и ФСЗИ в некоторых своих письмах.7
7 См. также письма Фонда социальной защиты инвалидов от 27.04.2010 № 1/6-69/03-01, от 03.08.2009 № 1/6-377/06, от 27.01.2009 № 1/6-30/06, от 16.05.2008 № 1/6-155/06.
Датой поступления Отчета ф. № 10-ПОІ считается дата подачи работодателем этого Отчета в отделение ФСЗИ, а в случае направления его по почте — дата на почтовом штемпеле (п. 2 Порядка представления отчетов).
Подача Отчета ф. № 10-ПОІ в электронном виде законодательством не предусмотрена.8
8 См. письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 24.07.2014 № 1/6-187/02-02.
Если работодатель не зарегистрирован в соответствующем отделении ФСЗИ, но подает Отчет ф. № 10-ПОІ за отчетный год, то он может зарегистрироваться в этот же день непосредственно перед подачей Отчета (письмо ФСЗИ от 03.08.2009 № 1/6-377/06).
Работодатели, которые имеют обособленные подразделения, относятся к числу работодателей, полностью содержащихся за счет денежных средств государственного или местных бюджетов, или хозобъединений, созданных в соответствии со статьей 19 Закона № 875, вместе с Отчетом ф. № 10-ПОІ предоставляют отделениям ФСЗИ по своему местонахождению документы, определенные Порядком представления отчетов, а также перечень предприятий, входящих в их состав, по форме согласно приложению к Отчету (п. 3 Инструкции № 591).
Работодатель, имеющий обособленные подразделения, представляет Отчет ф. № 10-ПОІ, подготовленный с учетом данных этих подразделений. В случае изменения их количества работодатель вместе с Отчетом ф. № 10-ПОІ представляет сведения о таких подразделениях по форме, приведенной в приложении к Отчету (п. 3 Порядка представления отчетов).
Работодатель, имеющий обособленные подразделения, самостоятельно определяет, где будут трудоустроены инвалиды: на головном предприятии или в отдельных подразделениях. Норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов распространяется на предприятие в целом, а не на каждое подразделение отдельно. Если работодатель имеет обособленные подразделения за границей, то в сведениях об этих подразделениях следует указать соответствующие страны и количество таких подразделений. Однако сведения о среднеучетной численности штатных работников в этих подразделениях не отражаются в Отчете ф. № 10-ПОІ.
Согласно пункту 3 Порядка представления отчетов хозобъединение, созданное в соответствии со статьей 19 Закона № 875, вместе со сводным Отчетом ф. № 10-ПОІ, подготовленным с учетом данных объединения и предприятий, вошедших в его состав (далее — предприятия), представляет:
- отдельные отчеты объединения и предприятий о занятости и трудоустройстве инвалидов;
- перечень предприятий по форме, приведенной в приложении к Отчету ф. № 10-ПОІ;
- копии договоров, подтверждающих размещение на предприятии ООИ, которое входит в состав хозяйственного объединения, заказа на приобретение товаров (работ, услуг), платежных поручений по таким договорам, расчетов затрат на изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг), подтверждающих непосредственное изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг) предприятием ООИ и включение в эти расходы заработной платы инвалидов, работающих на указанном предприятии.
Если в состав хозобъединения входит предприятие, которое зарегистрировано или должно быть зарегистрировано в другом отделении ФСЗИ, то отделение ФСЗИ, которому хозобъединение представляет Отчет ф. № 10-ПОІ, информирует об этом соответствующее отделение ФСЗИ.
Определение количества штатных работников
в целях выполнения норматива для трудоустройства инвалидов
Зачисление в выполнение норматива работника, ставшего в период работы у работодателя инвалидом, начинается с даты установления ему инвалидности (на основании поданных им работодателю документов, подтверждающих инвалидность), а в отношении трудоустраиваемых инвалидов — с первого дня их трудоустройства.9
9 См. письмо Минсоцполитики от 17.10.2019 № 17976/0/2-19/29 в журнале «Все о труде и зарплате» № 12/2019, стр. 109.
Как следует из норм статей 18 – 20 Закона № 875, норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов должен рассчитываться работодателем исходя из среднеучетной численности (количества) штатных работников учетного состава за год.
В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 591 среднеучетное количество штатных работников учетного состава за отчетный год определяется согласно пункту 3.2 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 28.09.2005 № 286 (далее — Инструкция № 286).
Согласно разделу 2 Инструкции № 286 в учетное количество штатных работников включаются все наемные работники, которые заключили трудовой договор (контракт) и выполняли постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также собственники предприятия, если, кроме дохода, они получали заработную плату на этом предприятии.
Учетное количество штатных работников рассчитывается на определенную дату отчетного периода, например, на первое или последнее число месяца, включая принятых работников и исключая выбывших в этот день. Если предприятие на определенную дату по любым причинам не работало (выходной или праздничный день, по естественным, техническим и экономическим причинам), учетное количество работников отражается по состоянию на последний день работы, предшествовавший этой дате.
В учетном количестве штатных работников за каждый календарный день учитываются лица, которые фактически работали, а также отсутствовали на работе по каким-либо причинам, то есть все работники, находящиеся в трудовых отношениях, независимо от вида трудового договора.
В соответствии с разделом 3 Инструкции № 286 среднее количество работников предприятия за период (месяц, квартал, с начала года, год) определяется как сумма следующих показателей:
- среднеучетное количество штатных работников;
- среднее количество внешних совместителей;
- среднее количество работающих по гражданско-правовым договорам.
В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции № 286 среднеучетное количество штатных работников рассчитывается на основании ежедневных данных об учетном количестве штатных работников, которые должны уточняться в соответствии с приказами о принятии на работу, переводе работника на другую работу и прекращении трудового договора. Учетное количестве штатных работников за каждый день должно соответствовать данным табельного учета использования рабочего времени работников, на основании которого определяется количество работников, явившихся или не явившихся на работу.
Все категории работников (в том числе временно отсутствующие), которые включаются в среднеучетное количество штатных работников, приведены в подпунктах 2.4.1–2.5.7, 2.5.10–2.5.15 Инструкции № 286, а категории тех, которые не включаются в среднеучетное количество штатных работников, — в подпунктах 2.5.8–2.5.9, 2.6.1–2.6.7 Инструкции № 286.
В частности, в среднеучетное количество включаются штатные работники, которые фактически вышли на работу, включая тех, кто не работал из-за простоя, а также работники, принятые или переведенные по инициативе администрации на работу на неполный рабочий день (неделю) — в учетном количестве эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы, включая нерабочие дни недели, обусловленные при принятии на работу.
Также в среднеучетное количество штатных работников включаются штатные работники, которые находятся в служебных командировках, направлены для выполнения работ вахтовым методом, временно переведены на работу на другое предприятие на основании договоров между субъектами хозяйствования, не явились на работу из-за болезни (в течение всего периода заболевания до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности), выполняют государственные или общественные обязанности, направлены с отрывом от производства в учебные заведения для повышения квалификации или овладения новой профессией (специальностью), переподготовки и стажировки на другие предприятия или за границу, находятся в ежегодных (основных и дополнительных) отпусках, творческих и других оплачиваемых отпусках, предоставленных согласно законодательству, коллективному договору и трудовому договору (контракту), отпусках без сохранения заработной платы по соглашению сторон и в других случаях, предусмотренных законодательством, а также в отпусках по инициативе администрации (пп. 2.4.4, 2.4.8, 2.5.1–2.5.7 Инструкции № 286).
Не включаются в среднеучетное количество штатных работников работники, находящиеся в отпусках в связи с беременностью и родами или по уходу за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, включая тех, которые усыновили новорожденного ребенка непосредственно из роддома (пп. 2.5.8–2.5.9 Инструкции № 286), учет которых ведется отдельно (пп. 3.2.2 Инструкции № 286).10
10 См. также письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 16.03.2011 № 1/6-96/03-01.
Также не включаются в среднеучетное количество штатных работников, в частности, лица, принятые на работу по совместительству с других предприятий. При этом работник, получающий на одном предприятии две, полторы ставки, то есть оформленный по совместительству на том же предприятии, где и основное место работы (внутреннее совместительство), или менее одной ставки, в учетном количестве штатных работников учитывается как одно физическое лицо (пп. 2.6.1 Инструкции № 286).
Таким образом, в выполнение норматива и в среднеучетное количество штатных работников не включаются инвалиды, являющиеся внешними совместителями.
Среднеучетное количество штатных работников за месяц исчисляется путем суммирования количества штатных работников учетного состава за каждый календарный день отчетного месяца, то есть с 1 по 30 или 31 число (для февраля — по 28 или 29 число), включая выходные, праздничные и нерабочие дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца.
Количество штатных работников учетного состава за выходной, праздничный и нерабочий день принимается на уровне учетного количества работников за предшествующий рабочий день. В случае двух или более выходных или праздничных и нерабочих дней подряд количество штатных работников учетного состава за каждый из этих дней принимается на уровне количества работников учетного состава за рабочий день, предшествовавший им.
Среднеучетное количество штатных работников за год исчисляется путем суммирования среднеучетного количества штатных работников за все месяцы работы предприятия в течение года, и деления полученной суммы на количество месяцев в этом периоде, то есть на 12.
В соответствии с пунктом 3 приложения к Инструкции № 286 округление полученного результата вычислений (в т. ч. среднеучетного количества штатных работников за год) для отражения в формах государственных статистических наблюдений по труду до целых единиц осуществляется по правилу четной цифры, т. е.:
- если последняя значимая цифра меньше или равна 4, она отбрасывается (7,4 ≈ 7);
- если последняя значимая цифра больше или равна 6 — ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу (2,6 ≈ 3);
- если последняя значимая цифра 5 — ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу, если она нечетная, а четная остается без изменений (3,5 ≈ 4; 6,5 ≈ 6).
Но обращаем внимание, что при исчислении норматива для трудоустройства инвалидов, который в соответствии с частью второй статьи 19 Закона № 875 при расчетах округляется до целого значения, применяется другое правило округления, если последняя значимая цифра 5. Так, согласно пункту 9 Инструкции № 591 если при исчислении среднеучетного количества штатных работников учетного состава (строка 01 в таблице Отчета ф. № 10-ПОІ), среднеучетного количества штатных работников, которым в соответствии с действующим законодательством установлена инвалидность (строка 02), и количества инвалидов, которые должны работать на рабочих местах (строка 03), отражаемых в целых единицах, возникает дробное число, его необходимо округлить до целого таким образом: если после запятой число от 1 до 4, округление происходит в сторону уменьшения, если число 5 и больше, то округление в сторону увеличения (например: 3,4 ≈ 3; 4,5 ≈ 5; 5,4 ≈ 5; 6,5 ≈ 7 и т. д.).11
11 См. также письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 16.03.2011 № 1/6-96/03-01.
Среднеучетное количество штатных работников на предприятиях, работавших неполный месяц (например, на созданных или ликвидированных предприятиях либо имеющих сезонный характер производства), определяется путем деления суммы учетного количества штатных работников за все дни работы предприятия в отчетном месяце, включая выходные и праздничные и нерабочие дни за период работы, на число календарных дней в отчетном месяце. К созданным предприятиям не относятся предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) юридических лиц, обособленных или несамостоятельных подразделений. Предприятия, временно прекратившие работу по экономическим причинам, определяют среднеучетное количество штатных работников в среднем за период на общих основаниях (пп. 3.2.4 Инструкции № 286).
Предприятие, работавшее неполный год (сезонный характер производства или создание после января, за исключением тех предприятий, которые вынужденно останавливали производство по инициативе администрации), среднеучетное количество штатных работников за год определяет также путем суммирования указанного количества работников за все месяцы работы предприятия и деления полученной суммы на 12 (пп. 3.2.6 Инструкции № 286).12
12 Подробно расчет среднего количества работников на предприятии в соответствии с нормами Инструкции № 286 показан в статье «Среднее количество работников на предприятии: порядок расчета» и письме Министерства социальной политики Украины от 04.05.2016 № 108/19/71-16 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 9/2021, стр. 62, и № 1/2018, стр. 110.
ПРИМЕР 1
Определение среднеучетного количества штатных работников,
если предприятие отработало полный календарный год
На предприятии в течение 2021 года среднеучетное количество штатных работников составило: в январе — 438 человек, в феврале — 430 человек, в марте – мае — по 435 человек, в июне – августе — по 439 человек, в сентябре – декабре — по 440 человек.
Среднеучетное количество штатных работников за 2021 год:
(438 человек + 430 человек + 435 человек х 3 мес. + 439 человек х 3 мес. + 440 человек х 4 мес) : 12 мес. = 5250 чел. : 12 мес. = 437,5 (человек)
Округление полученного результата до целых единиц дает 438 человек (согласно п. 3 приложения к Инструкции № 286 если последняя значимая цифра 5, то ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу, если она нечетная: 437,5 ≈ 438).
Определяем норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов:
438 человек х 4% = 17,5 (человек)
После округления (согласно п. 9 Инструкции № 591 если после запятой число 5, то округление происходит в сторону увеличения: 17,5 ≈ 18) получаем, что норматив для трудоустройства инвалидов на предприятии в 2021 году составляет 18 человек (инвалидов).
ПРИМЕР 2
Определение среднеучетного количества штатных работников,
если предприятие отработало менее календарного года
Предприятие создано и начало работать в марте 2021 года. Среднеучетное количество штатных работников предприятия по месяцам составило: в марте — 4 человека, в апреле — 25 человек, в мае — 43 человека, в июне — 58 человек, в июле — 79 человек, в августе — 93 человека, в сентябре – 109 человек, в октябре – декабре — по 137 человек.
Среднеучетное количество штатных работников за 2021 год:
(4 человека + 25 человек + 43 человека + 58 человек + 79 человек + 93 человека + 109 человек + 137 человек х 3 мес.) : 12 мес. = 822 человека : 12 мес. = 68,5 (человек)
Округление полученного результата до целых единиц дает 68 человек (согласно п. 3 приложения к Инструкции № 286 если последняя значимая цифра 5, то ближайшая слева от нее цифра остается без изменений, если она четная).
Норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов составляет:
68 человек х 4% = 2,7 (человека)
Округляем полученный результат до целых единиц и получаем норматив для трудоустройства инвалидов на предприятии в 2021 году — 3 человека (инвалида).
ПРИМЕР 3
Среднеучетное количество штатных работников,
которое позволяет предприятию не трудоустраивать инвалида
На предприятии в течение 2021 года среднеучетное количество штатных работников составило: в январе – марте — по 5 человек, в апреле – июне — по 6 человек, в июле – августе — по 8 человек, в сентябре – октябре — по 9 человек, в ноябре – декабре — по 11 человек.
Среднеучетное количество штатных работников за 2021 год:
(5 человек х 3 мес. + 6 человек х 3 мес. + 8 человек х 2 мес. + 9 человек х 2 мес. + 11 человек х 2 мес.) : 12 мес. = 89 человек : 12 мес. = 7,4 (человек).
Округление полученного результата до целых единиц дает 7 человек.
Таким образом, среднеучетное количество штатных работников за 2021 год составляет 7 человек, поэтому предприятие не обязано было трудоустраивать инвалида в 2021 году и не обязано регистрироваться до 1 февраля 2022 года в ФСЗИ, а также подавать Отчет ф. № 10-ПОІ за 2021 год до 1 марта 2022 года.
Однако если бы среднеучетное количество штатных работников учетного состава за 2021 год составило до округления 7,5 человек, то это число должно быть округлено по правилам до 8, и указанный показатель составил бы 8 человек. В таком случае предприятие должно было трудоустроить одного инвалида в 2021 году, зарегистрироваться до 1 февраля 2022 года в ФСЗИ и представить Отчет ф. № 10-ПОІ за 2021 год до 1 марта 2022 года.
_________________________________________________________________________________________
Порядок заполнения Отчета ф. № 10-ПОІ
Заполнение Отчета ф. № 10-ПОІ осуществляется в соответствии с Инструкцией № 591 работодателями, у которых по основному месту работы работает 8 и более человек.
Адресная часть Отчета ф. № 10-ПОІ и сетка кодов заполняются работодателями по данным Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ). Физические лица указывают регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (далее — РНУКПН) или серию (при наличии) и номер паспорта гражданина Украины (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия РНУКПН и уведомили об этом контролирующий орган и имеют отметку в паспорте).
Основная таблица (раздел) «Кількість працівників та фонд оплати праці» Отчета ф. № 10-ПОІ имеет 15 граф. В первых трех (основных) графах указываются название показателей (графа А), код строки (графа Б) и количество работников фактически за год (графа 1). В следующих 12 графах (с нумерацией граф от 2 до 13) указывается количество работников-инвалидов с распределением по полу (женщины и мужчины), фактическому месту жительства (город или сельские населенные пункты и поселки городского типа) и возрасту (от 18 до 35 лет, от 36 до 60 лет, более 60 лет).
В строке 01 «Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу, осіб» Отчета ф. № 10-ПОІ отражается среднеучетное количество штатных работников учетного состава за отчетный год, которое определяется в соответствии с пунктом 3.2 Инструкции № 286 (п. 6 Инструкции № 591).
В строке 02 «з них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність, осіб» отражается среднеучетное количество штатных работников за отчетный год, которым установлена инвалидность с распределением по полу, фактическому месту жительства и возрасту. При этом физическое лицо, использующее наемный труд, если ему установлена инвалидность, увеличивает показатель строки 02 на единицу (п. 7 Инструкции № 591).
В строке 03 «Кількість осіб з інвалідністю – штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог статті 19 Закону України «Про основи соціальної захищеності осіб з інвалідністю в Україні» отражается количество инвалидов — штатных работников, которые согласно нормативу, установленному статьей 19 Закона № 875, должны работать на рабочих местах, созданных работодателем.
Показатель строки 03 для работодателей, у которых работает от 25 человек, определяется путем умножения показателя строки 01 на 4%, а для работодателей, у которых работает от 8 до 25 человек, он равен 1 человеку (п. 8 Инструкции № 591).
Как отмечалось выше, показатели в строках 01, 02 и 03 отражаются в целых единицах, при этом если при исчислении возникает дробное число, его необходимо округлить до целого (если после запятой число от 1 до 4, округление происходит в сторону уменьшения, если от 5 до 9 — в сторону увеличения).
В строке 04 «Фонд оплати праці штатних працівників, тис. грн.» отражается сумма фонда оплаты труда штатных работников учетного состава, указанных в строке 01, за отчетный год.
В строке 05 «Середньорічна заробітна плата штатного працівника, грн» отражается среднегодовая заработная плата штатного работника, которая рассчитывается по формуле:
строка 04 х 1000
строка 05 = ________________
строка 01
В строке 06 «Сума коштів адміністративно-господарських санкцій за невиконання нормативу робочих місць для працевлаштування осіб з інвалідністю, грн» отражается сумма денежных средств административно-хозяйственных санкций, которую должен уплатить работодатель в случае невыполнения норматива.
Для работодателей, у которых работает 25 человек и более, сумма денежных средств административно-хозяйственных санкций составляет:
строка 06 = (строка 03 – строка 02) х строка 05
Для работодателей, у которых работает от 15 до 25 человек, сумма денежных средств административно-хозяйственных санкций составляет:
строка 06 = 1 х строка 05
Для работодателей, у которых работает от 8 до 15 человек, сумма денежных средств административно-хозяйственных санкций составляет:
строка 05
строка 06 = 1 х __________
2
ПРИМЕР 4
Исчисление показателей Отчета ф. № 10-ПОІ
Среднеучетное количество штатных работников учетного состава на предприятии за 2021 год (строка 01 Отчета ф. № 10-ПОІ) — 438 человек (см. пример 1). Среднеучетное количество штатных работников за 2021 год, которым установлена инвалидность (строка 02), по факту — 15 человек. Фонд оплаты труда штатных работников за 2021 год (строка 04) — 36 792 тыс. грн. Рассчитаем другие показатели для заполнения Отчета ф. № 10-ПОІ.
Количество инвалидов – штатных работников, которые должны были работать на предприятии в 2021 году в соответствии с установленным нормативом (строка 03):
438 человек х 4% = 18 человек
Среднегодовая заработная плата штатного работника в 2021 году (строка 05):
36 792 х 1000 (грн.) : 438 (человек) = 84 000 грн.
Сумма административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов в 2021 году (строка 06):
(18 человек – 15 человек) х 84 000 грн. = 252 000 грн.
В разделе «Кількість працівників та фонд оплати праці» Отчета ф. № 10-ПОІ вышеприведенные показатели отражаются предприятием следующим образом:
(Извлечение)
Звіт про зайнятість і працевлаштування осіб з інвалідністю за 2021 рік
<…>
Кількість працівників та фонд оплати праці |
||||||||||||||
|
Код ряд- ка |
Фак- тич- но за рік |
З них |
Фактично проживають |
За віком (повних років) |
|||||||||
чоло- віки |
жін- ки |
у місті |
у сільських населених пунктах та селищах міського типу |
від 18 до 35 років |
від 36 до 60 років |
понад 60 років |
||||||||
чоло-віки |
жін-ки |
чоло-віки |
жін-ки |
чоло-віки |
жін-ки |
чоло-віки |
жін-ки |
чоло-віки |
жін-ки |
|||||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу, осіб |
01 |
438 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
з них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлено інвалідність, осіб |
02 |
15 |
11 |
4 |
10 |
3 |
1 |
1 |
3 |
– |
5 |
2 |
3 |
2 |
Кількість осіб з інвалідністю — штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог статті 19 Закону України «Про основи соціальної захищеності осіб з інвалідністю в Україні» |
03 |
18 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Фонд оплати праці штатних працівників, тис. грн |
04 |
36 792 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Середньорічна заробітна плата штатного працівника, грн |
05 |
84 000 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Сума коштів адміністративно-господарських санкцій за невиконання нормативу робочих місць для працевлаштування осіб з інвалідністю, грн |
06 |
252 000 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
_____________________________________________________________________________
Для упрощения работы по расчету «инвалидного» норматива рассмотрим зависимость количества инвалидов, которые должны работать на рабочих местах (строка 03 Отчета ф. № 10-ПОІ), от среднеучетного количества штатных работников учетного состава за год (строка 01), если последняя величина составляет от 1 до 1500 человек (см. таблицу).
Количество инвалидов, которые должны работать на предприятии,
в зависимости от среднеучетного количества штатных работников учетного состава
СКШР1 |
от 8 до 37 |
от 38 до 62 |
от 63 до 87 |
от 88 до 112 |
от 113 до 137 |
от 138 до 162 |
от 163 до 187 |
от 188 до 212 |
от 213 до 237 |
от 238 до 262 |
от 263 до 287 |
от 288 до 312 |
КИ2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
СКШР1 |
от 313 до 337 |
от 338 до 362 |
от 363 до 387 |
от 388 до 412 |
от 413 до 437 |
от 438 до 462 |
от 463 до 487 |
от 488 до 512 |
от 513 до 537 |
от 538 до 562 |
от 563 до 587 |
от 588 до 612 |
КИ2 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
СКШР1 |
от 613 до 637 |
от 638 до 662 |
от 663 до 687 |
от 688 до 712 |
от 713 до 737 |
от 738 до 762 |
от 763 до 787 |
от 788 до 812 |
от 813 до 837 |
от 838 до 862 |
от 863 до 887 |
от 888 до 912 |
КИ2 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
СКШР1 |
от 913 до 937 |
от 938 до 962 |
от 963 до 987 |
от 988 до 1012 |
от 1013 до 1037 |
от 1038 до 1062 |
от 1063 до 1087 |
от 1088 до 1112 |
от 1113 до 1137 |
от 1138 до 1162 |
от 1163 до 1187 |
от 1188 до 1212 |
КИ2 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
СКШР1 |
от 1213 до 1237 |
от 1238 до 1262 |
от 1263 до 1287 |
от 1288 до 1312 |
от 1313 до 1337 |
от 1338 до 1362 |
от 1363 до 1387 |
от 1388 до 1412 |
от 1413 до 1437 |
от 1438 до 1462 |
от 1463 до 1487 |
от 1488 до 1512 |
КИ2 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
1 СКШР — среднеучетное количество штатных работников учетного состава за год, человек.
2 КИ — количество инвалидов, которые должны работать на рабочих местах в соответствии со статьей 19 Закона № 875, человек.
Ответственность за невыполнение норматива трудоустройства инвалидов
Административно-хозяйственные санкции
Согласно статье 20 Закона № 875 работодатели, у которых среднеучетное количество работающих инвалидов меньше, чем установлено нормативом, предусмотренным статьей 19 этого Закона, ежегодно уплачивают соответствующим отделениям ФСЗИ административно-хозяйственные санкции (далее — АХС), сумма которых определяется в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии, в учреждении, организации, в т. ч. на предприятии, в организации ООИ, у физического лица, использующего наемный труд, за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое инвалидом.
Для работодателей, у которых работает от 8 до 15 человек, размер АХС за рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое инвалидом, определяется в размере половины средней годовой заработной платы у таких работодателей.
Вышеизложенные положения об уплате АХС не распространяются на предприятия, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет денежных средств государственного или местных бюджетов.
В соответствии со статьей 20 Закона № 875 и Порядком уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью, утвержденным Постановлением № 70, работодатели самостоятельно рассчитывают согласно порядку заполнения Отчета ф. № 10-ПОІ и уплачивают АХС отделениям ФСЗИ по месту их государственной регистрации на соответствующие счета до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов. При этом к правоотношениям по взысканию указанных АХС не применяются сроки, определенные статьей 250 Хозяйственного кодекса Украины (этой статьей определено, что АХС могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности).
Нарушение сроков уплаты АХС влечет за собой начисление пени. Пеня исчисляется исходя из 120% годовых учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь ее срок.
Приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 15.05.2007 № 223 утвержден Порядок начисления пени и ее уплаты (далее — Порядок № 223).
В соответствии с разделом 3 Порядка № 223 начисление пени как работодателем, так и органом контроля осуществляется со следующего дня предельного срока уплаты АХС по день уплаты включительно, то есть с 16 апреля следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива.
В случае когда срок уплаты АХС совпадает с выходным (праздничным) днем, то последним днем предельного срока уплаты считается первый рабочий день после выходного (праздничного) дня, а пеня начисляется, начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.
Начисление пени осуществляется на дату фактического погашения суммы долга (части долга) за каждый календарный день просрочки платежа. При частичном погашении долга сумма такой части определяется с учетом пени, начисленной на такую часть долга.
Однодневный размер пени при расчете округляется до второго знака после запятой в общем порядке арифметического округления. Пеня на пеню не начисляется.
Обращаем внимание, пункты 3.4 и 4 Порядка № 223 указывают на то, что последним днем уплаты АХС при невыполнении норматива является 15 апреля, а начисление пени в случае их неуплаты начинается с 16 апреля. Поэтому норму статьи 20 Закона № 875, согласно которой АХС уплачиваются до 15 апреля, необходимо понимать так, что последним днем уплаты АХС должно быть именно 15 апреля (в 2022 году это пятница — рабочий день), а не предшествующий ему день.
Статьей 20 Закона № 875 установлено, что уплату АХС и пени предприятия, учреждения, организации проводят за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей).
В случае неуплаты или невозможности уплаты АХС или пени по решению хозяйственного суда их взыскание в принудительном порядке может быть обращено на имущество предприятия в порядке, предусмотренном законом (ст. 20 Закона № 875).
Считается, что предприятие, которое подало Отчет ф. № 10-ПОІ в отделение ФСЗИ и самостоятельно в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло невыполнение «инвалидного» норматива, уплатило АХС, требования статьи 20 Закона № 875 выполнило.13
13 См. также письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 27.04.2010 № 1/6-69/03-01 и от 12.05.2009 № 1/5-447/06.
Ответственность должностных лиц
Согласно части второй статьи 188-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП) невыполнение должностным лицом, пользующимся правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, непредставление ФСЗИ отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов влекут за собой наложение штрафа от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 170 до 340 грн.).
Обращаем внимание, что штраф за невыполнение норматива и штраф за непредставление Отчета ф. № 10-ПОІ — это два разных штрафа (за два разных нарушения), которые налагаются на руководителя предприятия, поскольку он является должностным лицом, ответственным за выполнение норматива и представление Отчета ф. № 10-ПОІ.
Протокол о вышеприведенных административных правонарушениях, который является основанием для обращения в суд, в соответствии со статьей 255 КоАП составляют уполномоченные должностные лица органа Государственной службы Украины по вопросам труда.