Для того чтобы производить более качественную продукцию, а также в целях уменьшения ее себестоимости отечественные предприятия активно модернизируют производство. Поскольку новые технологии и оборудование в основном приходится приобретать за границей, предприятия часто нуждаются в помощи иностранных специалистов. Кроме того, глобализация мировой экономики требует новых подходов к управлению производством, поэтому наши крупные предприятия часто приглашают на работу топ-менеджеров из-за границы. Каков механизм принятия на работу иностранцев? Кого из иностранцев может трудоустроить украинский работодатель? Каков порядок получения разрешения для трудоустройства иностранцев? На какой период и за какую плату оно выдается? Какие штрафы установлены за трудоустройство иностранца без разрешения?
Иностранцы на предприятии: порядок трудоустройства (часть 1)
Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Украине определен Законом Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22.09.2011 г. № 3773-VI (далее — Закон № 3773) и Законом Украины «О гражданстве Украины» от 18.01.2001 г. № 2235-ІІІ (далее — Закон о гражданстве), а порядок трудоустройства в Украине иностранцев и лиц без гражданства — Законом Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI (далее — Закон о занятости).
Рассмотрим детально нормы этих Законов касательно трудоустройства иностранцев, а «зарплатно-налоговые» аспекты и трудовые гарантии рассмотрим в следующем номере.
Кто является иностранцем
Согласно статье 1 Закона № 3773 и статье 1 Закона о гражданстве иностранец — это лицо, которое не состоит в гражданстве Украины и является гражданином (подданным) другого государства или государств.
По статусу к иностранцу приравнивается также лицо без гражданства — лицо, которое ни одно государство в соответствии со своим законодательством не считает своим гражданином.
Из норм статьи 1 Закона № 3773 следует, что иностранцы и лица без гражданства (далее вместе — иностранцы) могут быть двух категорий: находящиеся на территории Украины на законных основаниях и нелегальные мигранты. В свою очередь, к иностранцам, находящимся на территории Украины на законных основаниях, т. е. в установленном законодательством или международным договором Украины порядке въехавшим в Украину, относятся иностранцы, которые:
- постоянно проживают в Украине, т. е. которые получили вид на постоянное проживание, если иное не установлено законом;
- временно проживают в Украине, т. е. которые получили вид на временное проживание, если иное не установлено законом;
— временно находятся на территории Украины (на период действия визы или на период, установленный законодательством либо международным договором Украины, или если срок их пребывания на территории Украины продлен в установленном порядке).
В соответствии со статьей 26 Конституции Украины иностранцы, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины. Поскольку всем гражданам Украины статьей 43 Основного Закона гарантировано право на труд, то и иностранцы имеют право на труд в Украине.
Кто из иностранцев и на основании каких документов имеет право работать в Украине
Иностранцы могут прибыть к нам для временного трудоустройства на определенный срок, а также иммигрировать в Украину на постоянное проживание согласно Закону Украины «Об иммиграции» от 07.06.2001 г. № 2491-III (далее — Закон об иммиграции). В последнем случае иммигранты получают вид на постоянное проживание (ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 5 Закона № 3773).
В соответствии с частями 4, 5, 8, 9, 11 статьи 4 Закона № 3773 находящимися на территории Украины на законных основаниях на период работы в Украине считаются иностранцы, получившие вид на временное проживание и прибывшие в Украину для:
— трудоустройства;
— участия в реализации проектов международной технической помощи, зарегистрированных в установленном порядке;
— работы в представительствах иностранных субъектов хозяйствования в Украине, зарегистрированных в установленном порядке;
— работы в филиалах или представительствах иностранных банков, зарегистрированных в установленном порядке;
— работы корреспондентом или представителем иностранных средств массовой информации (далее — СМИ).
Все вышеперечисленные иностранцы, прибывшие в Украину на законных основаниях на период работы, получают вид на временное проживание (ч. 3 ст. 5 Закона № 3773).
В соответствии с частями 4, 5, 8, 9, 11 статьи 5 Закона № 3773 основанием для выдачи вида на временное проживание вышеуказанным иностранцам являются:
— заявление иностранца;
— действительный полис медицинского страхования;
— разрешение на использование труда иностранца (кроме иностранцев, которые в соответствии с законодательством Украины имеют право на трудоустройство без получения такого разрешения) и обязательство работодателя уведомить центральные органы исполнительной власти, обеспечивающие реализацию государственной политики в сфере миграции, занятости населения и трудовой миграции, о досрочном расторжении или прекращении трудового договора (контракта) с таким иностранцем (для иностранца, прибывшего для трудоустройства у этого работодателя);
— трудовой договор (контракт) — для иностранцев, трудоустройство которых в соответствии с законодательством Украины осуществляется без получения разрешения на использование труда иностранцев, а для лиц, имеющих статус иностранного украинца, — трудовой договор (контракт) и удостоверение заграничного украинца;
— соответствующее представление государственного учреждения, предприятия или организации, являющихся реципиентом проекта международной технической помощи (для иностранца, прибывшего для участия в реализации такого проекта);
— представление соответствующего представительства иностранного субъекта хозяйствования в Украине и копия свидетельства о регистрации такого представительства (для иностранца, прибывшего для работы в таком представительстве);
— представление соответствующего филиала или представительства иностранного банка в Украине и копия свидетельства об аккредитации филиала или представительства (для иностранца, прибывшего для работы в филиале такого банка);
— обращение иностранного СМИ и представление центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обеспечения информационного суверенитета Украины (для иностранца, прибывшего работать корреспондентом или представителем такого СМИ).
Согласно части 1 статьи 9 и части 1 статьи 15 Закона № 3773 въезд в Украину вышеперечисленных категорий работников осуществляется при наличии:
— паспортного документа, определенного этим Законом или международным договором Украины;
— полученной в установленном порядке визы, если иное не предусмотрено законодательством или международными договорами Украины;
— вида на временное проживание (выдается по процедуре, установленной Порядком оформления, выдачи, обмена, отмены, пересылки, изъятия, возвращения государству, признания недействительным и уничтожения вида на постоянное проживание, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25.04.2018 г. № 321).
Регистрация иностранцев, въезжающих в Украину, осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Украины органами охраны государственной границы (Госпогранслужбы). Отметка о регистрации иностранца в паспортном документе и/или иммиграционной карточке или других предусмотренных законодательством Украины документах действительна на всей территории Украины независимо от места пребывания или проживания иностранца на территории Украины (ч. 1, 2 ст. 16 Закона № 3773).
Порядок и особенности выдачи вида на временное проживание определены статьями 5-1 – 5-5 Закон № 3773. Частью 1 статьи 5-1 Закона № 3773 определен срок действия вида на временное проживание. Так, указанный срок для иностранца, прибывшего в Украину для трудоустройства, равен сроку действия разрешения на применение труда иностранцев, а для иностранца, прибывшего в Украину для участия в реализации проекта международной технической помощи, равен сроку реализации такого проекта, указанному в регистрационной карточке проекта, во всех остальных вышерассмотренных случаях — один год.
Для продления срока действия вида на временное проживание иностранец должен подтвердить трудоустройство у этого юридического лица как минимум трех граждан Украины, которые приступили к работе не менее чем за 6 месяцев до даты подачи заявления о продлении срока действия вида, или уплату юридическим лицом налога на прибыль предприятий в размере не менее 50 минимальных заработных плат за последний полный финансовый год до даты обращения о продлении срока действия вида (ч. 4 ст. 5-1 Закона № 3773).
Иностранцы, которые являются учредителями и/или участниками и/или бенефициарными собственниками (контроллерами) юридического лица, зарегистрированного в Украине (данные о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований), и прибыли в Украину с целью контроля за деятельностью таких юридических лиц и получили вид на временное проживание, считаются находящимися на законных основаниях на территории Украины на период действия вида. Основанием выдачи им вида на временное проживание является условие, согласно которому размер доли собственности иностранца или иностранного юридического лица, бенефициаром (контроллером) которого он является, в уставном капитале украинского юридического лица составляет не менее 100 000 евро по официальному валютному курсу, установленному Национальным банком Украины на дату внесения иностранной инвестиции (ч. 12 ст. 4 Закона № 3773).
Пакет документов, которые должен представить такой иностранец для получения вида на временное проживание, определен частью 12 статьи 5 Закона № 3773. Он включает, в частности, заявление иностранца, действительный полис медицинского страхования, копию устава юридического лица, сведения о размере доли иностранца в уставном капитале (внесении иностранной инвестиции в устаной капитал) такого юридического лица. Срок действия вида на временное проживание у иностранца в этом случае составляет 2 года (п. 3 ч. 1 ст. 5-1 Закона № 3773).
Особенности трудоустройства иностранцев в Украине
Трудоустройство иностранцев в Украине регламентируется статьями 42 – 42-10 раздела VII «Применение труда иностранцев и лиц без гражданства в Украине» Закона о занятости. В статьях 42-1 – 42-10 указанного раздела детально регламентируются вопросы получения разрешения на применение труда иностранцев.
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 42 Закона о занятости работодатели имеют право на применение труда иностранцев на территории Украины на основании разрешения, выдаваемого территориальными органами Государственной службы занятости (далее — ГСЗ).
Работа иностранцев может применяться на разных должностях у одного или нескольких (двух и более) работодателей при условии получения разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства (далее — разрешение) на каждой должности.
Работа иностранных высокооплачиваемых профессионалов (о них идет речь ниже) может применяться без получения разрешения на должностях по совместительству, если срок действия трудового договора на должности по совместительству не превышает срок действия разрешения по основному месту работы.
Иностранный наемный работник (т. е. иностранец, работающий у украинского работодателя по трудовому договору в соответствии с законодательством Украины) может совмещать работу на должности, определенную разрешением, с работой по должности временно отсутствующего работника при условии, что совмещение длится не более 60 календарных дней в течение календарного года.
Частью 4 статьи 42 Закона о занятости установлено, что иностранцы имеют право осуществлять в Украине инвестиционную, внешнеэкономическую и прочие виды деятельности в соответствии с законодательством.
В то же время иностранцы не могут назначаться на должность или заниматься трудовой деятельностью в случае, когда в соответствии с законодательством назначение на соответствующую должность или осуществление соответствующего вида деятельности связано с принадлежностью к гражданству Украины, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины (ч. 5 ст. 42 Закона о занятости).
Частью 6 статьи 42 Закона о занятости определено, что без получения разрешения осуществляется трудоустройство:
1) иностранцев, постоянно проживающих в Украине;
2) иностранцев, которые получили статус беженца в соответствии с законодательством Украины или получили разрешение на иммиграцию в Украину;
3) иностранцев, которые признаны лицами, нуждающимися в дополнительной защите, или которым предоставлена временная защита в Украине;
4) представителей иностранного морского (речного) флота и авиакомпаний, обслуживающих такие компании на территории Украины;
5) работников зарубежных СМИ, аккредитованных для работы в Украине;
6) спортсменов, получивших профессиональный статус, артистов и работников искусства для работы в Украине по специальности;
7) работников аварийно-спасательных служб для выполнения срочных работ;
8) работников иностранных представительств, зарегистрированных на территории Украины в установленном законодательством порядке;
9) священнослужителей, которые являются иностранцами и временно находятся в Украине по приглашению религиозных организаций для осуществления канонической деятельности только в таких организациях с официальным согласованием с органом, осуществившим регистрацию устава (положения) соответствующей религиозной организации;
10) иностранцев, прибывших в Украину для участия в реализации проектов международной технической помощи;
11) иностранцев, прибывших в Украину для осуществления преподавательской и/или научной деятельности в заведениях профессионального предвысшего и высшего образования по их приглашению;
12) других иностранцев в случаях, предусмотренных законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов и рабочих, потребность в которых является ощутимой для национальной экономики, осуществляется на основаниях, определенных Законом об иммиграции (ч. 7 ст. 42 Закона о занятости).
Согласно статье 8 Закона об иммиграции Министерство социальной политики Украины (далее — Минсоцполитики) ежегодно утверждает перечень специальностей и требования к квалификации специалистов и рабочих, потребность в которых может быть удовлетворена за счет иммиграции.
Статьей 4 Закона об иммиграции определено, что разрешение на иммиграцию предоставляется в пределах квоты. Квота иммиграции устанавливается Кабинетом Министров Украины в определенном им порядке по категориям иммигрантов, в частности, для высококвалифицированных специалистов и рабочих, острая потребность в которых является ощутимой для экономики Украины. По таким лицам Минсоцполитики, а по деятелям культуры и науки — соответственно Минкультуры и МОН вносят предложения в Государственную миграционную службу по установлению квоты иммиграции на следующий календарный год (п. 2 Порядка формирования квоты иммиграции, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.12.2002 г. № 1983).
Получение разрешения на трудоустройство иностранцев
Как отмечено выше, работодатели имеют право на применение труда иностранцев на основании разрешения (кроме вышеперечисленных категорий иностранцев).
Согласно части 1 статьи 42-1 «Основания для получения разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства» Закона о занятости работодатель получает также разрешение для следующих категорий лиц, если иное не установлено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины:
1) командированные иностранные работники (т. е. иностранцы, направленные иностранным работодателем в Украину для выполнения определенного объема работ (услуг) на основании договоров (контрактов), заключенных между украинским и иностранным субъектами хозяйствования — п. 4-1 ч. 1 ст. 1 Закона о занятости);
2) внутрикорпоративные цессионарии (т. е. иностранцы, признанные таковыми в соответствии с графиком специфических обязательств в секторе услуг Протокола о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию (статья II Генерального соглашения о торговле услугами) — п. 5-1 ч. 1 ст. 1 Закона о занятости);
3) иностранцы, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, требующим дополнительной защиты.
Частью 2 статьи 42-1 Закона о занятости определено, что особыми категориями иностранцев, претендующих на трудоустройство в Украине (далее — особые категории иностранцев), являются:
1) иностранные высокооплачиваемые профессионалы (т. е. иностранцы, заработная плата которых составляет не менее 50 минимальных заработных плат — п. 8-1 ч. 1 ст. 1 Закона о занятости);
2) учредители и/или участники и/или бенефициары (контроллеры) юридического лица, созданного в Украине;
3) выпускники университетов, входящих в первую сотню в мировых рейтингах университетов, в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Украины от 14.03.2018 г. № 154-р (в этот перечень включены три рейтинга: Академический рейтинг университетов мира («Шанхайский»); Рейтинг университетов мира по версии «Таймс»; Рейтинг университетов мира «Кью Эс»);
4) иностранные работники творческих профессий (т. е. иностранцы, занимающие должности, предусматривающие создание объектов авторского права и/или смежных прав как основная трудовая обязанность — п. 8-4 ч. 1 ст. 1 Закона о занятости);
5) иностранные ІТ-профессионалы (т. е. иностранцы, занимающие должности, связанные с разработкой и внедрением результатов компьютерного программирования (операционной системы, компьютерных программ и их компонентов, веб-сайтов, онлайн-сервисов) и криптографических средств защиты информации у юридических лиц, которые осуществляют деятельность по компьютерному программированию как основной вид экономической деятельности по Национальному классификатору видов экономической деятельности — п. 8-2 ч. 1 ст. 1 Закона о занятости).
В соответствии с частью 3 статьи 42-1 Закона о занятости работодатель может получить разрешение при условии выплаты заработной платы вразмере не менее:
1) 5 минимальных заработных плат — иностранным наемным работникам в общественных объединениях, благотворительных организациях и заведениях образования, определенных в статьях 34, 36, 37, 39, 41, 43, 48 Закона Украины «Об образовании»;
2) 10 минимальных заработных плат — для всех остальных категорий наемных работников.
Вышеуказанные требования к минимальной заработной плате не применяются в случае получения разрешения на применение труда лиц, указанных в части 2 статьи 42-1 Закона о занятости, т. е. особых категорий иностранцев (см. выше).
Документы, представляемые для получения разрешения
Перечень документов для получения разрешения и продления его действия установлен статьей 42-2 Закона о занятости.
Так, для получения разрешения работодатель подает в территориальный орган ГСЗ следующие документы:
1) заявление по форме, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 15.11.2017 г. № 858 (далее — Постановление № 858), в котором работодатель подтверждает, что должность, на которой будет применяться труд иностранца, в соответствии с законами Украины не связана с принадлежностью к гражданству Украины и не требует предоставления допуска к государственной тайне (этот текст содержит утвержденная форма заявления);
2) копии страниц паспортного документа иностранца с личными данными вместе с переводом на украинский язык, удостоверенным в установленном порядке;
3) цветную фотографию иностранца размером 3,5 х 4,5 см;
4) копию проекта трудового договора (контракта) с иностранцем, удостоверенную работодателем.
Для трудоустройства отдельных категорий иностранцев работодатель дополнительно к вышеперечисленным представляет следующие документы касательно:
1) выпускников университетов, входящих в первую сотню в вышеуказанных мировых рейтингах университетов — копию диплома о высшем образовании соответствующего университета, признанного в Украине в установленном порядке;
2) иностранных работников творческих профессий — нотариально удостоверенные копии документов, идентифицирующих объект авторского права и/или смежных прав автора и удостоверяющих авторство (авторское право);
3) командированных иностранных работников — копию договора (контракта), заключенного между украинским и иностранным субъектами хозяйствования, которым предусмотрено применение труда иностранцев, направленных иностранным работодателем в Украину для выполнения определенного объема работ (предоставления услуг);
4) внутрикорпоративных цессионариев — решение иностранного субъекта хозяйствования о переводе иностранца на работу в Украину и копию контракта, заключенного между иностранцем и иностранным субъектом хозяйствования, о переводе на работу в Украину с определением срока работы в Украине;
5) лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, — копии решения об оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, и справки об обращении за защитой в Украине.
Для трудоустройства учредителей и/или участников и/или бенефициаров (контроллеров) юридического лица территориальный орган ГСЗ самостоятельно получает сведения об окончании формирования уставного капитала общества на момент подачи заявления о выдаче разрешения.
Для трудоустройства иностранных ІТ-профессионалов территориальный орган ГСЗ самостоятельно получает сведения о наличии у работодателя зарегистрированного вида деятельности — компьютерное программирование.
Для продления действия разрешения работодатель подает следующие документы:
1) заявление по форме, утвержденной Постановлением № 858;
2) фотографию иностранца размером 3,5 х 4,5 см;
3) документы согласно перечню для получения разрешения, если они изменились.
Документы, предусмотренные статьей 42-2 Закона о занятости, выданные за границей, должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не определено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Территориальный орган ГСЗ самостоятельно получает в электронной форме из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований сведения о статусе работодателя как юридического лица или физического лица – предпринимателя.
Обращаем внимание, что должностным лицам территориального органа ГСЗ запрещено требовать от работодателей документы, не установленные Законом о занятости.
Всю остальную информацию, которая не отражается в документах, представляемых работодателем, но необходима для принятия решения о выдаче разрешения, территориальный орган ГСЗ получает самостоятельно из соответствующих источников (реестров, баз данных и т. п.) в порядке обмена информацией между государственными органами.
Срок действия разрешения
Срок действия разрешения определен статьей 42-3 Закона о занятости. Согласно этой статье разрешение выдается на срок:
1) действия трудового договора (контракта), но не более чем на 3 года — для особых категорий иностранцев, определенных частью 2 статьи 42-1 этого Закона (см. выше);
2) действия договора (контракта), заключенного между украинским и иностранным субъектами хозяйствования, но не более чем на 3 года — для командированных иностранных работников;
3) действия решения иностранного субъекта хозяйствования о переводе иностранца на работу в Украине и контракта, заключенного между иностранцем и иностранным субъектом хозяйствования, о переводе на работу в Украину — для внутрикорпоративных цессионариев;
4) действия трудового договора (контракта), но не более чем на 1 год — для всех остальных иностранных наемных работников.
При наличии оснований действие разрешения может продлеваться неограниченное количество раз.
Работодатель может указать в заявлении о выдаче разрешения меньший срок, чем установлено статьей 42-3 Закона о занятости.
Не допускается оформление разрешения на меньший срок, чем указано в заявлении и в пределах сроков, установленных Законом о занятости.
Таким образом, для особых категорий иностранцев и для командированных иностранных работников максимальный срок действия разрешения составляет 3 года, для остальных иностранцев — 1 год, а для внутрикорпоративных цессионариев срок действия разрешения привязан к сроку действия решения и контракта о переводе на работу в Украину.
Срок рассмотрения заявления и порядок выдачи разрешения
Согласно статье 42-6 Закона о занятости территориальный орган ГСЗ принимает решение в следующие сроки со дня получения соответствующего заявления:
— 7 рабочих дней — о выдаче разрешения;
— 3 рабочих дня — о продлении действия разрешения или о внесении изменений в него.
Заявление о продлении действия разрешения подается работодателем в территориальный орган ГСЗ не позднее чем за 20 календарных дней до окончания срока действия такого разрешения.
В соответствии со статьей 42-7 Закона о занятости территориальный орган ГСЗ предоставляет работодателю опись принятых документов сразу после принятия от него заявления о выдаче (продлении действия) разрешения и документов, представляемых вместе с соответствующим заявлением.
Территориальный орган ГСЗ в течение следующего рабочего дня после принятия заявления осуществляет проверку заявления и приложенных к нему документов на наличие оснований для приостановления рассмотрения заявления. В случае отсутствия таких оснований (они определены частью 3 статьи 42-8 Закона о занятости) территориальный орган ГСЗ принимает решение о выдаче (продлении действия) разрешения в сроки, установленные статьей 42-6 этого Закона (см. выше), и в течение 2 рабочих дней направляет работодателю копию этого решения по почте с уведомлением о вручении и по электронной почте с указанием платежных реквизитов для внесения платы (в случае принятия решения о выдаче или продлении действия разрешения), а также размещает на официальном сайте территориального органа ГСЗ информацию о принятом решении и платежные реквизиты для внесения платы.
Плата за выдачу разрешения
Размер платы за выдачу или продление действия разрешения установлен статьей 42-4 Закона о занятости и составляет:
1) для разрешений, которые выдаются на срок от 1 до 3 лет или их действие продлевается на такой же срок — 6 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, установленных законом на 1 января календарного года, в котором работодателем представлены документы (далее — ПМТЛ), т. е. в 2019 году — 11 526 грн. (1921 грн. х 6);
2) для разрешений, которые выдаются на срок от 6 месяцев до 1 года включительно или их действие продлевается на такой же срок — 4 ПМТЛ, т. е. в 2019 году — 7684 грн. (1921 грн. х 4);
3) для разрешений, которые выдаются на срок до 6 месяцев или их действие продлевается на такой же срок — 2 ПМТЛ, т. е. в 2019 году — 3842 грн. (1921 грн. х 2).
Работодатель вносит плату в течение 10 рабочих дней со дня получения решения о выдаче или продлении действия разрешения, которое направляется территориальным органом ГСЗ по почте с уведомлением о вручении.
Если работодатель не внес плату в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения о выдаче или продлении действия разрешения, такое решение отменяется.
Плата за выдачу или продление действия разрешения зачисляется в бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (далее — ФСС на случай безработицы).
Выдача и продление действия разрешения на применение труда лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите, осуществляются бесплатно.
Работодатель обязан заключить с иностранцем трудовой договор (контракт) не позднее чем за 90 календарных дней с даты выдачи разрешения и в 10-дневный срок после заключения трудового договора (контракта) предоставить его копию, удостоверенную работодателем, территориальному органу ГСЗ (ч. 4 ст. 42-7 Закона о занятости).
Внесение изменений в разрешение
Если в пределах срока, на который выдано разрешение, произошли изменения в названии должности иностранца, его перевели на другую должность у одного работодателя, ему оформлен новый паспортный документ (в т. ч. в случае изменения имени, отчества, фамилии иностранца) или изменилось наименование (ФИО) у работодателя, последний обязан в течение 30 дней после возникновения указанных обстоятельств обратиться в территориальный орган ГСЗ с заявлением о внесении изменений в разрешение и предоставить соответствующие документы, подтверждающие изменения, в частности проект трудового договора (контракта) в новой редакции, копии страниц паспорта иностранца (ст. 42-5 Закона о занятости).
Отмена разрешения на трудоустройство иностранцев
Основания для отмены разрешения установлены статьей 42-10 Закона о занятости.
Так, согласно части 1 статьи 42-10 Закона о занятости работодатель обязан обратиться в территориальный орган ГСЗ об отмене разрешения при следующих обстоятельствах:
1) трудовой договор (контракт) с иностранцем прекращен;
2) приостановлено выполнение договора (контракта), заключенного между украинским и иностранным субъектами хозяйствования, в связи с которым был направлен иностранец;
3) территориальным органом или подразделением ГСЗ принято решение о признании иностранца беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите.
В соответствии с частью 2 статьи 42-10 Закона о занятости территориальный орган ГСЗ отменяет выданное разрешение в случае:
1) невнесения работодателем платы за выдачу или продление действия разрешения в установленный срок (в течение 10 рабочих дней со дня получения решения о выдаче или продлении действия разрешения);
2) непредставления работодателем в установленный срок (т. е. в течение 10 календарных дней после заключения трудового договора или контракта) в территориальный орган ГСЗ копии трудового договора (контракта), заключенного с иностранцем, если представление такой копии является обязательным;
3) представления работодателем письменного заявления об отмене разрешения при обстоятельствах, предусмотренных пунктами 1 – 3 части 1 этой статьи (см. выше), или выявления территориальным органом ГСЗ таких обстоятельств;
4) выявления недостоверности данных в представленных работодателем документах, которая не могла быть выявлена при рассмотрении заявления;
5) наличия решения о принудительном возвращении или принудительном выдворении иностранца, принятого в соответствии со статьями 26 и 30 Закона № 3773;
6) установления факта применения труда иностранца на других условиях, чем те, которые определены разрешением, или другим работодателем (кроме работы по совместительству в соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 42 Закона о занятости и при совмещении должностей в соответствии с частью 3 статьи 42 Закона о занятости — см. выше);
7) неиспользования иностранцем права на обжалование решения территориального органа или подразделения ГСЗ об отказе в признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, или в случае окончательного решения вопроса об отказе в признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите;
8) вступления в законную силу обвинительного приговора суда, по которому иностранец осужден за совершение преступления.
Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение порядка трудоустройства иностранцев
Согласно части 5 статьи 53 Закона о занятости в случае применения работодателем труда иностранцев и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса относительно предоставления статуса беженца:
- на условиях трудового или другого договора без разрешения, взимается штраф за каждое лицо в 20-кратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения (в 2019 году — 83 460 грн.);
- на других условиях, чем те, которые предусмотрены указанным разрешением, или другим работодателем, взимается штраф за каждое лицо в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения (в 2019 году — 41 730 грн.).
Приведенные штрафы являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным главой 27 Хозяйственного кодекса Украины (т. е. на них не распространяется норма статьи 250 этого Кодекса о том, что санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через 1 год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил). Вышеуказанные штрафы налагаются Государственной службой Украины по вопросам труда согласно нормам Порядка наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2013 г. № 509 (ч. 9 ст. 53 Закона о занятости).
В случае неуплаты (отказа от уплаты) указанных штрафов в течение месяца, их взыскание осуществляется в судебном порядке. Сумма штрафов зачисляется в бюджет ФСС на случай безработицы (ч. 10 ст. 53 Закона о занятости).
Кроме вышеизложенной ответственности работодателей, за нарушение порядка трудоустройства иностранцев предусмотрена административная ответственность виновных должностных лиц.
Так, согласно части третьей статьи 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП) фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физических лиц – предпринимателей, использующих наемный труд, от 500 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — нмдг), т. е. от 8500 до 17 000 грн. Повторное в течение года совершение одного из указанных нарушений, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, влечет наложение штрафа на такое лицо от 1000 до 2000 нмдг, т. е. от 17 000 до 34 000 грн.
Дела о вышеуказанных административных правонарушениях рассматриваются судьями районных, районных в городе, городских или городских районных судов на основании протоколов, составленных уполномоченными должностными лицами Государственной службы Украины по вопросам труда (ст. 221, п. 1 ч. первой ст. 255 КоАП).