Еще в сентябре 2017 года Закон Украины «О занятости населения» был дополнен десятью статьями, регулирующими применение труда иностранцев в Украине. Практика 5-летнего применения этих статей показала, что существует ряд несогласованностей, в частности, в вопросах выдачи, продления действия и отмены разрешений на применение труда иностранцев в Украине. Кроме того, споры между работодателями и органами контроля свидетельствуют о неодинаковом толковании ими отдельных положений Закона о занятости. Для решения этих и других вопросов был принят закон, внесший изменения, в частности, в Закон о занятости. Что изменилось в процедуре трудоустройства иностранцев? Какие документы и каким образом теперь необходимо подавать работодателям для получения или продления действия разрешения на трудоустройство иностранцев? На какой срок отныне выдается такое разрешение? В каких случаях может быть отказано в выдаче, продлении действия указанного разрешения? Когда это разрешение может быть отменено? Каков размер платы за получение или продление действия указанного разрешения?
Новшества в порядке трудоустройства иностранцев
15 октября 2022 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно применения труда иностранцев и лиц без гражданства в Украине и предоставления услуг по посредничеству в трудоустройстве за границей» от 21.09.2022 № 2623-IX (далее — Закон № 2623). Этим Законом внесены изменения в Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22.09.2011 № 3773-VI (далее — Закон о статусе иностранцев) и Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI (далее — Закон о занятости).
Напомним, что Закон о статусе иностранцев определяет правовой статус находящихся в Украине иностранцев и лиц без гражданства, устанавливает порядок их въезда в Украину и выезда из Украины. Одновременно раздел VII «Применение труда иностранцев и лиц без гражданства в Украине» Закона о занятости регламентирует вопрос получения разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства в Украине.
По мнению законодателей, целью принятия Закона № 2623 является упрощение для работодателей обеспечения потребности в рабочей силе, которая может быть удовлетворена за счет применения труда иностранцев и лиц без гражданства, обеспечение равных условий труда для граждан Украины и иностранцев, детенизация трудовых отношений, а также усовершенствование законодательства в данной сфере и устранение правовых коллизий.
Анализ практического применения раздела VII Закона о занятости выявил ряд несогласованностей, например, в части выдачи, продления действия и отмены разрешений на применение труда иностранцев в Украине, неоднозначного толкования отдельных положений этого Закона, а, следовательно, разных подходов к его применению. Кроме того, установление требования к уровню заработной платы в случае применения труда иностранцев, о чем мы подробно сообщали1, привели с одной стороны к неравным условиям труда для граждан Украины по сравнению с иностранцами, с другой — способствовали массовому переводу иностранцев на неполный рабочий день с целью минимизации расходов работодателей на фонд оплаты труда. Также возникла проблема с официальным трудоустройством иностранцев, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, а также иностранцев, которые находятся в Украине для обучения в заведениях высшего образования Украины и в период обучения осуществляют трудовую деятельность в Украине. Как следствие, трудоустройство указанных лиц фактически осуществлялось в «теневом» секторе.
Для предотвращения вышеуказанных негативных явлений Законом № 2623 путем внесения изменений в Закон о занятости усовершенствованы основания выдачи (отказа в выдаче) или продления действия разрешений на применение труда иностранцев, обновлен перечень документов, которые подаются работодателями для получения или продления действия разрешений на применение труда отдельных категорий иностранных работников, изменен размер платы за выдачу и продление действия таких разрешений, упрощен доступ к указанной административной услуге и предусмотрена возможность ее получения любым удобным для работодателя способом, в том числе через центры предоставления административных услуг, урегулирован вопрос о бесплатной выдаче дубликата разрешения в случаях потери или повреждения ранее выданного разрешения, срок действия которого не истек, создана правовая основа для применения труда иностранцев, находящихся в Украине для обучения в заведениях образования Украины, установлены равные условия оплаты труда для граждан Украины и иностранцев, находящихся в Украине на законных основаниях, а также усилен контроль за соблюдением законодательства в сфере трудоустройства иностранцев.
Теперь остановимся более конкретно на изменениях, внесенных в Закон о статусе иностранцев и Закон о занятости.
Изменения в Законе Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства»
Прежде чем приступить к анализу изменений, напомним, кто именно относится к иностранцам и лицам без гражданства.
Согласно пунктам 6–10, 15 части 1 статьи 1 Закона о статусе иностранцев в этом Законе (как и в других законах, в частности, в Законе о занятости) термины употребляются в следующем значении:
— иностранец — лицо, которое не находится в гражданстве Украины и является гражданином (подданным) другого государства или государств;
— лицо без гражданства — лицо, которое не рассматривается как гражданин каким-либо государством в силу действия его закона;
— иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Украины на законных основаниях, — иностранцы и лица без гражданства, которые в установленном законодательством или международным договором Украины порядке въехали в Украину и постоянно или временно проживают на ее территории, или временно находятся в Украине.
Законом № 2623 внесено изменение в Закон о статусе иностранцев, касающееся одного из оснований пребывания иностранцев в Украине на законных основаниях.
Так, часть 4 статьи 4 Закона о статусе иностранцев изложена в новой редакции, согласно которой иностранцы и лица без гражданства (далее вместе — иностранцы), которые согласно закону прибыли в Украину для трудоустройства или заключения гиг-контракта или во время пребывания на законных основаниях на территории Украины в случае, предусмотренном частью 13 этой статьи (т. е. которые являются учредителями и/или участниками, и/или бенефициарными собственниками (контролерами) юридического лица, зарегистрированного в Украине, и прибыли в Украину с целью контроля за деятельностью таких юридических лиц; — Авт.), получили разрешение на применение труда иностранцев в Украине и вид на временное проживание, считаются такими, которые на законных основаниях находятся на территории Украины на период работы в Украине.
Следовательно, теперь иностранцы, в т. ч. являющиеся учредителями и/или участниками, и/или бенефициарными собственниками (контролерами) юридического лица, считаются находящимися в Украине на законных основаниях, если они получили разрешение на применение труда иностранцев в Украине.
Изменения в Законе Украины «О занятости населения»
Изменения в Законе о занятости относительно трудоустройства иностранцев имеют масштабный характер.
Как мы уже сообщали на страницах журнала2, в статьях 42 – 42-10 раздела VII «Применение труда иностранцев и лиц без гражданства в Украине» Закона о занятости детально регламентируются вопросы получения разрешения на применение труда иностранцев в Украине. Законом № 2623 во все указанные статьи Закона о занятости внесены изменения, которыми усовершенствована (уточнена) процедура получения или продления действия разрешения на трудоустройство иностранцев. Также внесены изменения и в некоторые другие статьи Закона о занятости, касающиеся трудоустройства иностранцев.
Исключение терминов
Из части 1 статьи 1 Закона о занятости исключены пункты 8-1, 8-2 и 8-4, в которых были приведены термины «иностранные высокооплачиваемые профессионалы», «иностранные ІТ-профессионалы» и «иностранный работник творческой профессии». Соответственно, о таких категориях иностранцев уже не идет речь в других статьях Закона о занятости, вследствие чего отменены ограничения и особенности трудоустройства для иностранных высокооплачиваемых профессионалов, иностранных ІТ-профессионалов и иностранных работников творческой профессии.
Теперь все вышеуказанные категории иностранных работников подпадают под термин «иностранный наемный работник — иностранец, работающий по трудовому договору у украинского работодателя согласно законодательству Украины» (п. 8-3 ч. 1 ст. 1 Закона о занятости).
Заработная плата иностранцев
Для получения работодателем разрешения на применение труда иностранцев в Украине (далее — разрешение) отменено условие минимального размера заработной платы иностранца. Теперь ни одна статья Закона о занятости, в частности, статья 42-1, не содержит нормы о размере заработной платы иностранца.
Напомним, что ранее работодатель мог получить разрешение при условии выплаты заработной платы в размере не менее: 5 минимальных заработных плат — иностранцам – наемным работникам в общественных объединениях, благотворительных организациях и учебных заведениях, определенных в статьях 34, 36, 37, 39, 41, 43, 48 Закона Украины «Об образовании»; 10 минимальных заработных плат — для всех остальных категорий иностранных наемных работников.
Таким образом, теперь заработная плата иностранцам, работающим по трудовому договору у украинского работодателя, должна начисляться в том же порядке, что и работникам – гражданам Украины, с соблюдением минимальных государственных гарантий в оплате труда, установленных Кодексом законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и Законом Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 № 108/95-ВР.
Категории лиц, для которых необходимо получать разрешение
Как и ранее, частью 1 статьи 42 Закона о занятости установлено, что работодатели имеют право на применение труда иностранцев на территории Украины на основании разрешения, выдаваемого территориальными органами (далее — центры занятости) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции (далее — Государственная служба занятости).
Согласно изложенной в новой редакции статье 42-1 Закона о занятости разрешение выдается или его действие продлевается для следующих категорий лиц, если иное не установлено законом и/или международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины:
1) иностранные наемные работники;
2) командированные иностранные работники (т. е. иностранцы, направленные иностранным работодателем в Украину для выполнения определенного объема работ (услуг) на основании договоров (контрактов), заключенных между украинским и иностранным субъектами хозяйствования, — п. 4-1 ч. 1 ст. 1 Закона о занятости);
3) внутрикорпоративные цессионарии (т. е. иностранцы, признанные таковыми в соответствии с графиком специфических обязательств в секторе услуг Протокола о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию (статья II Генерального соглашения о торговле услугами), — п. 5-1 ч. 1 ст. 1 Закона о занятости);
4) иностранцы, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите; иностранцы, которые обжалуют решение об отказе в оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите;
5) лица, подавшие заявление о признании лицом без гражданства, и лица, обжалующие решение об отказе в признании лицом без гражданства;
6) иностранцы, которые прибыли в Украину с целью обучения в заведениях высшего образования и намерены в период обучения и после окончания обучения, при условии трудоустройства не позднее чем за 30 календарных дней до момента завершения обучения, проводить трудовую деятельность в Украине.
Таким образом, статья 42-1 Закона о занятости уже не содержит особых категорий иностранцев (к ним ранее относились: иностранные высокооплачиваемые профессионалы; учредители и/или участники, и/или бенефициары (контролеры) юридического лица, созданного в Украине; выпускники университетов, входящих в первую сотню в мировых рейтингах университетов, в соответствии с перечнем, определенным Кабинетом Министров Украины; иностранные работники творческих профессий, иностранные ІТ-профессионалы; гиг-специалисты), для которых были установлены определенные гарантии для трудоустройства, а также не содержит минимальные размеры заработной платы иностранцев.
Согласование разрешения для иностранцев отдельных государств
Часть 1 статьи 42 Закона о занятости дополнена абзацами вторым и третьим следующего содержания:
«Выдача и продление действия разрешения на применение труда граждан Российской Федерации, Республики Беларусь, а также других государств, признанных представляющими угрозу государственному суверенитету, территориальной целостности и демократическому конституционному строю и другим национальным интересам Украины, осуществляются по согласованию с региональными органами Службы безопасности Украины (далее — СБУ).
Техническое описание и образец бланка разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства в Украине утверждается Кабинетом Министров Украины».
Следовательно, в связи с вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины, которая осуществляется при поддержке Республики Беларусь, граждане этих государств могут быть трудоустроены в Украине на основании разрешения, выдаваемого по согласованию с региональными органами СБУ.
Получение разрешения для совместителей-иностранцев
Часть 2 статьи 42 Закона о занятости изложена в следующей новой редакции:
«2. Труд иностранцев и лиц без гражданства может применяться на разных должностях у одного или нескольких (двоих и более) работодателей при условии получения разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства в Украине (далее — разрешение) каждым работодателем (было — на каждой должности; — Авт.).
Труд иностранцев и лиц без гражданства (было — Труд иностранных высокооплачиваемых профессионалов; — Авт.) может применяться без разрешения на должностях по совместительству у одного работодателя, если срок действия трудового договора по должности по совместительству не превышает срок действия разрешения по основному месту работы».
Таким образом, работодателю для иностранца — внутреннего совместителя получать дополнительно разрешение на трудоустройство на должность по совместительству теперь не нужно (достаточно разрешения на трудоустройство по основному месту работы), если срок действия трудового договора на должности по совместительству не превышает срок действия разрешения по основному месту работы. Для иностранца — внешнего совместителя, как и ранее, необходимо получать разрешение.
В части 3 статьи 42 Закона о занятости уточнено, что иностранец может совмещать работу на должности, определенную разрешением, с работой на должности временно отсутствующего работника при условии, что совмещение длится не более 60 календарных дней в течение календарного года.
Получение разрешения для иностранцев резидентами Дия Сити
Часть 2 статьи 42 Закона о занятости уже не содержит норм, освобождающих резидентов Дия Сити от получения разрешения на выполнение работ (услуг) иностранцами по гиг-контрактам или позволяющих получать такое разрешение в добровольном порядке.
Следовательно, по Закону о занятости резиденты Дия Сити теперь должны получить разрешение, если иностранец будет для них выполнять работы (услуги) по гиг-контрактам.
В то же время законодатели забыли откорректировать норму пункта 5 части 1 статьи 1 Закона о статусе иностранцев, где указано, что «разрешение на применение труда иностранцев и лиц без гражданства — документ, дающий право работодателю временно использовать труд иностранца или лица без гражданства в порядке, установленном законодательством Украины, или добровольно полученный резидентом Дия Сити для заключения гиг-контракта с иностранцем или лицом без гражданства».
Запрет на получение разрешения для иностранцев
Часть 4 статьи 3 Закона о занятости дополнена абзацем третьим, в соответствии с которым не могут назначаться на должность или заниматься трудовой и другой деятельностью в Украине иностранцы, включенные в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции, а также иностранцы, к которым применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины «О санкциях».
Перечень документов для получения разрешения
Как и ранее, перечень документов, которые должен подать работодатель в центр занятости для получения разрешения на трудоустройство иностранца или продления такого разрешения, приведен в статье 42-2 Закона о занятости, изложенной в новой редакции. Принципиальных изменений в этой статье не произошло, но есть небольшие уточнения.
Теперь для получения разрешения работодатель должен подать в центр занятости:
— заявление по форме, установленной Кабинетом Министров Украины (сейчас форма такого заявления приведена в приложении 1 к постановлению Кабинета Министров Украины от 15.11.2017 № 858), в котором работодатель подтверждает, что должность, на которой будет применяться труд иностранца, в соответствии с законом не связана с принадлежностью к гражданству Украины и не требует предоставления допуска к государственной тайне;
— копии страниц паспортного документа иностранца с личными данными вместе с переводом на украинский язык, удостоверенным в установленном порядке (кроме иностранцев, в отношении которых принято решение об оформлении документов по решению вопроса о признании беженцем или лицом, требующим дополнительной защиты; иностранцев, обжалующих решение об отказе в оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, требующим дополнительной защиты; лиц, подавших заявление о признании лицом без гражданства, и лиц, обжалующих решение об отказе в признании лицом без гражданства);
— проект трудового договора (контракта) или гиг-контракта с иностранцем, удостоверенный работодателем (кроме командированных иностранных работников);
— цветную фотографию иностранца размером 3,5 х 4,5 сантиметра;
— копию внешнеэкономического договора (контракта), заключенного между украинским и иностранным субъектами хозяйствования, которым предусмотрено применение труда иностранцев, направленных иностранным работодателем в Украину для выполнения определенного объема работ (оказания услуг), и копию документа, подтверждающего наличие трудовых отношений иностранного работника с иностранным работодателем, его командировавшим (для командированных иностранных работников);
— копию решения иностранного предприятия о переводе иностранца на работу в Украину с определением срока его работы и копию трудового договора (контракта), заключенного украинским субъектом хозяйствования с иностранцем (для внутрикорпоративных цессионариев);
— копию решения об оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, или копию справки об обращении за защитой в Украине (для лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, и лиц, оспаривающих решение об отказе в оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите);
— копию справки установленного образца об обращении за признанием лицом без гражданства (для лиц, подавших заявление о признании лицом без гражданства, и лиц, обжалующих решение об отказе в признании лицом без гражданства);
— копию приказа заведения высшего образования Украины о зачислении и установлении периодов обучения для студентов – иностранцев; письменное согласие заведения высшего образования Украины (в произвольной форме) о трудоустройстве иностранного студента и обязательство такого заведения уведомить центр занятости об отчислении иностранца из такого заведения; копию вида на временное проживание; копию документа о высшем образовании, удостоверенную в установленном порядке (для иностранцев или лиц без гражданства, которые прибыли в Украину с целью обучения в заведениях высшего образования и намерены в период обучения и после окончания обучения, при условии трудоустройства не позднее чем за 30 календарных дней до момента завершения обучения, осуществлять трудовую деятельность в Украине).
Как и ранее, для продления действия разрешения работодатель подает:
1) заявление по форме, установленной Кабинетом Министров Украины (сейчас форма такого заявления приведена в приложении 2 к постановлению Кабинета Министров Украины от 15.11.2017 № 858);
2) фотографию иностранца размером 3,5 х 4,5 сантиметра;
3) документы согласно перечню для получения разрешения в случае изменения информации в них.
К заявлению и вышеприведенным документам работодатель прилагает документ о внесении платы за выдачу или продление разрешения (ч. 3 ст. 42-2 Закона о занятости).
Должностным лицам центра занятости запрещено требовать от работодателей документы, не предусмотренные Законом о занятости (ч. 7 ст. 42-2 Закона о занятости).
Способ подачи документов в центр занятости
Кроме обновления перечня документов, которые работодатель должен подать в центр занятости для получения разрешения, изложенной в новой редакции статьей 42-2 Закона о занятости расширены способы подачи указанных документов и уточнена информация, которую центр занятости получает самостоятельно из реестров и от госорганов.
Так, согласно части 4 статьи 42-2 Закона о занятости заявление и документы для получения или продления действия разрешения, внесения изменений в разрешение, отмены разрешения подаются в центр занятости лично работодателем или его уполномоченным лицом в бумажной или электронной форме одним из таких способов:
1) лично во время приема должностными лицами субъектов обращения;
2) путем направления почтового отправления с описанием вложения;
3) через электронный кабинет работодателя на официальном веб-сайте центра занятости или другие государственные электронные системы онлайн-услуг с использованием электронной подписи и с прохождением процедуры верификации;
4) через центр предоставления административных услуг;
5) через Единый государственный веб-портал электронных услуг, включая интегрированные с ним информационные системы государственных органов и органов местного самоуправления (при наличии технической возможности).
Поскольку сейчас продолжает действовать военное положение, то, напомним, что в соответствии с абзацем пятым пункта 5-2 раздела XI «Заключительные и переходные положения» Закона о занятости во время действия военного положения выдача и продление действия разрешения на применение труда иностранцев осуществляются по решению центра занятости по заявлению работодателя, поданному любыми средствами коммуникации, в том числе электронными, вместе с документами, определенными этим Законом.
Частью 5 статьи 42-2 Закона о занятости установлено, что центр занятости самостоятельно получает информацию:
1) из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований о статусе работодателя как юридического лица или физического лица – предпринимателя;
2) о наличии у работодателя статуса резидента Дия Сити;
3) о непосредственном участии иностранца в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины — от Министерства обороны Украины.
Срок рассмотрения документов центром занятости
В новой редакции изложена статья 42-6 Закона о занятости, которая получила новое название «Срок рассмотрения заявлений о выдаче, продлении действия или внесении изменений в разрешение». Согласно этой статье, как и ранее, центр занятости принимает решение в следующие сроки со дня регистрации им соответствующего заявления:
— до 7 рабочих дней — о выдаче разрешения;
— до 3 рабочих дней — о продлении действия разрешения или о внесении изменений в него.
Теперь сроки рассмотрения заявлений о выдаче разрешения, о продлении действия разрешения или о внесении изменений в него продлеваются в случае подачи заявления для трудоустройства:
— гражданина Российской Федерации, гражданина Республики Беларусь, а также других государств, признанных представляющими угрозу государственному суверенитету, территориальной целостности и демократическому конституционному строю и другим национальным интересам Украины, — до предоставления согласования регионального органа СБУ или отказа в предоставлении такого согласования;
— иностранца, принимавшего непосредственное участие в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, — до предоставления информации Минобороны.
Заявление о продлении действия разрешения подается работодателем в центр занятости не позднее чем за 20 и не ранее чем за 50 календарных дней до окончания срока действия такого разрешения (ранее было — не позднее чем за 20 календарных дней до окончания срока действия такого разрешения).
Центр занятости в течение следующего рабочего дня после регистрации им заявления проводит проверку заявления и приложенных к нему документов на наличие оснований для остановления рассмотрения заявления. В случае отсутствия оснований для остановления рассмотрения заявления центр занятости принимает решение о выдаче, о продлении действия или о внесении изменений в разрешение в сроки, определенные статьей 42-6 Закона о занятости, и в течение 2 рабочих дней со дня его принятия обнародует соответствующую информацию на своем официальном веб-сайте и уведомляет работодателя средствами электронной связи (ч. 2, 3 ст. 42-7 Закона о занятости).
Работодатель обязан заключить с иностранцем трудовой договор (контракт) не позднее 90 календарных дней с даты выдачи разрешения и предоставить его копию, удостоверенную работодателем, в 10-дневный срок после заключения трудового договора (контракта) центру занятости (ч. 4 ст. 42-7 Закона о занятости).
Срок действия разрешения
Изложенной в новой редакции статьей 42-3 Закона о занятости изменены сроки действия разрешения для некоторых категорий иностранцев.
Теперь разрешение выдается на срок:
1) действия внешнеэкономического договора (контракта), заключенного между украинским и иностранным субъектами хозяйствования, но не более чем на 3 года — для командированных иностранных работников;
2) действия решения иностранного субъекта хозяйствования о переводе иностранца на работу в Украину и трудового договора (контракта), заключенного украинским субъектом хозяйствования с иностранцем, но не более чем на 3 года, — для внутрикорпоративных цессионариев;
3) действия справки об обращении за защитой в Украине или справки установленного образца об обращении за признанием лицом без гражданства, но не более чем на 1 год — для лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите; лиц, обжалующих решение об отказе в оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите; лиц, подавших заявление о признании лицом без гражданства или оспаривающих решение об отказе в признании лицом без гражданства. Действие разрешения может быть продлено в случае продолжения действия такой справки;
4) действия трудового договора (контракта), но не более 1 года в период обучения — для иностранцев, которые прибыли в Украину с целью обучения в заведениях высшего образования и намерены в период обучения и после окончания обучения, при условии трудоустройства не позднее чем за 30 календарных дней до момента завершения обучения, осуществлять трудовую деятельность в Украине;
5) действия трудового договора (контракта) или гиг-контракта, но не более чем на 2 года — для всех остальных иностранных наемных работников и гиг-работников.
Таким образом, для обычных работников и гиг-работников максимальный срок действия разрешения теперь составляет 2 года.
Как и ранее, работодатель имеет право указать в заявлении о выдаче разрешения меньший срок, чем предусмотрен Законом о занятости. Не допускается оформление разрешения на меньший срок, чем указан в заявлении и в пределах сроков, предусмотренных Законом о занятости.
При наличии оснований действие разрешения продлевается в порядке, установленном Законом о занятости. В то же время статья 42-3 Закона о занятости уже не содержит нормы, позволявшей при наличии оснований продлевать действие разрешения неограниченное количество раз.
Обращаем внимание, что разрешения, которые выданы или действие которых продлено до вступления в силу этого Закона (т. е. до 15.10.2022), действуют до окончания срока, на который они выданы или на который их действие было продлено (п. 2 р. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 2623).
Размер платы за выдачу или продление разрешения
В изложенной в новой редакции статье 42-4 Закона о занятости увеличен размер платы за выдачу или продление разрешения.
Так, согласно части 1 статьи 42-4 Закона о занятости размер платы за выдачу разрешения составляет:
1) для разрешений, выдаваемых на срок до 6 месяцев включительно, — 3 прожиточных минимума для трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ), установленных законом на 1 января календарного года, в котором работодателем или его уполномоченным лицом поданы документы (было — 2 ПМТЛ);
2) для разрешений, выдаваемых на срок от 6 месяцев до 1 года включительно, — 5 ПМТЛ, установленных законом на 1 января календарного года, в котором работодателем или его уполномоченным лицом поданы документы (было — 4 ПМТЛ);
3) для разрешений, выдаваемых на срок от 1 до 2 лет включительно, — 8 ПМТЛ, установленных законом на 1 января календарного года, в котором работодателем или его уполномоченным лицом поданы документы (было — для разрешений, выдаваемых на срок от 1 до 3 лет, — 6 ПМТЛ);
4) для разрешений, выдаваемых на срок от 2 до 3 лет включительно, — 10 ПМТЛ, установленных законом на 1 января календарного года, в котором работодателем или его уполномоченным лицом поданы документы.
Размер платы за продление действия разрешения уменьшается на один ПМТЛ от размера платы за выдачу разрешения на соответствующий срок (ранее размер платы за продление действия разрешения был такой же, как и за выдачу разрешения).
Обращаем внимание, что ранее работодатель должен был вносить плату за выдачу или продление разрешения в течение 10 рабочих дней со дня получения решения о выдаче или продлении действия разрешения. Теперь указанная плата вносится работодателем не позднее даты подачи заявления и соответствующих документов в центр занятости для получения или продления действия разрешения (ч. 3 ст. 42-2 Закона о занятости).
Как и ранее, плата за выдачу или продление действия разрешения зачисляется в бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (ч. 3 ст. 42-4 Закона о занятости).
В случае принятия центром занятости решения об отказе в выдаче или продлении действия разрешения денежные средства, уплаченные работодателем за выдачу или продление действия разрешения, возвращаются путем их перечисления на текущий счет работодателя не позднее 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 2 ст. 42-4 Закона о занятости).
Согласно части 4 статьи 42-4 Закона о занятости бесплатно осуществляются выдача и продление действия разрешения на применение труда:
1) лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, и лиц, обжалующих решение об отказе в оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите;
2) иностранцев и лиц без гражданства, которые прибыли в Украину с целью обучения в заведениях высшего образования и намерены в период обучения и после окончания обучения, при условии трудоустройства не позднее чем за 30 календарных дней до момента завершения обучения, проводить трудовую деятельность в Украине;
3) лицам, подавшим заявление о признании лицом без гражданства, и лицам, обжалующим решение об отказе в признании лицом без гражданства;
4) иностранцев, которые принимали непосредственное участие в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины.
Внесение изменений в разрешение, выдача дубликата разрешения
Статья 42-5 Закона о занятости получила новое название «Внесение изменений в разрешение, выдача дубликата разрешения».
Как и ранее, согласно части 1 статьи 42-5 Закона о занятости работодатель обязан обратиться в центр занятости о внесении изменений в разрешение в случае возникновения одного из следующих обстоятельств:
1) изменение наименования юридического лица – работодателя, реорганизация или выделение юридического лица – работодателя, изменение имени и/или фамилии и/или отчества физического лица – предпринимателя, являющегося работодателем;
2) оформление нового паспортного документа иностранца, в том числе в случае изменения имени и/или фамилии и/или отчества иностранца;
3) изменение названия должности иностранца, перевод на другую должность у одного работодателя в пределах срока, на который выдано разрешение.
Для внесения изменений в разрешение работодатель подает заявление по форме, определенной Кабинетом Министров Украины (сейчас форма такого заявления приведена в приложении 3 к постановлению Кабинета Министров Украины от 15.11.2017 № 858).
Согласно части 2 статьи 42-5 Закона о занятости работодатель вместе с заявлением о внесении изменений в разрешение подает:
1) в случае изменения имени и/или фамилии и/или отчества физического лица – предпринимателя, являющегося работодателем, — копию паспорта физического лица – предпринимателя, являющегося работодателем;
2) в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 части 1 этой статьи, — копии страниц паспортного документа иностранца с личными данными вместе с переводом на украинский язык, удостоверенным в установленном порядке;
3) в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 части 1 этой статьи, — копию (было — проект) трудового договора (контракта) в новой редакции или копию (было — проект) дополнительного соглашения о внесении изменений в трудовой договор (контракт).
Как и ранее, частью 3 статьи 42-5 Закона о занятости предусмотрено, что работодатель обязан обратиться в центр занятости с заявлением о внесении изменений в разрешение не позднее 30 дней после возникновения обстоятельств, предусмотренных частью 1 этой статьи.
Законом № 2623 статья 42-5 Закона о занятости дополнена частями 4 и 5, которыми установлено, что в случае утраты разрешения работодатель уведомляет об этом центр занятости, выдавший такое разрешение. Дубликат утраченного разрешения выдается при подаче работодателем в центр занятости составленного в произвольной форме заявления о выдаче дубликата разрешения. В случае повреждения разрешения его дубликат выдается центром занятости при подаче работодателем соответствующего заявления вместе с поврежденным разрешением. Центр занятости в течение 7 рабочих дней со дня получения от работодателя документов принимает решение о выдаче дубликата разрешения и выдает такой дубликат. Центр занятости в 3-дневный срок со дня принятия решения о выдаче дубликата разрешения информирует о его выдаче Государственную пограничную службу Украины и территориальный орган Государственной миграционной службы Украины, выдавший вид на временное проживание.
Плата за внесение изменений в разрешение или выдачу дубликата разрешения не взимается.
Остановление рассмотрения заявлений
В статье 42-8 Закона о занятости, получившей новое название «Остановление рассмотрения заявлений о выдаче, продлении действия разрешения, внесении изменений в разрешение», в первом предложении части 1, как и ранее, указано, что в случае установления наличия оснований для остановления рассмотрения заявления центр занятости не позднее следующего рабочего дня принимает решение об остановлении рассмотрения заявления, где указываются основания для его принятия.
В то же время второе предложение абзаца первого части 1 статьи 42-8 Закона о занятости изложено в следующей новой редакции: «Информация о принятом решении в течение двух рабочих дней со дня его принятия обнародуется на официальном веб-сайте территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции и направляется работодателю средствами электронной связи».
Напомним, что ранее при наличии оснований для остановления рассмотрения заявления копия решения об остановлении рассмотрения заявления должна была направляться центром занятости работодателю по почте с уведомлением о вручении и по электронной почте не позднее следующего рабочего дня после принятия решения, при этом речь не шла об обязательном обнародовании информации о принятом решении на официальном веб-сайте центра занятости.
В пункте 5 части 3 статьи 42-8 Закона о занятости уточнено, что основанием для остановления рассмотрения заявления является несоответствие условий проекта трудового договора (контракта) с иностранцем или условий дополнительного соглашения о внесении изменений в трудовой договор (контракт) законодательству Украины о труде.
В абзаце восьмом части 3 статьи 42-8 Закона о занятости уточнили, что технические ошибки, допущенные в заявлении или приложенных к нему документах, которые не влияют на содержание документа и его однозначность, не являются основанием для остановления рассмотрения заявления.
Отказ в выдаче, продлении действия, внесении изменений в разрешение
В изложенной в новой редакции статье 42-9 Закона о занятости, получившей новое название «Отказ в выдаче, продлении действия, внесении изменений в разрешение», добавлены еще три основания для отказа в выдаче, продлении действия, внесении изменений в разрешение:
— отмена разрешения, полученного работодателем по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 6 – 8 и 11 части 2 статьи 42-10 Закона о занятости (см. ниже) в течение года со дня принятия решения об отмене. Указанное положение не применяется в случаях, когда работодателем подано заявление о получении разрешения другому иностранцу;
— отмена разрешения по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 9 и 10 части 2 статьи 42-10 Закона о занятости (см. ниже) в течение года со дня принятия решения об отмене;
— отказ регионального органа СБУ в согласовании выдачи или продления действия разрешения на применение труда гражданина Российской Федерации, гражданина Республики Беларусь, а также других государств, признанных представляющими угрозу государственному суверенитету, территориальной целостности и демократическому конституционному строю и другим национальным интересам Украины.
Как и ранее, в случае отказа в выдаче, продлении действия или внесении изменений в разрешение поданные документы возвращаются (выдаются лично, направляются почтовым отправлением) работодателю не позднее следующего рабочего дня после поступления от работодателя заявления об их возвращении.
В то же время теперь информация о решении об отказе в выдаче, продлении действия или внесении изменений в разрешение в течение 2 рабочих дней со дня его принятия размещается центром занятости на его официальном веб-сайте и сообщается работодателю средствами электронной связи.
Добавлена норма, согласно которой решение центра занятости об отказе в выдаче, продлении действия, внесении изменений в разрешение, отмене разрешения может быть обжаловано в Государственный центр занятости не позднее чем через 15 календарных дней со дня его обнародования и уведомления работодателя средствами электронной связи. Решение центра занятости об отказе в выдаче, продлении действия, внесении изменений в разрешение, отмене разрешения может быть обжаловано в судебном порядке.
Отмена разрешения
В статье 42-10 Закона о занятости, получившей новое название «Отмена разрешения», добавлены три новых основания для отмены выданного разрешения (новые основания указаны в пунктах 9–11 части 2 статьи 42-10) и исключено одно основание для отмены разрешения (было указано в пункте 1 части 2 статьи 42-10 — невнесение работодателем платы за выдачу или продление действия разрешения в установленный срок).
Теперь в соответствии с частью 2 статьи 42-10 Закона о занятости центр занятости отменяет выданное разрешение в случае:
2) неподачи работодателем в установленный Законом о занятости срок в центр занятости копии трудового договора (контракта), заключенного с иностранцем, если подача такой копии является обязательной в соответствии с этим Законом;
3) подачи работодателем письменного заявления об отмене разрешения по обстоятельствам, предусмотренным пунктами 1 – 3 части 1 этой статьи (т. е. при обстоятельствах, когда: трудовой договор (контракт) или гиг-контракт с иностранцем прекращен; прекращено выполнение договора (контракта), заключенного между украинским и иностранным субъектам хозяйствования, в связи с которым был направлен иностранец; Государственная миграционная служба Украины приняла решение о признании иностранца беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, или лицом без гражданства), или выявления центром занятости таких обстоятельств;
4) выявления недостоверности данных в поданных работодателем документах, которая не могла быть выявлена при рассмотрении заявления;
5) наличия решения о принудительном возвращении или принудительном выдворении иностранца, принятого в соответствии со статьями 26 и 30 Закона о статусе иностранцев;
6) установления факта применения труда иностранца на других условиях, чем определены разрешением, или другим работодателем (кроме работы по совместительству в соответствии с абзацем вторым частью 2 статьи 42 Закона о занятости и совмещении должностей в соответствии с частью 3 статьи 42 этого Закона — см. выше);
7) неиспользования иностранцем права на обжалование решения Государственной миграционной службы Украины об отказе в признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, или лицом без гражданства, или в случае окончательного решения вопроса об отказе в признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, об отказе в признании лицом без гражданства;
8) вступления в законную силу обвинительного приговора суда, по которому иностранец осужден за совершение уголовного правонарушения;
9) поступления представления об отмене разрешения от Национальной полиции Украины, СБУ, другого государственного органа, который в пределах предоставленных ему полномочий обеспечивает соблюдение требований законодательства о правовом статусе иностранцев, за подписью руководителя органа, в случае если действия иностранца нарушают законодательство о правовом статусе иностранцев или противоречат интересам обеспечения национальной безопасности Украины или охраны общественного порядка, или если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Украины;
10) неуплаты работодателем, по данным реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ) за лицо, на применение труда которого получено разрешение, в течение 2 месяцев с даты заключения трудового договора (контракта) с иностранцем, кроме случаев, предусмотренных законодательством (мониторинг уплаты работодателем ЕСВ осуществляет центр занятости путем обмена данными с Пенсионным фондом Украины);
11) получения от заведения высшего образования Украины информации об отчислении иностранца из такого заведения.
Кроме того, статья 42-10 Закона о занятости дополнена частями 3 и 4, которыми установлено, что центр занятости принимает решение об отмене разрешения в 3-дневный срок со дня получения информации или выявления обстоятельств, предусмотренных частями 1 и 2 этой статьи. Информация об отмене разрешения в течение 2 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения обнародуется центром занятости на его официальном веб-сайте и направляется работодателю средствами электронной связи.
Центр занятости в течение 3 рабочих дней в электронной форме на основании договоров об обмене информацией уведомляет об отмене разрешения Государственную пограничную службу Украины, Национальную полицию Украины, Государственную службу Украины по вопросам труда и территориальный орган Государственной миграционной службы Украины.
Поскольку соответствующие нормы на постоянной основе теперь содержат статьи 42, 42-6, 42-9, 42-10 Закона о занятости (см. выше), то Законом № 2623 исключен абзац шестой пункта 5-2 раздела XI «Заключительные и переходные положения» Закона о занятости, которым было установлено, что во время действия военного положения выдача и продление действия разрешения на применение труда граждан Российской Федерации, Республики Беларусь (при необходимости — граждан других государств) осуществляются по согласованию с региональными органами СБУ; сроки, определенные частью 1 статьи 42-6 этого Закона, продлеваются до получения согласования или отказа в таком согласовании; центр занятости отказывает в выдаче или продлении разрешения на применение труда граждан Российской Федерации, Республики Беларусь (при необходимости граждан других государств) в случае отказа региональных органов СБУ в согласовании выдачи или продления такого разрешения.
Контроль за трудоустройством иностранцев
Статья 52 Закона о занятости дополнена частью 3, в соответствии с которой государственный контроль за соблюдением законодательства о занятости населения относительно соблюдения требований частей 1 и 2 статьи 42 этого Закона (см. выше) осуществляется с учетом особенностей осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Следовательно, контроль за трудоустройством иностранцев будет осуществляться в том же порядке, что и контроль с целью выявления неоформленных трудовых отношений. Сейчас разрабатывается постановление Кабинета Министров Украины, которым будет утвержден порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, поскольку решением Окружного административного суда города Киева от 28.04.2021 по делу № 640/17424/19, оставленным без изменений постановлением Шестого апелляционного административного суда от 14.09.2021 и постановлением Верховного Суда от 09.11.2022, признано противоправным и недействительным постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде» от 21.08.2019 № 823.
Что касается ответственности за трудоустройство иностранцев без получения разрешения, то продолжает действовать часть 5 статьи 52 Закона о занятости, согласно которой в случае применения работодателем труда иностранцев и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса предоставления статуса беженца:
— на условиях трудового или другого договора без разрешения, взимается штраф за каждое лицо в 20-кратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения;
— на других условиях, чем предусмотрены указанным разрешением, или другим работодателем, взимается штраф за каждое лицо в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
Найм работников для работы в Украине у другого работодателя
В статье 39 Закона о занятости исключена часть 2, которой была запрещена деятельность субъектов хозяйствования – работодателей, нанимающих работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя, без разрешения Государственной службы занятости.
Теперь субъекты хозяйствования – работодатели, нанимающие работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя, направляют работников при условии, если это предусмотрено коллективным договором такого работодателя, и при наличии согласия первичной профсоюзной организации (ч. 1 ст. 39 Закона о занятости). Обязанности у посредников в трудоустройстве не изменились.