Внесение изменений с 1 января 2023 года в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании», о которых подробно рассказано в предыдущей статье этого номера, требует и внесения изменений в подзаконные нормативно-правовые акты. В начале декабря Кабмин принял постановление, которым внес изменения в ряд своих документов, в частности, в Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию. Что именно изменилось в этом Порядке?
Новшества в Порядке исчисления средней заработной платы для расчета страховых выплат
Одновременно со вступлением в силу новой редакции Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-XIV (далее — новый Закон № 1105)1 с 1 января 2023 года вступит в силу постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины относительно обеспечения реализации отдельных функций Пенсионного фонда Украины и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» от 02.12.2022 № 1350 (далее — Постановление № 1350). Этим документом Кабмин вносит изменения в ряд своих постановлений с целью приведения их норм в соответствие с нормами нового Закона № 1105, в частности, по обеспечению реализации новых функций Пенсионного фонда Украины, в том числе по осуществлению страховых выплат застрахованным лицам.
1 См. статью «Новый Закон о социальном страховании: последствия для работодателей и работников» на стр. 34 этого номера.
Для работодателей наиболее важными являются изменения, которые вносятся Постановлением № 1350 в постановление Кабинета Министров Украины «Об исчислении средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию» от 26.09.2001 № 1266 (далее — Постановление № 1266) и постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, за счет денежных средств работодателя» от 26.06.2015 № 440 (далее — Постановление № 440).
Напомним, что Постановлением № 1266 утвержден Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию (далее — Порядок № 1266), а Постановлением № 440 утвержден Порядок оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, за счет денежных средств работодателя (далее — Порядок № 440).
Изменения в Постановлении № 1266 и Порядке № 1266
Во вступительной части Постановления № 1266 слова и цифры «статей 33 и 42» заменены словами и цифрами «статей 25 и 36», поскольку с 1 января 2023 года именно частью 2 статьи 25 нового Закона № 1105 будет предусмотрено, что порядок исчисления средней заработной платы для предоставления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется Кабинетом Министров Украины, а частью 8 статьи 36 нового Закона № 1105 будет установлено, что среднемесячная заработная плата для исчисления суммы страховых выплат потерпевшему в связи с утраченной им заработной платой (или соответствующей ее частью) определяется согласно порядку исчисления средней заработной платы для выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, который утверждается Кабинетом Министров Украины.
Таким образом, теперь во вступительной части Постановления № 1266 указано, что в соответствии со статьей 23 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» и статьями 25 и 36 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» Кабинетом Министров Украины утвержден Порядок № 1266.
Также в Постановлении № 1266 исключен пункт 4, которым предоставлено право Министерству социальной политики давать разъяснения по применению Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию. Следовательно, теперь не Минсоцполитики, а вероятнее всего Пенсионный фонд Украины (далее — ПФУ) как уполномоченный орган управления в системе общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и от несчастного случая будет предоставлять разъяснения по применению положений Порядка № 1266.
Часть изменений, вносимых в Порядок № 1266, имеет организационный характер, но есть и те, которые влияют на исчисление средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета страховых выплат.
К организационным изменениям в Порядке № 1266 относится замена текста, где упоминаются права и обязанности Фонда социального страхования Украины, на текст с указанием тех же прав и обязанностей Пенсионного фонда Украины.
Так, в абзаце первом пункта 14 Порядка № 1266 уточнили, что в случае когда на дату установления медико-социальной экспертной комиссией степени утраты застрахованным лицом профессиональной трудоспособности или когда со дня смерти потерпевшего до наступления права на страховые выплаты прошло более года со дня наступления страхового случая, средняя заработная плата исчисляется исходя из размера заработной платы застрахованного лица перед наступлением несчастного случая на производстве или перед увольнением с работы (переходом на другую работу), с которой связано профессиональное заболевание, с учетом ее корректировки, проводимой территориальным органом Пенсионного фонда Украины (было — рабочим органом исполнительной дирекции Фонда социального страхования), по формуле, приведенной в этом пункте.
Пункт 18 Порядка № 1266 изложен в новой редакции, согласно которой сведения о средней заработной плате работников, занятых в экономике Украины, по годам и месяцам соответствующего года Пенсионный фонд Украины доводит до сведения своих территориальных органов (было — доводятся до сведения рабочих органов Фонда социального страхования исполнительной дирекцией указанного Фонда) на основании данных Госстата.
Что касается изменений, влияющих на исчисление средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для начисления страховых выплат («больничных», «декретных» и т. д.), то рассмотрим их в хронологическом порядке внесения в Порядок № 1266.
1. Поскольку резиденты Дия Сити являются работодателями (страхователями) для своих работников и гиг-специалистов (застрахованных лиц), то в абзац первый пункта 1 Порядка № 1266 внесено дополнение. В этом абзаце теперь указано, что Порядок № 1266 определяет механизм исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности, в связи с временной утратой трудоспособности (далее — страховые выплаты), в случае наступления страхового случая, а также оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет денежных средств предприятия, учреждения, организации, в том числе резидента Дия Сити, или физического лица, использующего труд наемных работников (далее — работодатели).
2. В абзаце третьем пункта 2 Порядка № 1266 исправили некорректную норму, и теперь в нем указано, что сумма пособия по беременности и родам в расчете на месяц не должна превышать размера максимальной величины базы начисления единого взноса и не может быть меньше размера пособия, исчисленного из минимальной заработной платы (было — не может быть меньше размера минимальной заработной платы), установленного на момент наступления страхового случая.
Аналогичную норму содержат часть 2 статьи 26 действующего Закона № 1105 и часть 2 статьи 19 нового Закона № 1105.
3. Также пункт 2 Порядка № 1266 дополнен абзацем четвертым следующего содержания:
«Сумма пособия по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком или больным членом семьи), пособия по беременности и родам в расчете на месяц, которая выплачивается работникам и гиг-специалистам резидентов Дия Сити, не должна превышать размера заработной платы (дохода) таких лиц, с которого фактически уплачены страховые взносы (единый взнос).».
Аналогичную норму (ограничение суммы «больничных» и «декретных» для работников и гиг-специалистов резидентов Дия Сити) содержат абзац второй части 3 статьи 24, абзац второй части 1 статьи 26 действующего Закона № 1105 и часть 3 статьи 17, часть 1 статьи 19 нового Закона № 1105.
4. Пункт 3 Порядка № 1266 изложен в следующей новой редакции:
«3. Среднедневная заработная плата (доход, денежное обеспечение) исчисляется путем деления начисленной за расчетный период (12 календарных месяцев) заработной платы (дохода, денежного обеспечения), на которую начислен единый взнос и/или страховые взносы на соответствующие виды общеобязательного государственного социального страхования (далее — страховые взносы), на количество календарных дней занятости (в соответствии с видами страхования — период пребывания в трудовых отношениях, выполнения работ (предоставления услуг) по гражданско-правовым договорам, прохождения службы, ведения предпринимательской или другой деятельности, связанной с получением дохода непосредственно от такой деятельности) в расчетном периоде без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам, — временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению, отпуск без сохранения заработной платы, приостановление действия трудового договора в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины (далее — уважительные причины). В таком же порядке исчисляется среднедневная сумма заработной платы (дохода) застрахованного лица, являющегося работником или гиг-специалистом резидента Дия Сити, с которой фактически уплачены страховые взносы.».
Таким образом, в пункте 3 Порядка № 1266 добавлена еще одна уважительная причина — приостановление действия трудового договора в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины, период которого исключается из расчетного периода. О том, что период приостановления действия трудового договора может считаться периодом, не отработанным по уважительным причинам, и соответственно должен исключаться из расчетного периода, сообщало и Минсоцполитики в письме от 07.07.2022 № 53/0/248-22 (см. ВТЗ № 5/2022, стр. 107), но теперь, а именно с 1 января 2023 года, для этого есть законные основания. Поэтому если страховой случай наступит 1 января 2023 года и позднее, работодатель при исчислении средней заработной платы для начисления страховых выплат обязан исключить из расчетного периода все календарные дни, не отработанные работником из-за приостановления действия трудового договора.
Еще одним новшеством пункта 3 Порядка № 1266 является распространение его норм по исчислению среднедневной заработной платы (дохода) на работников и гиг-специалистов резидента Дия Сити.
Одновременно пункт 3 Порядка № 1266 в новой редакции не содержит следующих норм своего предшественника:
— месяцы расчетного периода (с первого до первого числа), в которых застрахованное лицо не работало по уважительным причинам, исключаются из расчетного периода (отмена этой нормы, которая была в абзаце втором пункта 3 Порядка № 1266, фактически ни на что не повлияла, поскольку эта норма прямо следовала из абзаца первого пункта 3 Порядка № 1266);
— для военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и других лиц, получающих денежное обеспечение, календарные дни временной нетрудоспособности и отпуска в связи с беременностью и родами из расчетного периода не исключаются (отмена этой нормы означает, что у таких лиц календарные дни временной нетрудоспособности и отпуска в связи с беременностью и родами теперь исключаются из расчетного периода).
5. Пункт 30 Порядка № 1266 изложен в следующей новой редакции:
«30. В случае, когда на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает по совместительству, на условиях гражданско-правового договора, осуществляет предпринимательскую или другую деятельность, связанную с получением дохода непосредственно от такой деятельности, исчисление средней заработной платы (суммы заработной платы) осуществляется страхователями отдельно по основному месту работы, по совместительству и по месту (местам) осуществления другого вида (видов) деятельности. Расчетный период в таком случае определяется по каждому месту работы отдельно.
Страховые выплаты и оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет денежных средств работодателя осуществляются на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности (при выдаче листка нетрудоспособности в форме документа на бумаге — на основании его копии, удостоверенной подписью руководителя и скрепленной печатью (при ее наличии) по основному месту работы) и справки о средней заработной плате по основному месту работы. Если лицо работает на нескольких работах по совместительству, дополнительно прилагаются справки о средней заработной плате по местам работы по совместительству.
В таком случае суммарная заработная плата, с которой рассчитываются выплаты, по месяцам расчетного периода по основному месту работы и по месту (местам) работы по совместительству не может превышать размера максимальной величины базы начисления единого взноса.».
Таким образом, особенности исчисления средней заработной платы, установленные для совместителей2, теперь распространили и на лиц, которые выполняют работы (предоставляют услуги) на условиях гражданско-правового договора, осуществляют предпринимательскую или другую деятельность, связанную с получением дохода непосредственно от такой деятельности, то есть исчисление средней заработной платы осуществляется по каждому месту работы или деятельности отдельно. О таком подходе сообщало ранее и Минсоцполитики в письме от 17.12.2017 № 571/0/86-17/218 (см. ВТЗ № 2/2018, стр. 111).
2 Подробно об исчислении средней заработной платы для начисления страховых выплат совместителям шла речь в статье «Совместители: начисление «больничных» и «декретных» (часть 3)» журнала «Все о труде и зарплате» № 4/2019, стр. 46.
Кроме того, в связи с введением электронных листков нетрудоспособности (далее — ЛН) уточнили, что страховые выплаты начисляются на основании выданного в установленном порядке ЛН (фактически — на основании ЛН, сформированного согласно медицинскому заключению в Электронном реестре листков нетрудоспособности), а если вместо оформления электронного ЛН выдается бумажный ЛН, то, как и ранее, начисление страховых выплат в случае работы по совместительству, по трудовому договору (контракту) одновременно с осуществлением предпринимательской или другой деятельности осуществляется на основании копии бумажного ЛН, удостоверенной подписью руководителя и скрепленной печатью (при ее наличии) по основному месту работы.3 Такую норму содержат также часть 1 статьи 31 действующего Закона № 1105 и часть 1 статьи 23 нового Закона № 1105. Для застрахованных лиц, которые одновременно осуществляют предпринимательскую и другую деятельность и не работают на условиях трудового договора (контракта), копию бумажного ЛН удостоверяет учреждение здравоохранения, которое его выдает (ч. 1 ст. 31 действующего Закона № 1105, ч. 1 ст. 23 нового Закона № 1105).
3 Об особенностях формирования электронных ЛН для работников-совместителей подробно рассказано в статье «Новый Закон о социальном страховании: последствия для работодателей и работников» на стр. 34 этого номера.
6. В пункте 34 Порядка № 1266 исключен абзац второй, которым было установлено, что примеры исчисления средней заработной платы (дохода) по видам общеобязательного государственного социального страхования утверждаются Минсоцполитики.
Следовательно, не исключено, что будет отменен приказ Минсоцполитики от 21.10.2015 № 1022, которым утверждены Примеры исчисления средней заработной платы (дохода) по видам общеобязательного государственного социального страхования (далее — Примеры № 1022). В то же время аналогичные Примеры могут быть утверждены постановлением ПФУ, но до этого события рекомендуем руководствоваться Примерами № 1022.
7. В приложении к Порядку № 1266, где приведена форма Справки о заработной плате (денежном обеспечении, вознаграждении по гражданско-правовому договору) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, в названии приложения (Справки) слова «(денежное обеспечение, вознаграждение по гражданско-правовому договору)» заменены словами «(доход, денежное обеспечение)», вследствие чего теперь имеем Справку о заработной плате (доходе, денежном обеспечении) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию.
Аналогичное изменение внесено и в текст приложения (Справки), где в третьей графе таблицы теперь отражается «Заработная плата (доход, денежное обеспечение), на которую начислен единый взнос и/или страховые взносы». Также в тексте приложения (Справки) слова «Фонда социального страхования Украины» заменены словами «Пенсионного фонда Украины», вследствие чего во второй графе таблицы теперь отражается «Количество календарных (по требованию Пенсионного фонда Украины — рабочих) дней в расчетном периоде, за исключением календарных дней, не отработанных по уважительным причинам».
Изменения в Постановлении № 440 и Порядке № 440
Во вступительной части Постановления № 440 слова и цифры «части второй статьи 22» заменены словами и цифрами «части второй статьи 15», поскольку с 1 января 2023 года именно частью 2 статьи 15 нового Закона № 1105 будет предусмотрено, что оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пунктах 1 и 7 части первой этой статьи, осуществляется за счет денежных средств работодателя в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
В пункте 4 Порядка № 440 слово и цифры «статьей 23» заменены словом и цифрами «статьей 16», вследствие чего в этом пункте будет указано, что дни временной нетрудоспособности не оплачиваются по основаниям, предусмотренным статьей 16 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании». Это объясняется тем, что именно статьей 16 нового Закона № 1105 определены основания для отказа в предоставлении пособия по временной нетрудоспособности.
В абзаце первом пункта 5 Порядка № 440 слова и цифры «частью первой статьи 24» заменены словами и цифрами «частью первой статьи 17», вследствие чего в этом абзаце будет указано, что дни временной нетрудоспособности оплачиваются в зависимости от страхового стажа в размерах, определенных частью первой статьи 17 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании». Это объясняется тем, что именно в части первой статьи 17 нового Закона № 1105 будет предусмотрено, каким образом размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа застрахованного лица.
В абзаце третьем пункта 5 Порядка № 440 исключены слова «в Фонд социального страхования». Напомним, что до 1 января 2023 года согласно абзацу третьему пункта 5 Порядка № 440 сумма оплаты дней временной нетрудоспособности в расчете на месяц не должна превышать размера максимальной величины базы начисления единого взноса, с которой уплачивались страховые взносы в Фонд социального страхования.
Поскольку Фонд социального страхования Украины (далее — ФССУ) с 1 января 2023 года прекращается путем присоединения к ПФУ, то вместо уплаты страховых взносов в ФССУ страхователи уплачивают ЕСВ, который с 1 января 2023 года в полном объеме будет перечисляться ПФУ и распределяться на соответствующие виды социального страхования.
Изменения в Порядке расследования и учета несчастных случаев
Постановлением № 1350 внесены также изменения в постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве» от 17.04.2019 № 337, которым утвержден Порядок расследования и несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве (далее — Порядок № 337).
Так, в пунктах 6, 63, 65, 69 и других пунктах Порядка № 337 предусмотрена замена текста, где упоминаются права и обязанности Фонда социального страхования Украины и его рабочих органов, на текст с указанием тех же прав и обязанностей Пенсионного фонда Украины и его территориальных органов.
В частности, в абзаце третьем пункта 63 Порядка № 337 будет указано, что учет несчастных случаев и/или острых профессиональных заболеваний (отравлений), аварий ведут территориальные органы Пенсионного фонда Украины (было — рабочие органы Фонда) — всех несчастных случаев и/или острых профессиональных заболеваний (отравлений), в расследовании которых принимали участие представители Пенсионного фонда Украины (было — представители Фонда).