Каждый гражданин имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Реализуя эту норму статьи 43 Конституции Украины, граждане, кроме основного места работы, могут иметь другие места работы как на одном и том же, так и на разных предприятиях. Что такое совместительство? Какими нормативными документами оно регламентируется? Какие работы не являются совместительством? Кто не имеет права работать по совместительству? Каков порядок принятия на работу и увольнения совместителей? Как эти события оформляются документально? Каковы особенности работы по совместительству? Каков порядок внесения записей о работе по совместительству в трудовую книжку работника?
Совместители: регламентация и особенности трудовых отношений (часть 1)
Действующее трудовое законодательство, в том числе главный «трудовой» документ — Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ), не содержит ограничений по количеству мест работы у гражданина.
Согласно статье 21 КЗоТ работник имеет право реализовать свои способности к продуктивному и творческому труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в учреждениях, организациях (далее — предприятия), если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон.
Следовательно, работники, кроме заключения трудового договора по основному месту работы, имеют право заключать трудовые договоры на выполнение иной работы как на этом же, так и на других предприятиях. Такая дополнительная работа считается работой по совместительству. При этом совместительство не ограничено по количеству трудовых договоров.1
1 См. также письмо Минтруда от 16.01.2003 г. № 06/2-4/6/
Основными нормативными документами, которые регламентируют работу по совместительству, являются:
— постановление Кабинета Министров Украины «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» от 03.04.93 г. № 245 (далее — Постановление № 245);
Действие Постановления № 245 и Положения № 43 в полном объеме распространяется только на государственные предприятия, учреждения и организации (далее — государственные предприятия). В сфере негосударственной формы собственности совместительство фактически не регламентируется, а порядок принятия на работу и условия труда по совместительству регулируются только общими нормами трудового права (в частности, КЗоТ). В то же время, поскольку для негосударственных предприятий (далее — хозрасчетные предприятия) в настоящее время не существует каких-либо нормативно-правовых актов, которые бы подробно разъясняли особенности работы совместителей, такие предприятия могут, при желании, руководствоваться положениями вышеуказанных нормативных документов, отразив большинство или некоторые из них в своих внутренних документах (например, в коллективном договоре).
Что касается распространения действия норм Постановления № 245 и Положения № 43 на коммунальные предприятия, то необходимо учитывать, что на момент издания указанных нормативных документов к государственной собственности относились общегосударственная собственность и собственность административно-территориальных единиц (т. е. коммунальная собственность). Поэтому Постановление № 245 и Положение № 43 регулировали вопросы работы на условиях совместительства как на государственных, так и на коммунальных предприятиях. Хотя после этого произошли изменения в определении понятия государственной собственности, а именно из ее состава была выведена коммунальная собственность (это определено статьями 22 и 24 Хозяйственного кодекса Украины, вступившего в силу 1 января 2004 года), по мнению Минсоцполитики2, Постановление № 245 и Положение № 43 до внесения в них соответствующих изменений регулируют вопросы работы на условиях совместительства на предприятиях, финансирующихся из бюджетов всех уровней, в том числе в полном объеме распространяются и на коммунальные предприятия.
2 См. письмо Минсоцполитики от 25.12.2013 г. № 564/13/116-13 в журнале «Все о труде и зарплате» № 11/2014, стр. 125, письмо Минсоцполитики от 05.06.2015 г. № 226/06/186-15, письма Минтруда от 08.09.2011 г. № 731/13/84-11, от 16.09.2010 г. № 294/13/116-10 и от 08.08.2008 г. № 243/06/186-08.
Что такое совместительство
Согласно пункту 1 Постановления № 245 и пункту 1 Положения № 43 совместительство — это выполнение работником, кроме своей основной работы, другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время на том же или ином предприятии или у гражданина (предпринимателя, частного лица) по найму. Для работы по совместительству согласия администрации по месту основной работы не требуется.
Трудовой договор о работе по совместительству работник может заключить как на том же предприятии, где он уже работает (внутреннее совместительство), так и на любом другом предприятии (внешнее совместительство).
Постановление № 245 и Положение № 43 не требуют полной занятости работника по основному месту работы при заключении трудового договора на выполнение работы по совместительству.3 Но работу по совместительству работник должен выполнять в свободное от основной работы время — это одно из главных отличий совместительства от совмещения, при котором выполнение дополнительной работы по другой профессии (должности) осуществляется в то же рабочее время, что и выполнение основной работы. То есть при совместительстве работник не может выполнять в одно и то же время (например, с 9.00 до 18.00) работу как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству.4
3 См. также письмо Минсоцполитики от 28.09.2011 г. № 697/18/155-11.
4 См. также письмо Минсоцполитики от 20.01.2012 г. № 21/13/116-12, письма Минтруда от 03.09.2009 г. № 246/13/116-09 и от 16.01.2003 г. № 06/2-4/6.
Например, если работник с одним и тем же предприятием заключил два трудовых договора (внутреннее совместительство), при этом по одному трудовому договору он работает на должности «экономист» (основное место работы) с 8.00 до 13.00, то по другому трудовому договору на должности «бухгалтер» (место работы по совместительству) он не может работать в указанное время, а может работать только в другое время, например, с 14.00 до 18.00. Если же работник заключил два трудовых договора с двумя предприятиями (внешнее совместительство), при этом по трудовому договору на одном предприятии (основное место работы) он работает с 9.00 до 15.00, то по трудовому договору на другом предприятии (место работы по совместительству) он может работать только в другое время, например, с 15.30 до 19.00.
Если работник является внутренним совместителем (выполняет работы по двум или нескольким должностям), то, как указано в пункте 14 Общих положений раздела 1 Справочника квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 1), утвержденного приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336, основной считается должность с наибольшим объемом выполняемых работ по сравнению с другими должностями.5
5 См. также письмо Минсоцполитики от 04.11.2013 г. № 515/13/133-13 в журнале «Все о труде и зарплате» № 7/2014, стр. 125.
Как при внутреннем, так и при внешнем совместительстве трудовые договоры юридически не связаны между собой.6 Поэтому по каждой должности продолжительность рабочего времени, порядок оплаты труда, предоставления отпусков и прочие условия определяются отдельно.
6 См. также письмо Минсоцполитики от 28.09.2011 г. № 697/18/155-11, письма Минтруда от 04.03.2009 г. № 2377/0/14-09/13 и от 16.04.2009 г. № 4281/0/14-09/13.
Кто не имеет права работать по совместительству
Законодательством установлены ограничения на работу по совместительству для работников определенных категорий.
Так, согласно части 1 статьи 25 Закона Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII (далее — Закон № 1700) лицам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 3 этого Закона (т. е. лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления), запрещается:
1) заниматься другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины;
2) входить в состав правления, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательного совета предприятия или организации, что имеет целью получение прибыли (кроме случаев, когда лица осуществляют функции по управлению акциями (долями, паями), которые принадлежат государству или территориальной общине, и представляют интересы государства или территориальной общины в совете (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозяйственной организации), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины, кроме случая, предусмотренного абзацем первым части 2 статьи 25 Закона № 1700.
Абзацем первым части 2 статьи 25 Закона № 1700 установлено, что лицо, назначенное (избранное) на должность, указанную в пункте 1 части 1 статьи 3 этого Закона, обязано не позднее 15 рабочих дней со дня назначения (избрания) на должность осуществить действия, направленные на прекращение предпринимательской деятельности и прекращение его полномочий в составе правления, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательного совета предприятия или организации, что имеет целью получение прибыли (кроме случаев, если лицо осуществляет функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству или территориальной общине, и представляет интересы государства или территориальной общины в совете (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозяйственной организации), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины.
В вышеуказанный срок (в течение 15 рабочих дней) лицу, назначенному (избранному) на должность, указанную в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона № 1700, запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность, участвовать в деятельности и принятии решений соответствующими органами со дня назначения (избрания) на должность и получать любые доходы (вознаграждение и т. п.) в связи с осуществлением предпринимательской деятельности или пребыванием в таких органах (абз. второй ч. 2 ст. 25 Закона № 1700).
Вышеприведенные ограничения не распространяются на депутатов местных советов (кроме осуществляющих свои полномочия в соответствующем совете на постоянной основе), присяжных, помощников-консультантов народных депутатов Украины, работников секретариатов Председателя, Первого заместителя Председателя и заместителя Председателя Верховной Рады Украины, работников секретариатов депутатских фракций (депутатских групп) в Верховной Раде Украины (далее — ВРУ), работников патронатных служб в государственных органах.
К лицам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона № 1700 (т. е. к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления), на которых распространяется запрет заниматься вышеперечисленной деятельностью, в т. ч. работать по совместительству (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту), относятся, в частности:
- Президент Украины, Председатель ВРУ, его Первый заместитель и заместитель, Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министры Украины, министры, другие руководители центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, и их заместители, Председатель СБУ, Генеральный прокурор, Председатель НБУ, его первый заместитель и заместитель, Председатель и другие члены Счетной палаты, Уполномоченный ВРУ по правам человека, Уполномоченный по защите государственного языка;
- народные депутаты Украины, депутаты местных советов, сельские, поселковые, городские председатели;
- государственные служащие, должностные лица местного самоуправления;
- военные должностные лица Вооруженных Сил Украины, Госспецсвязи и других созданных в соответствии с законами военных формирований (кроме военнослужащих срочной службы и курсантов);
- судьи, судьи Конституционного Суда Украины, Председатель, заместитель Председателя, члены, инспекторы Высшего совета правосудия, должностные лица секретариата Высшего совета правосудия, Председатель, заместитель Председателя, члены, инспекторы Высшей квалификационной комиссии судей Украины, должностные лица секретариата этой Комиссии, должностные лица Государственной судебной администрации Украины, присяжные (во время выполнения ими обязанностей в суде);
- лица рядового и начальствующего состава государственной криминально-исполнительной службы, налоговой милиции, лица начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты, Государственного бюро расследований (далее — ГБР), Национального антикоррупционного бюро Украины (далее — НАБУ);
- должностные и служебные лица органов прокуратуры, СБУ, ГБР, НАБУ, дипломатической службы, государственной лесной охраны, государственной охраны природно-заповедного фонда, ГНСУ, ГТСУ;
- Председатель, заместитель Председателя Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции;
- члены Центральной избирательной комиссии;
- полицейские;
- должностные и служебные лица других государственных органов;
- члены государственных коллегиальных органов, в т. ч. уполномоченные по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок;
- Руководитель Офиса Президента Украины, его Первый заместитель и заместители, уполномоченные, пресс-секретарь Президента Украины;
- Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, его помощники и советники, помощники и советники Президента Украины (кроме лиц, должности которых относятся к патронатной службе и которые занимают их на общественных началах).
Согласно статье 172-4 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение вышеуказанными лицами установленных законом ограничений относительно занятия другой оплачиваемой деятельностью или предпринимательской деятельностью влечет наложение штрафа от 300 до 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — нмдг), т. е. от 5100 до 8500 грн., с конфискацией полученного дохода от предпринимательской деятельности или вознаграждения от работы по совместительству.
Нарушение вышеуказанными лицами установленных законом ограничений относительно вхождения в состав правления, других исполнительных или контрольных органов, либо наблюдательного совета предприятия или организации, что имеет целью получение прибыли, влечет наложение штрафа от 300 до 500 нмдг (т. е. от 5100 до 8500 грн.), с конфискацией полученного дохода от такой деятельности.
Вышеперечисленные действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, влекут за собой наложение штрафа от 500 до 800 нмдг (от 8500 до 13 600 грн.) с конфискацией полученного дохода или вознаграждения и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на один год.
Кроме вышеперечисленных категорий лиц, не имеют права работать по совместительству нотариусы, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности (ч. четвертая ст. 3 Закона Украины «О нотариате» от 02.09.93 г. № 3425-XII).
Ограничения на работу по совместительству установлены Постановлением № 245 и Положением № 43. Так, не имеют права работать по совместительству (за исключением научной, преподавательской, медицинской и творческой деятельности) руководители государственных (коммунальных) предприятий, их заместители, руководители структурных подразделений (цехов, отделов, лабораторий и т. п.) государственных (коммунальных) предприятий и их заместители (п. 4 Постановления № 245, п. 4 Положения № 43).7
7 См. также письмо Минтруда от 16.09.2010 г. № 294/13/116-10.
О том, какие должности относятся к руководящим, можно узнать из Национального классификатора Украины ДК 003:2010 «Классификатор профессий», утвержденного приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327. В разделе 1 Классификатора профессий приведены названия должностей руководителей всех уровней.
Что касается конкретного перечня работ, которые относятся к научной, преподавательской, медицинской и творческой деятельности, то в этом вопросе необходимо руководствоваться нормами нормативных документов, устанавливающих особенности выполнения указанных видов деятельности.
Например, работа на должности воспитателя детского дома считается учебно-воспитательной деятельностью, а не преподавательской. Поэтому государственный служащий или должностное лицо органа местного самоуправления не имеет права работать по совместительству на этой должности.8
8 См. письмо Минтруда от 25.12.2008 г. № 339/13/116-08.
Руководители государственных (коммунальных) предприятий вместе с профсоюзными комитетами этих предприятий имеют право самостоятельно устанавливать дополнительные ограничения на работу по совместительству только для работников отдельных профессий и должностей, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, дополнительная работа которых может привести к последствиям, которые негативно отразятся на состоянии их здоровья и безопасности производства, а также для лиц, не достигших 18 лет, и беременных женщин (п. 1 Постановления № 245, п. 2 Положения № 43).
Ограничение на работу по совместительству касается как работников, основным местом работы которых является государственное (коммунальное) предприятие (независимо от того, на государственное (коммунальное) или частное предприятие устраиваются они на работу по совместительству), так и работников, устраивающихся на работу по совместительству на государственное (коммунальное) предприятие (независимо от того, с государственным (коммунальным) или частным предприятием заключил ранее работник трудовой договор об основной работе).9
9 См. также письмо Минсоцполитики от 25.06.2011 г. № 510/13/84-11 и письмо Минтруда от 08.12.2004 г. № 0706-С48265/4.
Что касается работы по совместительству на должности руководителя бюджетного учреждения, то Министерство социальной политики Украины (далее — Минсоцполитики) и Министерство образования и науки Украины (далее — МОН) в своих письмах10 разъяснили, что согласно должностным обязанностям к задачам и обязанностям руководителя учреждения относится определение, планирование, осуществление и координация всех видов деятельности учреждения; организация работы и эффективного взаимодействия отделов, секторов и других структурных подразделений учреждения. То есть фактически за пределами рабочего времени работник бюджетного учреждения должен обеспечить выполнение полномочий руководителя, в частности, нести ответственность за руководство всей деятельностью учреждения, включая контроль за выполнением подчиненными должностных обязанностей. Учитывая указанные задачи и обязанности руководителя учреждения, а также требования Постановления № 245 и Положения № 43 по продолжительности работы по совместительству, по мнению Минсоцполитики и МОН, выполнять обязанности по руководящей должности по совместительству работник бюджетного учреждения не может.
10 См. письмо Минсоцполитики от 26.02.2014 г. № 205/13/84-14 в журнале «Все о труде и зарплате» № 5/2015, стр. 118, письма Минсоцполитики от 25.02.2014 г. № 194/13/84-14 и от 04.09.2013 г. № 964/13-84-13, а также письмо МОН от 26.01.2015 г. № 1/9-32.
Кроме того, как следует из вышеупомянутой статьи 21 КЗоТ, ограничения на работу по совместительству могут быть установлены коллективным договором или соглашением сторон. Такие ограничения, в т. ч. на хозрасчетных предприятиях, могут быть введены и трудовым договором, поскольку это соглашение между работником и собственником о взаимных правах и обязанностях на период действия трудового договора.11
11 См. также письмо Минтруда от 30.04.2002 г. № 06/2-4/123.
Таким образом, как хозрасчетные, так и государственные (коммунальные) предприятия могут устанавливать ограничения на совместительство в коллективном договоре или в трудовых договорах с работниками. В коллективном договоре может быть приведен перечень должностей (профессий) работников, которым не разрешается работать по совместительству. Обычно в такой перечень включаются, кроме вышеуказанных должностей (профессий) и категорий работников, еще должности (профессии) работников, имеющих доступ к информации, являющейся коммерческой тайной предприятия. Это делается в целях исключения работы своих сотрудников на предприятиях-конкурентах.
Работы, которые не являются совместительством
В приложении к Положению № 43 приведен Перечень работ, которые не являются совместительством (далее — Перечень № 43).
В Перечень № 43, который распространяется на работников государственных и коммунальных предприятий, включены такие работы:
1. Литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, которая оплачивается из фонда авторского гонорара.
2. Техническая, медицинская, бухгалтерская и прочая экспертиза с разовой оплатой труда.
3. Педагогическая работа с почасовой оплатой труда в объеме не более 240 часов в год.
4. Выполнение обязанностей медицинских консультантов учреждений здравоохранения в объеме не более 12 часов в месяц с разовой оплатой труда.
5. Руководство аспирантами в научно-исследовательских учреждениях (НИУ) и высших учебных заведениях (вуз) научных работников и высококвалифицированных специалистов, которые не состоят в штате этих НИУ и вузов, с оплатой их труда в расчете 50 часов в год за руководство каждым аспирантом; заведование кафедрой высококвалифицированными специалистами, в том числе занимающими руководящие должности в учебных заведениях и НИУ с оплатой в расчете 100 часов за учебный год.
6. Проведение консультаций научными работниками научно-исследовательских институтов, преподавателями вузов и институтов усовершенствования врачей, главными специалистами органов здравоохранения в лечебно-профилактических учреждениях в объеме до 240 часов в год с почасовой оплатой труда.
7. Работа по договорам ведущих научных, научно-педагогических и практических работников по краткосрочному обучению кадров на предприятиях и в организациях.
8. Работа без занятия штатной должности на том же предприятии, выполнение учителями средних общеобразовательных и преподавателями профессиональных учебно-образовательных, а также вузов обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, педагогическая работа руководящих и других работников учебных заведений, руководство предметными и цикличными комиссиями, руководство производственным обучением и практикой учеников и студентов, дежурство медицинских работников свыше месячной нормы рабочего времени и т. п.
Работа учителей и преподавателей средних общеобразовательных, профессиональных и других учебно-воспитательных заведений, а также вузов, приравненных к ним по оплате труда работников, концертмейстеров и аккомпаниаторов учебных заведений по подготовке работников искусств и музыкальных отделений (факультетов) других вузов, в том же учебном заведении сверх установленной нормы учебной нагрузки, педагогическая работа и руководство кружками в том же учебном заведении, дошкольном воспитательном, внешкольном учебно-воспитательном заведении.
9. Переписывание нот, выполняющееся по заданиям предприятий.
10. Организация и проведение экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты труда, а также сопровождение туристических групп в системе туристско-экскурсионных учреждений профсоюзов.
11. Прочая работа, которая выполняется в том случае, когда на основной работе работник работает неполный рабочий день и в соответствии с этим получает неполный оклад (ставку), если оплата его труда по основной и другой работе не превышает полный оклад (ставку) по основному месту работы.
12. Выполнение обязанностей, за которые установлена доплата к окладу (ставке) в процентах или гривнах.
Вышеперечисленные работы не являются совместительством, если соблюдаются следующие условия:
— выполнение работ, указанных в пунктах 1, 9, 10, в рабочее время не допускается;
— выполнение работ, указанных в пункте 8, осуществляется в зависимости от характера работ как в основное рабочее время, так и вне его;
— выполнение работ, указанных в пунктах 2–7, допускается в рабочее время с разрешения руководителя государственного (коммунального) предприятия без удержания заработной платы.
Таким образом, если работники государственных (коммунальных) предприятий, кроме основной работы, выполняют вышеперечисленные работы с соблюдением приведенных условий, то такую работу нельзя считать совместительством, соответственно, такие работники имеют право на ее выполнение.
Обращаем внимание, что работник, работающий на условиях неполного рабочего дня и получающий соответственно неполный оклад, может выполнять другую оплачиваемую работу. Такая работа не будет совместительством, если суммарная оплата труда работника по основной и другой работе не будет превышать полного оклада (ставки) по основному месту работы (п. 11 Перечня № 43).12
12 См. также письмо Минсоцполитики от 28.09.2011 г. № 697/18/155-11.
На негосударственных (некоммунальных) предприятиях работа на двух должностях по трудовым договорам независимо от размера оклада по каждой должности является внутренним совместительством.
Что касается возможности одновременного занятия работником склада должности бухгалтера, главного бухгалтера и кассира Национальный банк Украины в пункте 3 письма от 26.09.2005 г. № 11-113/3262-9602 разъяснил, что законодательством не установлен прямой запрет работнику предприятия негосударственной формы собственности работать по совместительству одновременно на должностях работника склада, бухгалтера, главного бухгалтера и кассира одновременно. Единственное требование в данном случае — при принятии на работу на должность кассира с работником заключается договор о полной материальной ответственности.13
13 См. также письмо НБУ от 14.02.2012 г. № 11-117/708-1645 в журнале «Все о труде и зарплате» № 9/2012, стр. 124.
Что касается возможности совместителя выполнять работу на условиях совмещения должностей (например, если на предприятии имеется вакантная должность, но специалиста на нее пока найти не удалось), то законодательством это не запрещено. В контексте определения понятия «совмещение профессий (должностей)» под основной работой подразумевается работа по трудовому договору. Поскольку совместитель, как и «основной» работник, работает по трудовому договору, то он имеет право по месту работы по совместительству работать еще и на условиях совмещения профессий (должностей) с получением за это соответствующей доплаты.
Принятие на работу совместителей
Принятие работника на работу по совместительству осуществляется путем заключения с ним трудового договора и издания приказа (распоряжения) руководителем предприятия о принятии на работу по совместительству14 с направлением уведомления ГНСУ о принятии работника на работу (ч. четвертая ст. 24 КЗоТ).
14 См. также письмо Минтруда от 02.03.2011 г. № 160/13/84-11.
Начиная с 10 июня 2021 года, работник, трудоустраивающийся на работу, должен подать заявление о принятии на работу с указанием, на какое место работы (основное или неосновное) он трудоустраивается.15
15 Детально о документах, которые подаются работником при принятии на работу, рассказано в статье «Принятие работников на работу с учетом новшеств: документальное оформление и трудовые гарантии» в этом номере.
Если работник принимается на работу по совместительству, то в заявлении о принятии на работу он может указать следующее: «Прошу прийняти мене на роботу з 26.07.2021 на посаду секретаря за сумісництвом з режимом роботи на умовах неповного робочого дня — з 15.00 до 19.00».
Согласно части второй статьи 24 КЗоТ при заключении трудового договора гражданин обязан подать работодателю паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку (при наличии) или сведения о трудовой деятельности из реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее — Реестр ЗЛ), а в случаях, предусмотренных законодательством, — также документ об образовании (специальности, квалификации), о состоянии здоровья, соответствующий военно-учетный документ и другие документы.17
17 См. письмо ГФСУ от 14.02.2015 г. № 4979/7/99-99-17-03-01-17 и разъяснение ГУ ГФС во Львовской области от 09.02.2017 г. в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 2/2015, стр. 104, и № 2/2017, стр. 116, а также письмо ГФСУ от 05.06.2015 г. № 11853/6/99-99-17-03-03-15.
Если работник желает, чтобы именно по месту работы по совместительству, а не по месту основной работы к его заработной плате применялась налоговая социальная льгота, он должен подать соответствующее заявление о ее применении (пп. 169.2.2 Налогового кодекса Украины).
Поскольку, как указывалось выше, для работы по совместительству работнику не нужно иметь согласия предприятия по месту основной работы (п. 1 Постановления № 245, п. 1 Положения № 43), то представлять справку (другой документ) с основного места работы об отсутствии ограничений на работу по совместительству работник не обязан (законодательством это не предусмотрено). Однако при принятии совместителя на работу рекомендуем ему разъяснить, кто не имеет права на работу по совместительству (о законодательных ограничениях на работу по совместительству), чтобы у предприятия и работника впоследствии не было проблем, поскольку принятие на работу совместителя в случаях, запрещенных законодательством, является нарушением трудового законодательства и норм Закона № 1700, что влечет увольнение работника.
Обращаем внимание на такой нюанс при принятии совместителя на работу. С одной стороны, трудовое законодательство не требует от работодателя, принимающего на работу работника-совместителя, проверять наличие у него основного места работы. По мнению Минсоцполитики16, таких полномочий у работодателя нет. С другой стороны, не исключена ситуация, что у работника-совместителя вообще нет основного места работы, и тогда место работы по совместительству является единственным и должно стать основным местом работы. Напомним, что у «основных» работников и внешних совместителей отличаются порядок начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ), механизм начисления «больничных» и «декретных», порядок отражения их в различной отчетности и т. п. К тому же работодатели несут финансовую ответственность, а их должностные лица — административную ответственность в случае нарушения порядка уплаты ЕСВ и заполнения отчетности, нарушения порядка использования страховых денежных средств.
16 См. письма Минсоцполитики от 14.04.2017 г. № 8185/0/2-17/13, от 09.06.2017 г. № 294/0/22-17/134 и от 25.05.2015 г. № 198/06/186-15 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 11/2017, стр. 106, № 9/2017, стр. 124, и № 1/2016, стр. 103.
Учитывая изложенное, во избежание наложения штрафов, рекомендуем работодателям объяснять внешним совместителям возможные последствия сокрытия факта отсутствия основного места работы и требовать от них предоставления справки о работе с основного места работы, удостоверенной подписью и печатью (при наличии) работодателя по основному месту работы. Аналогичной позиции придерживается и ГНСУ, о чем указано в ее разъяснениях.17
17 См. письмо ГФСУ от 14.02.2015 г. № 4979/7/99-99-17-03-01-17 и разъяснение ГУ ГФС во Львовской области от 09.02.2017 г. в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 2/2015, стр. 104, и № 2/2017, стр. 116, а также письмо ГФСУ от 05.06.2015 г. № 11853/6/99-99-17-03-03-15.
Внесение записей в трудовую книжку совместителя
С 10 июня 2021 года согласно статье 48 КЗоТ учет трудовой деятельности работника осуществляется в электронной форме в Реестре ЗЛ в порядке, определенном Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон № 2464).18 Работодатель по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку (далее — ТК), которая хранится у работника, записи о принятии на работу, переводе и увольнении, поощрениях и наградах за успехи в работе. Порядок ведения трудовых книжек определяется Кабинетом Министров Украины.
18 Детально о новшествах, действующих с 10 июня 2021 года касательно учета трудовой деятельности работников, рассказано в статье «Электронный учет трудовой деятельности работников» журнала «Все о труде и зарплате» № 3/2021, стр. 104.
Как отмечалось выше, при заключении трудового договора гражданин обязан подать работодателю ТК (при наличии) или сведения о трудовой деятельности из Реестра ЗЛ (ч. вторая ст. 24 КЗоТ).
Таким образом, с 10 июня 2021 года при трудоустройстве как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству работник подает работодателю бумажную ТК, которая хранится у работника, или сведения о трудовой деятельности из Реестра ЗЛ. Поскольку ни форма, ни порядок предоставления гражданам сведений о трудовой деятельности из Реестра ЗЛ в настоящее время Пенсионным фондом Украины (далее — ПФУ), который ведет Реестр ЗЛ, не утверждены, и такие сведения гражданам пока не предоставляются, то при трудоустройстве по месту работы по совместительству необходимо подать работодателю бумажную ТК, если она хранится у работника, для внесения в нее записи о принятии на работу, после чего ТК возвращается работнику.
Если же бумажная ТК до сих пор хранится у работодателя по основному месту работы (до передачи сканированных копий страниц ТК в ПФУ), то, как и раньше, по месту работы по совместительству работник бумажную ТК не предоставляет, но в заявлении о принятии на работу, как отмечено выше, обязательно указывает, что он принимается на работу по совместительству. Если в такой ситуации работодатель по месту работы по совместительству желает ознакомиться с предшествующей трудовой деятельностью своего будущего работника или убедиться в наличии у него высокой квалификации либо трудовых достижений, он может потребовать от работника предоставить выписку из ТК. В этом случае по основному месту работы работника работодатель, у которого хранится ТК, по просьбе работника может выдать ему удостоверенную выписку из ТК со сведениями о работе. То есть в данной ситуации можно использовать порядок действий, изложенный в пункте 2.7 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства социальной защиты населения Украины от 29.07.93 г. № 58 (далее — Инструкция № 58). Но обращаем внимание, что с 10 июня 2021 года нормы Инструкции № 58, в том числе нормы ее пункта 2.14 касательно внесения записей в ТК о работе по совместительству «основным» работодателем, противоречат ряду норм КЗоТ, поэтому руководствоваться ими нельзя. В ближайшее время не профильные министерства, а Кабинет Министров Украины должен утвердить новый порядок ведения трудовых книжек (ч. четвертая ст. 48 КЗоТ).
В дальнейшем после получения бумажной ТК «на руки» от «основного» работодателя (после передачи им сканированных копий страниц ТК в ПФУ) работник может подать ТК по месту работы по совместительству для внесения в нее записи о принятии на работу. В этом случае при внесении записи в ТК совместителя необходимо указать, что работник принят на работу именно по совместительству (для исключения одновременного наличия двух записей в ТК о принятии на работу как на основное место работы).
При внесении работодателем в ТК совместителя записи о принятии на работу по совместительству (она может быть сразу под записью о принятии на основное место работы) указывается название предприятия, а под ним в одной строке: номер записи; дата принятия на работу; текст «Прийнятий економістом за сумісництвом»; реквизиты приказа о принятии на работу.
Если работник трудоустраивается внутренним совместителем, то процедура внесения записей в ТК упрощается, поскольку одно и то же предприятие является для работника основным местом работы и местом работы по совместительству (запись в ТК об основной работе и о работе по совместительству осуществляет один и тот же отдел кадров). Кроме того, представление при принятии на работу паспорта и других документов внутренним совместителем может и не потребоваться, поскольку данные из этих документов (если не произошло каких-либо изменений в них) уже должны быть в отделе кадров предприятия.
Увольнение совместителей
Увольнение работника с места работы по совместительству осуществляется и оформляется в общем порядке — при наличии оснований, определенных статьей 36 КЗоТ, путем издания приказа об увольнении.
Кроме того, согласно статье 43-1 КЗоТ без согласия профсоюзного органа увольнение совместителя по инициативе работодателя возможно, в частности, в случае принятия на работу другого работника, не являющегося совместителем, а также в связи с ограничениями на работу по совместительству, предусмотренными законодательством.
При этом статья 43-1 КЗоТ не устанавливает основания для увольнения, а содержит только перечень случаев, когда такое увольнение может быть осуществлено без согласия профсоюзного органа. Поэтому в данном случае необходимо руководствоваться нормой статьи 7 КЗоТ, согласно которой дополнительные (кроме предусмотренных в статье 41 КЗоТ) основания для прекращения трудового договора некоторых категорий работников при определенных условиях (нарушение правил принятия на работу и т. п.) устанавливаются законодательством.
Так, для совместителей государственных (коммунальных) предприятий дополнительные основания для увольнения (кроме предусмотренных законодательством) определены в пункте 8 Положения № 43, а именно в случае принятия работника, не являющегося совместителем, или ограничения совместительства в связи с особыми условиями и режимом труда. В случае увольнения работника по указанным основаниям в приказе об увольнении (соответственно и при внесении записи в ТК при ее подаче работником) делается ссылка на статью 7 КЗоТ и пункт 8 Положения № 43. Предупреждать заблаговременно работника и подавать им заявление об увольнении по указанному основанию не требуется.19
19 См. письмо Минсоцполитики от 28.10.2016 г. № 401/06/186-16 в журнале «Все о труде и зарплате» № 8/2017, стр. 122, и письмо Минтруда от 06.08.2007 г. № 199/06/186-07.
Поскольку вышеуказанное увольнение по статье 7 КЗоТ является увольнением по инициативе работодателя, то работник не может быть уволен во время временной нетрудоспособности или пребывания в отпуске (ч. третья ст. 40 КЗоТ).
Обращаем внимание, если работник при принятии на работу не уведомил работодателя по совместительству о том, что он не имеет права на работу по совместительству (например, являлся лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона № 1700), а впоследствии это выяснится, то такой работник подлежит увольнению на основании статьи 7 КЗоТ с привлечением к административной ответственности, предусмотренной статьей 172-4 КоАП (см. выше). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 172-4 КоАП, рассматриваются судьями районных, районных в городе, городских или горрайонных судов на основании протоколов, составленных при проверках работодателей уполномоченными должностными лицами органов Национальной полиции, Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (ст. 221, 255 КоАП).
Увольнение работника–совместителя государственного (коммунального) предприятия в случае принятия работника, не являющегося совместителем, или ограничения совместительства в связи с особыми условиями и режимом труда осуществляется без выплаты выходного пособия (п. 8 Положения № 43).
При увольнении совместителя хозрасчетным предприятием окончательный расчет с ним и выплата ему выходного пособия осуществляются в общем порядке. Выходное пособие выплачивается совместителям в случаях, предусмотренных статьей 44 КЗоТ, а также в случаях, установленных коллективным договором (Положением об оплате труда).
Работодатель обязан в день увольнения выдать совместителю копию приказа (распоряжения) об увольнении, осуществить с ним расчет в сроки, указанные в статье 116 КЗоТ, а также по требованию работника внести соответствующие записи об увольнении в ТК, которая хранится у работника (ст. 47 КЗоТ).20
20 Детально о новшествах, действующих с 10 июня 2021 года касательно документального оформления увольнения работников, рассказано в статье «Электронный учет трудовой деятельности работников» журнала «Все о труде и зарплате» № 3/2021, стр. 104.
Если на момент увольнения совместителя его ТК все еще хранится у «основного» работодателя, то внести в нее запись о работе по совместительству (принятии на работу, увольнении с работы) можно будет только после получения работником ТК «на руки» и обращения к работодателю, у которого он работал по совместительству.
Об остальных аспектах работы совместителей, в том числе об изменении места работы с совместительства на основное и наоборот, будет рассказано в следующем номере журнала.