Разъяснение ГНСУ (категория 132.01 ОИР) «Об ответственности за неподачу налоговой отчетности из-за отключения электроэнергии вследствие обстрела»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
(категория 132.01 Общедоступного информационно-справочного ресурса)
Об ответственности за неподачу налоговой отчетности
из-за отключения электроэнергии вследствие обстрела
Освобождаются ли налогоплательщики от финансовой ответственности за неподачу в предельные сроки налоговой отчетности, вызванную отключением электроэнергии в связи с ракетными ударами государства-агрессора?
В соответствии с п. 111.2 ст. 111 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) финансовая ответственность за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства устанавливается и применяется согласно НКУ и другим законам. Финансовая ответственность, устанавливаемая согласно НКУ, применяется в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов).
Финансовая ответственность, устанавливаемая в соответствии с другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы, может применяться в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени.
Согласно пп. 112.8.9 п. 112.8 ст. 112 НКУ одним из обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности за совершение налоговых правонарушений и нарушение другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, является совершение деяния (действия или бездействия) вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).
В соответствии с частью второй ст. 14-1 Закона Украины от 2 декабря 1997 года № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине» (далее — Закон № 671) форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно исключают возможность выполнения обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т. п.), обязанностей согласно законодательным и другим нормативным актам.
Торгово-промышленная палата Украины удостоверяет форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы), а также торговые и портовые обычаи, принятые в Украине, по обращениям субъектов хозяйственной деятельности и физических лиц (часть третья ст. 14 Закона № 671).
Торгово-промышленная палата Украины и уполномоченные ею региональные торгово-промышленные палаты удостоверяют форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) и выдают сертификат о таких обстоятельствах в течение семи дней со дня обращения субъекта хозяйственной деятельности по себестоимости. Сертификат о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы) для субъектов малого предпринимательства выдается бесплатно (часть первая ст. 14-1 Закона № 671).
Таким образом, форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) удостоверяются Торгово-промышленной палатой Украины.
Следует отметить, что особенности взимания налогов и сборов на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины определены положениями пп. 69.1 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НКУ с учетом внесенных изменений и дополнений, предусмотрено, в частности: в случае отсутствия у плательщика налогов возможности своевременно выполнить свой налоговый долг по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, подаче отчетности, в том числе отчетности, предусмотренной п. 46.2 ст. 46 НКУ, регистрации в соответствующих реестрах налоговых или акцизных накладных, расчетов корректировки, представления электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме оборота горючего или спирта этилового и т. п., плательщики налогов освобождаются от предусмотренной НКУ ответственности с обязательным выполнением таких обязанностей в течение шести месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине.
Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения налогоплательщиком обязанностей, определенных в пп. 69.1 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НКУ, и перечень документов в подтверждение утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику.
Приказом Министерства финансов Украины от 29.07.2022 № 225 <…> (далее — Приказ № 225) утвержден Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения налогоплательщиком обязанностей, определенных в подпункте 69.1 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее — Порядок № 225).
Пунктами 1 и 2 разд. ІІ Порядка № 225 определены основания невозможности выполнения плательщиками налогов — юридическими лицами и физическими лицами налоговых обязанностей, к которым относятся, в частности, для юридических лиц:
— невозможность использовать или вывезти документы, компьютерное и другое оборудование вследствие ведения боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией Российской Федерации (пп. 2 п. 1 разд. ІІ Порядка № 225);
— другие обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства), подтвержденные документально (пп. 7 п. 1 разд. ІІ Порядка № 225);
для физических лиц:
— невозможность использовать или вывезти документы, компьютерное и другое оборудование вследствие ведения военных (боевых) действий, окружения (блокирования) или если территория, где находятся документы, компьютерное и другое оборудование, временно оккупирована вооруженными формированиями Российской Федерации (пп. 8 п. 2 разд. ІІ Порядка № 225);
— другие обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства), подтвержденные документально (пп. 11 п. 2 разд. ІІ Порядка № 225).
Налогоплательщики, в том числе в отношении своего филиала, представительства, обособленного или иного структурного подразделения, которые выполняли налоговые обязанности, но в связи с военной агрессией Российской Федерации утратили возможность выполнять налоговые обязанности, принимают меры, предусмотренные п. 3 разд. ІІ Порядка № 225, в срок в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления возможностей налогоплательщика подать в контролирующий орган заявление и документы (копии документов), информацию об отсутствии возможности выполнения налоговых обязанностей (п. 6 разд. ІІ Порядка № 225).
Кроме того, Приказом № 225 утверждены Перечни документов, подтверждающие невозможность налогоплательщиков юридических и физических лиц своевременно выполнить свою налоговую обязанность.
Так, наряду с другими документами, плательщики налогов – юридические и физические лица в контролирующие органы подают, в частности:
— уведомление, подтверждающее аварийное (незапланированное) отключение поставки электроэнергии в условиях военного положения, субъекта хозяйствования, к сфере обслуживания которого относится такое предприятие, в частности скриншот сообщения в мессенджер (Viber, Telegram и т. д.) и мобильных приложениях;
— документ, подтверждающий вынужденное отключение предоставления услуг глобальной сети Интернет, связанное с введением военного положения, что сделало невозможным подачу налоговой отчетности в электронной форме (информационное уведомление интернет-провайдера).
Следовательно, нормами Приказа № 225 предусмотрена подача в контролирующие органы подтверждающих документов о подтверждении невозможности выполнения налогоплательщиком обязанностей в случае аварийного (незапланированного) отключения поставки электроэнергии и вынужденного отключения предоставления услуг глобальной сети Интернет, связанных с введением военного положения, что сделало невозможным подачу налоговой отчетности в электронной форме.
Учитывая вышеизложенное, в случае неподачи в предельные сроки налоговой отчетности, вызванной отключением электроэнергии в связи с ракетными ударами государства-агрессора, налогоплательщики могут воспользоваться положениями пп. 69.1 п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НКУ о подтверждении невозможности выполнения налогоплательщиком налоговых обязанностей в соответствии с требованиями Приказа № 225 или подать в контролирующий орган документ, подтверждающий форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы), выданный Торгово-промышленной палатой Украины для подтверждения обстоятельств, которые освобождают от финансовой ответственности в соответствии с пп. 112.8.9 п. 112.8 ст. 112 НКУ.