Полномасштабная военная агрессия российской федерации против Украины привела к тому, что многие отечественные предприятия, особенно на оккупированной территории и в зоне боевых действий, не могут осуществлять хозяйственную деятельность, а также уплачивать налоги и подавать отчетность. Чтобы унормировать «налогово-отчетные» аспекты на период военного положения, Верховной Радой Украины принято несколько законодательных актов, которые дают право работодателям отсрочить уплату налогов, сборов, взносов и подачу отчетности. Когда работодатели должны уплатить НДФЛ, военный сбор и единый социальный взнос с доходов, начисленных работникам во время действия военного положения? Какие установлены сроки для подачи работодателями отчетности, содержащей информацию о начисленных работникам доходах и другой «кадровой» информации? Предусмотрена ли ответственность за неуплату налогов и неподачу отчетности во время военного положения?
Налогообложение и отражение в отчетности доходов работников в условиях военного положения
В связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины Указом Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24.02.2022 № 64/2022, утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24.02.2022 № 2102-IX, в Украине введено военное положение с 05 часов 30 минут 24 февраля 2022 года сроком на 30 суток. После окончания этого периода военное положение в Украине было продлено сначала с 05 часов 30 минут 26 марта 2022 года сроком на 30 суток, а затем с 05 часов 30 минут 25 апреля 2022 года еще на 30 суток. Таким образом, военное положение в Украине продлено до 05 часов 30 минут 25 мая 2022 года.
После введения военного положения Верховной Радой Украины были приняты и вступили в силу несколько законодательных актов, регулирующих некоторые аспекты уплаты налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей, в частности:
— Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно особенностей налогообложения и подачи отчетности в период действия военного положения» от 03.03.2022 № 2118-IX (далее — Закон № 2118), вступивший в силу 07 марта 2022 года;
— Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно действия норм на период действия военного положения» от 15.03.2022 № 2120-IX (далее — Закон № 2120), вступивший в силу 17 марта 2022 года;
— Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства на период действия военного положения» от 24.03.2022 № 2142-IX (далее — Закон № 2142), вступивший в силу 05 апреля 2022 года;
— Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно администрирования отдельных налогов в период военного, чрезвычайного положения» от 01.04.2022 № 2173-IX (далее — Закон № 2173), вступивший в силу 16 апреля 2022 года.
Некоторые изменения, предусмотренные Законом № 2118, в дальнейшем были откорректированы Законом № 2120 и Законом № 2142.
Законом № 2118, Законом № 2120, Законом № 2142 и Законом № 2173 внесены изменения в Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ), Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2014 № 2464-VI (далее — Закон о ЕСВ) и другие законодательные акты.
Изменения направлены на снижение налогового давления на субъектов хозяйствования (плательщиков налогов) в период действия военного положения и в течение определенного периода после его окончания, в частности, по уплате налога на добавленную стоимость, акцизного налога, единого налога и т. д.
Что касается изменений в налогообложении доходов физических лиц, то установлено льготное налогообложение налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и военным сбором (далее — ВС) некоторых видов благотворительной помощи, на период военного положения и в течение определенного периода после отмены военного положения освобождены от уплаты единого социального взноса (далее — ЕСВ) доходы некоторых лиц и не применяется ответственность к плательщикам за неуплату НДФЛ, ВС и ЕСВ. Остановимся на этих изменениях подробно.
Уплата налогов, подача налоговой отчетности и проведение
налоговых проверок во время военного положения
Изменений в налогообложении НДФЛ и ВС заработной платы и других доходов, наиболее часто выплачиваемых работникам, не произошло.
Обновлен порядок налогообложения НДФЛ и ВС некоторых видов благотворительной помощи, которую могут предоставлять юридические лица, физические лица – предприниматели и физические лица. Это связано с тем, что сейчас многие субъекты хозяйствования предоставляют благотворительную помощь нашим воинам или гражданам, которые проживают на территории населенных пунктов, где проводятся боевые действия, и вынужденно покинули место жительства. Также работодатели предоставляют благотворительную помощь своим работникам, участвующим в осуществлении мероприятий по обеспечению обороны нашей страны, находясь непосредственно в районах проведения боевых действий, а также волонтерам.
Новшества в налогообложении благотворительной помощи
Законом № 2120 подпункт 165.1.54 НКУ, определяющий не облагаемые налогом виды благотворительной помощи, дополнен подпунктом «в», а Законом № 2173 в абзаце первом подпункта «а», подпункте «б» и абзаце тринадцатом подпункта 165.1.54 НКУ исключен текст «в Донецкой и Луганской областях, которые осуществляются путем проведения операции Объединенных сил (ООС)», поскольку сейчас из-за военной агрессии российской федерации боевые действия происходят не только в Донецкой и Луганской областях, где проводится операция Объединенных сил (ООС), но и в других областях Украины.
В результате этих изменений теперь согласно подпункту 165.1.54 НКУ в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включается сумма (стоимость) благотворительной помощи:
а) выплаченной (предоставленной) благотворителями, в том числе благотворителями – физическими лицами, внесенными в Реестр волонтеров антитеррористической операции и/или осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации, в порядке, определенном Законом Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 № 5073-VI (далее — Закон № 5073), в пользу:
— участников боевых действий — военнослужащих (резервистов, военнообязанных) и работников Вооруженных Сил Украины (далее — ВСУ), Национальной гвардии Украины (далее — НГУ), Службы безопасности Украины (далее — СБУ), Службы внешней разведки Украины (далее — СВРУ), Государственной пограничной службы Украины (далее — Госпогранслужба), лиц рядового, начальствующего состава, военнослужащих, работников Министерства внутренних дел Украины (далее — МВД), Управления государственной охраны Украины (далее — Управление госохраны), Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины (далее — Госспецсвязи), других созданных в соответствии с законами Украины военных формирований, полицейских и работников Национальной полиции Украины (далее — Нацполиция), которые защищают (защищали) независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, принимают (принимали) непосредственное участие в антитеррористической операции (далее — АТО), обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах АТО, осуществлении мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях (далее — мероприятия ООС), находясь непосредственно в районах и в период проведения указанных мероприятий; работников предприятий, учреждений, организаций, которые привлекаются (привлекались) и принимают (принимали) непосредственное участие в АТО в районах ее проведения, в обеспечении осуществления мероприятий ООС, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий, в порядке, установленном законодательством, или в пользу членов семей таких участников боевых действий, которые во время участия в АТО, участия в обеспечении ее проведения, в осуществлении мероприятий ООС, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий, получили ранения, контузии или иное повреждение здоровья, погибли, умерли вследствие ранения, контузии или увечья, полученных во время участия в АТО, обеспечении ее проведения, в осуществлении мероприятий ООС, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий, или признаны без вести пропавшими в установленном порядке;
— участников массовых акций общественного протеста в Украине, которые получили ранения, контузии или иное повреждение здоровья при участии в этих акциях в период с 21 ноября 2013 года по 28 февраля 2014 года, а также 2 мая 2014 года в городе Одессе, или в пользу членов семей таких участников, которые погибли или умерли в результате полученных в этот период ранений, контузии или иного повреждения здоровья или признаны без вести пропавшими в установленном порядке;
— физических лиц, которые проживают (проживали) на территории населенных пунктов, где проводится (проводилась) АТО, и/или вынужденно покинули место жительства в связи с проведением АТО в таких населенных пунктах;
— физических лиц, которые проживали на территории АР Крым и вынужденно покинули место жительства в связи с временной оккупацией территории Украины, определенной Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины»;
б) полученной благотворителями – физическими лицами, внесенными в Реестр волонтеров АТО и/или осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в порядке, определенном Законом № 5073, для предоставления благотворительной помощи в пользу лиц, определенных в подпункте «а» этого подпункта (непосредственно таким лицам или через Министерство обороны Украины, Главное управление НГУ, СБУ, СВРУ, Администрацию Госпогранслужбы, МВД, Нацполицию, Управление госохраны, Администрацию Госспецсвязи, через органы управления других созданных в соответствии с законами Украины военных формирований, их соединения, воинские части, подразделения, учреждения или организации, содержащиеся за счет средств государственного бюджета), в размере, фактически использованном на такие цели, и на возмещение документально подтвержденных расходов таких благотворителей, связанных с предоставлением указанной благотворительной помощи. Положения этого подпункта применяются также к благотворительной помощи, полученной указанными благотворителями – физическими лицами в отчетном налоговом году, предшествующем году их внесения в Реестр волонтеров АТО и/или осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации;
в) выплаченной (предоставленной) благотворителями, в том числе благотворителями – физическими лицами, в порядке, определенном Законом № 5073, в течение действия правового режима военного, чрезвычайного положения в пользу:
— участников боевых действий — военнослужащих (резервистов, военнообязанных) и работников ВСУ, НГУ, СБУ, СВРУ, Госпогранслужбы, лиц рядового, начальствующего состава, военнослужащих, работников МВД, Управления госохраны, Госспецсвязи, других созданных в соответствии с законами Украины военных формирований, добровольческих формирований территориальных общин, полицейских и работников Нацполиции, которые защищают (защищали) независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, принимают (принимали) непосредственное участие в отпоре вооруженной агрессии и обеспечении национальной безопасности, устранении угрозы опасности государственной независимости Украины в период действия военного, чрезвычайного положения, находясь непосредственно в районах осуществления указанных мероприятий;
— работников предприятий, учреждений, организаций, сил гражданской защиты, которые привлекаются (привлекались) и принимают (принимали) непосредственное участие в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации, находясь непосредственно в районах проведения боевых действий и в период осуществления боевых действий, в порядке, установленном законодательством, или в пользу членов их семей;
— физических лиц, которые проживают (проживали) на территории населенных пунктов, где проводятся (проводились) боевые действия, и/или которые вынужденно покинули место жительства в связи с проведением боевых действий в таких населенных пунктах.
Для целей этого подпункта к членам семей участников боевых действий и/или участников массовых акций общественного протеста в Украине относятся: жена, муж, не вступившие в брак повторно, родители, дед и баба (если родители умерли), несовершеннолетние дети, совершеннолетние дети с инвалидностью.
Указанные в этом подпункте доходы не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщиков налога до 31 декабря (включительно) года, следующего за годом, в котором завершено проведение АТО и/или осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации.
Кроме того, Законом № 2120 подпункт 165.1.56 НКУ дополнен новым абзацем, в соответствии с которым не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога сумма (стоимость) благотворительной помощи, выплаченной (предоставленной) международными благотворительными организациями (их филиалами, представительствами), перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, в пользу физических лиц, которые проживают (проживали) в населенных пунктах, на территории которых проводятся (проводились) боевые действия во время действия военного, чрезвычайного положения, и/или вынужденно покинули место жительства (временно перемещенные) лица), в связи с форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы), в том числе в связи с введением военного, чрезвычайного положения, подтвержденными в установленном законом порядке.
Также Законом № 2120 внесены изменения в пункт 170.7 «Налогообложение благотворительной помощи» статьи 170 НКУ.
Так, подпункт 170.7.2 НКУ дополнен подпунктом «в», согласно которому не включается в налогооблагаемый доход целевая или нецелевая благотворительная помощь, предоставляемая плательщику налога, пострадавшему вследствие вооруженной агрессии Российской Федерации в период действия правового режима военного, чрезвычайного положения.
В связи с дополнением подпункта 165.1.54 НКУ подпунктом «в» (см. выше) внесено также дополнение в подпункт «а» подпункта 170.7.8 НКУ, поэтому им теперь установлено, что не включается в налогооблагаемый доход благотворительная помощь, предоставляемая согласно подпункту 165.1.54 НКУ в любой сумме (стоимости), предоставляемой:
— плательщикам налога, определенным абзацем вторым подпункта «а», подпунктом «б» и абзацем вторым подпункта «в» (т. е. участникам боевых действий) подпункта 165.1.54 НКУ, — для закупки или в виде специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения или других товаров (работ, услуг) по перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины, или для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг лечения, обеспечения изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления;
— плательщикам налога, определенным абзацами третьим – пятым подпункта «а», абзацами третьим и четвертым подпункта «в» (т. е. работникам и физическим лицам) подпункта 165.1.54 НКУ, как помощь на лечение и медицинское обслуживание (обследование, диагностику), в том числе — для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечению изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления.
Таким образом, расширены виды благотворительной помощи, не облагаемые НДФЛ и ВС, и расширен перечень физических лиц, получающих не облагаемую НДФЛ и ВС благотворительную помощь.
В приложении 4ДФ к Налоговому расчету сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее — Налоговый расчет) отражаются:
— благотворительная помощь, указанная в подпункте «а» пп. 165.1.54 НКУ (то есть, выплаченная благотворителями), — с признаком дохода 187;
— благотворительная помощь, указанная в подпункте «б» пп. 165.1.54 НКУ (то есть полученная благотворителями – физическими лицами для предоставления в пользу лиц, определенных в подпункте «а» пп. 165.1.54 НКУ), — с признаком дохода 188;
— благотворительная (целевая или нецелевая) помощь, указанная в подпункте «в» пп. 165.1.54 НКУ и пункте 170.7 НКУ (то есть поступающая в виде денежных средств или имущества в пользу плательщика налога, пострадавшего вследствие вооруженной агрессии Российской Федерации в период действия правового режима военного, чрезвычайного положения), — с признаком дохода 169.
Уплата налогов, подача налоговой отчетности и проведение проверок
Законом № 2118 с 07 марта 2022 года подраздел 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ был дополнен пунктом 69, после чего Законом № 2120 с 17 марта 2022 года его подпункт 69.2 был изложен в новой редакции, затем Законом № 2142 с 05 апреля 2022 года в подпункты 69.1 и 69.2, а также Законом № 2173 с 16 апреля 2022 года в подпункт 69.2 были внесены изменения, вследствие чего редакция подпунктов 69.1, 69.2 и 69.3 пункта 69 подраздела 10 раздела XX НКУ имеет следующий текст:
«69. Установить, что временно, на период до прекращения или отмены военного положения территории Украины, взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в этом пункте.
69.1. В случае отсутствия у плательщика налогов возможности своевременно выполнить свою налоговую обязанность, в частности по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, подачи отчетности, в том числе отчетности, предусмотренной пунктом 46.2 статьи 46 этого Кодекса, регистрации в соответствующих реестрах налоговых или акцизных накладных, расчетов корректировки, подачи электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме оборота горючего или спирта этилового и т. п., плательщики налогов освобождаются от предусмотренной этим Кодексом ответственности с обязательным выполнением таких обязанностей в течение шести месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине.
69.2. Налоговые проверки не начинаются, а начатые проверки останавливаются, кроме:
— камеральных проверок деклараций или уточняющих расчетов (в случае их подачи), к которым подано заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, показатели которых сформированы на основании налоговых накладных и/или расчетов корректировки, составленных и зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных, и/или таможенных деклараций, за исключением товаров (продукции), определенных подпунктами 215.3.1, 215.3.2, 215.3.2-1 и 215.3.3-1 пункта 215.3 статьи 215 Кодекса.
Такая камеральная проверка налоговой декларации или уточняющего расчета может быть проведена в течение 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их подачи, а если такие документы были предоставлены позднее, — за днем их фактической подачи;
— камеральных проверок налоговых деклараций плательщиков единого налога IV группы.
В случае выявления нарушений законодательства по результатам проведения камеральных проверок оформляется акт проверки, который направляется контролирующим органом путем отправки документа в электронный кабинет плательщика налогов с одновременным направлением на электронный адрес (адреса) плательщика налогов информации о виде документа, дате и времени его отправки в электронный кабинет. Течение сроков подачи и рассмотрения возражений, дополнительных документов и объяснений, принятия, направления и обжалования налогового уведомления-решения останавливается.
Документ, отправленный контролирующим органом в электронный кабинет, считается врученным плательщику налогов, если он сформирован с соблюдением требований законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронных доверительных услугах»;
— фактических проверок.
В случае выявления нарушений законодательства по результатам проведения фактических проверок к налогоплательщикам применяется ответственность согласно этому Кодексу, законам, контроль за которыми возложен на контролирующие органы, а требования законодательства относительно моратория (остановки) применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) на период действия военного, чрезвычайного положения и/или на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19), в таком случае не применяются, в том числе положения подпункта 112.8.9 пункта 112.8 статьи 112 этого Кодекса.
69.3. Плательщики налогов, которые в связи с последствиями их непосредственного участия в военных действиях не соблюдали определенные этим пунктом сроки выполнения налоговых обязанностей, освобождаются от ответственности, предусмотренной этим Кодексом за невыполнение налоговых обязанностей, при условии выполнения таких обязанностей в течение одного месяца со дня окончания действия последствий, которые сделали невозможным выполнение таких обязанностей.».
Таким образом, если в период военного положения работодатели (налоговые агенты) не имеют возможности своевременно выполнить свою налоговую обязанность, а именно уплатить НДФЛ, ВС с доходов физических лиц и подать Налоговый расчет, то на основании подпункта 69.1 НКУ они освобождаются от предусмотренной НКУ ответственности с обязательным выполнением таких обязанностей в течение 6 месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине.
Если в течение указанного срока работодатели (налоговые агенты) не уплатят НДФЛ и ВС с доходов физических лиц, они могут быть привлечены к ответственности в виде уплаты штрафа в размере, установленном статьей 125-1 НКУ.
Напомним, что согласно пункту 125-1.1 статьи 125-1 НКУ неначисление и/или неудержание, и/или неуплата (неперечисление), и/или начисление, уплата (перечисление) не в полном объеме налогов плательщиком налогов, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу нерезидента или другого плательщика налогов, влекут наложение штрафа в размере 10% суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет.
Те же действия, совершенные умышленно, влекут наложение штрафа в размере 25% суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет (п. 125-1.2 ст. 125-1 НКУ).
Деяния, предусмотренные пунктом 125-1.2 НКУ, совершенные повторно в течение 1095 календарных дней, влекут наложение штрафа в размере 50% суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет (п. 125-1.3 ст. 125-1 НКУ).
Деяния, предусмотренные пунктом 125-1.2 НКУ, совершенные в течение 1095 дней третий раз и более, влекут наложение штрафа в размере 75% суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет (п. 125-1.4 ст. 125-1 НКУ).
Что касается ответственности за неподачу Налогового расчета в течение 6 месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине, то согласно пункту 119.1 статьи 119 НКУ неподача, подача с нарушением установленных сроков, подача не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (выплаченных) в пользу плательщика налога, суммах удержанного из них налога, а также суммах, начисленных (выплаченных) физическим лицам за товары (работы, услуги), если такие недостоверные сведения или ошибки привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств плательщика налога и/или к изменению плательщика налога, — влекут наложение штрафа в размере 1020 гривен. Те же действия, совершенные плательщиком налогов, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение, влекут наложение штрафа в размере 2040 гривен.
В подпункте 69.18 пункта 69 подраздела 10 раздела XX НКУ установлено, что временно, на период до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины, с целью защиты прав плательщиков, сохранения и защиты данных предоставление электронных сервисов и принятие электронных документов от налогоплательщиков осуществляются в рабочие дни с 8 часов до 18 часов.
Кроме того, согласно подпункту 69.26 пункта 69 подраздела 10 раздела XX НКУ на период действия военного, чрезвычайного положения плательщики налогов имеют право подавать в контролирующий орган налоговую декларацию и другие документы в бумажной форме.
В связи с дополнением подраздела 10 раздела XX НКУ пунктом 69, который на период военного положения регулирует, как отмечалось выше, вопросы проведения налоговых проверок, Законом № 2120 приостановлено действие пункта 52-2 подраздела 10 раздела XX НКУ на период действия военного, чрезвычайного положения. Напомним, что пунктом 52-2 подраздела 10 раздела XX НКУ установлен мораторий на проведение документальных проверок на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (сейчас карантин установлен до 31 мая 2022 года), кроме:
— документальных внеплановых проверок, проводимых по обращению плательщика налогов;
— документальных внеплановых проверок по основаниям, определенным подпунктами 78.1.7 и 78.1.8 НКУ.
Законом № 2120 статья 102 НКУ дополнена пунктом 102.9, в соответствии с которым на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения останавливается течение сроков, определенных НКУ, другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. Аналогичную норму содержит подпункт 69.9 пункта 69 подраздела 10 раздела XX НКУ.
Следовательно, останавливается, в частности, срок, установленный пунктом 102.1 НКУ, согласно которому контролирующий орган имеет право провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств плательщика налогов в случаях, определенных НКУ, не позднее окончания 1095 дня (2555 дня — в случае проведения проверки операции в соответствии со статьями 39 и 39-2 НКУ), наступающего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позднее — за днем ее фактической подачи.
Уплата ЕСВ, ответственность и проверки плательщиков ЕСВ во время военного положения
Законом № 2120 раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона о ЕСВ дополнен новыми пунктами 9-19 – 9-23, устанавливающими порядок уплаты ЕСВ отдельными плательщиками и с отдельных доходов, ответственность и порядок проведения проверок плательщиков ЕСВ во время военного положения.
Уплата ЕСВ отдельными плательщиками и с отдельных доходов
Абзацем первым пункта 9-19 раздела VIII Закона о ЕСВ определено, что временно, с 1 марта 2022 года до прекращения или отмены военного положения в Украине и в течение 12 месяцев после прекращения или отмены военного положения, лица, указанные в пунктах 4 (физические лица – предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения), 5 (лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность) и 5-1 (члены фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, подлежащим страхованию по другим основаниям) части 1 статьи 4 Закона о ЕСВ, имеют право не начислять, не исчислять и не уплачивать ЕСВ за себя. При этом положения абзаца второго пункта 2 части 1 статьи 7 этого Закона, согласно которому сумма ЕСВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса, в отношении таких периодов для таких лиц не применяется.
Вышеуказанными лицами расчет ЕСВ в составе налоговой декларации не заполняется за период, в котором согласно абзацу первому этого пункта ЕСВ не начислялся, не исчислялся и не уплачивался (абц. второй п. 9-19 р. VIII Закона о ЕСВ).
Согласно пункту 9-20 раздела VIII Закона о ЕСВ в период мобилизации, определенный Указом Президента Украины «Об общей мобилизации» от 24.02.2022 № 69/2022, утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «Об общей мобилизации», работодатели – плательщики единого налога, избравшие упрощенную систему налогообложения — физические лица – предприниматели, относящиеся к ІІ и ІІІ группам плательщиков единого налога, а также юридические лица, относящиеся к ІІІ группе плательщиков единого налога, имеют право по собственному решению не уплачивать ЕСВ за наемных работников, призванных во время мобилизации на военную службу в Вооруженные силы Украины. Суммы ЕСВ, начисленные и не уплаченные указанными работодателями, уплачиваются за счет государственного бюджета, кроме периодов, в которых указанные наемные работники получали доходы в виде денежного обеспечения, с которых был уплачен ЕСВ за счет государственного бюджета. Для определения суммы ЕСВ, подлежащей уплате за счет государственного бюджета, плательщик ЕСВ рассчитывает и отражает в отчетности сумму ЕСВ за таких наемных работников в размерах, предусмотренных частями 5 и 14 статьи 8 Закона о ЕСВ (т. е. по ставкам: в общем случае — 22% , для инвалида — 8,41%, для предприятий и организаций всеукраинских общественных организаций лиц с инвалидностью — 5,3%, для предприятий и организаций общественных организаций лиц с инвалидностью — 5,5% базы начисления ЕСВ). Для расчета используются данные отчетности по наемным работникам о суммах начисленного дохода в пределах максимальной величины, на которую начисляется ЕСВ, суммах начисленного ЕСВ, суммах доначисленного и уменьшенного начисления ЕСВ таких наемных работников. На основании указанного расчета Государственная налоговая служба Украины формирует бюджетные запросы на получение денежных средств на покрытие сумм неуплаченного работодателями ЕСВ. Требования по начислению ЕСВ на заработную плату (доход), не превышающую размер минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, не применяются к заработной плате (доходу) за последний календарный месяц (включительно), в котором произошла фактическая демобилизация такого работника.
Таким образом, работодатели — юридические лица, относящиеся к ІІІ группе плательщиков единого налога, и физические лица – предприниматели, относящиеся к ІІ и ІІІ группам плательщиков единого налога, имеют право не уплачивать ЕСВ со среднего заработка мобилизованных работников1 (ЕСВ за таких лиц будет уплачиваться за счет госбюджета). Но в Налоговом расчете отражается не только начисленный мобилизованному работнику средний заработок, но и начисленный на него ЕСВ. При этом если в полных месяцах прохождения военной службы (кроме месяца, в котором работник демобилизован) сумма среднего заработка (база начисления ЕСВ) по основному месту работы меньше минимальной заработной платы (далее — МЗП), то ЕСВ исчисляется с МЗП. И только в месяце демобилизации работника не применяется требование абзаца второго части 5 статьи 8 Закона о ЕСВ относительно уплаты ЕСВ с МЗП.
1 О трудовых гарантиях мобилизованных работников, в том числе о начислении им среднего заработка за время военной службы, подробно идет речь в статье «Трудовые гарантии работников, призванных на военную службу или принятых в тероборону во время военного положения» этого номера.
Ответственность плательщиков ЕСВ
В соответствии с пунктом 9-21 раздела VIII Закона о ЕСВ временно, на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения и в течение 3 месяцев после прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения, штрафные санкции, определенные частью 11 статьи 25 Закона о ЕСВ, не применяются.
Напомним, что частью 11 статьи 25 Закона о ЕСВ предусмотрены штрафные санкции, в частности, за:
— неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) ЕСВ — в размере 20% своевременно не уплаченных сумм;
— неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату суммы ЕСВ одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕСВ (авансовых платежей), — в размере 10% таких неуплаченных или несвоевременно уплаченных сумм;
— доначисление налоговым органом или плательщиком своевременно не начисленного ЕСВ — в размере 10% указанной суммы за каждый полный или неполный отчетный период, за который доначислена такая сумма, но не более 50% суммы доначисленного ЕСВ;
— неподачу, несвоевременную подачу, подачу не по установленной форме отчетности о начислении ЕСВ в составе отчетности по налогу на доходы физических лиц (единого налога) — в размерах и порядке, установленных статьей 119 НКУ (см. выше);
— ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется ЕСВ, — в размере от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Таким образом, в период военного положения и в течение 3 месяцев после отмены военного положения за вышеперечисленные нарушения штрафные санкции на плательщика ЕСВ налагаться не будут, что формально дает право в этот период не уплачивать ЕСВ и не подавать Налоговый расчет. Но если плательщик ЕСВ не выполнит свои обязанности (не устранит нарушения) в течение 3 месяцев после отмены военного положения, он будет привлечен к вышеуказанной ответственности.
Согласно пункту 9-22 раздела VIII Закона о ЕСВ временно, на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения и в течение 3 месяцев после прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения, плательщикам ЕСВ не начисляется пеня, а начисленная пеня за эти периоды подлежит списанию.
Следовательно, в случае неуплаты или неполной уплаты ЕСВ с начисленных доходов в период военного положения и в течение 3 месяцев после отмены военного положения пеня плательщикам ЕСВ не начисляется.
Проверки плательщиков ЕСВ
Согласно пункту 9-23 раздела VIII Закона о ЕСВ на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения и в течение 3 месяцев после прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения установлен мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ. Документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ, начатые до 24 февраля 2022 года и не завершенные, останавливаются по последний календарный день третьего месяца со дня прекращения (отмены) военного, чрезвычайного положения.
Таким образом, начатые до 24 февраля 2022 года и не завершенные документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ могут начаться только с 1 числа четвертого месяца со дня прекращения (отмены) военного, чрезвычайного положения.
Подача неналоговой отчетности во время военного положения
Пунктом 3 Заключительных положений Закона № 2118 установлено, что временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, любая отчетность, кроме налоговой, подача которой требуется в соответствии с нормами действующего законодательства, подается с учетом сроков, определенных пунктом 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ (см. выше).
Кроме того, 07 марта 2022 года вступил в силу Закон Украины «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны» от 03.03.2022 № 2115-IX (далее — Закон № 2115). Этот Закон не распространяется на налоговые правоотношения.
Законом № 2115 предусмотрено, что:
— юридические лица, физические лица – предприниматели, физические лица подают учетные, финансовые, бухгалтерские, расчетные, аудиторские отчеты и любые другие документы, подача которых требуется в соответствии с нормами действующего законодательства в документальной и/или в электронной форме, в течение 3 месяцев после прекращения или отмены военного положения или состояния войны за весь период неподачи отчетности или обязанности подать документы;
— в период действия военного положения или состояния войны, а также в течение 3 месяцев после его завершения к юридическим лицам, физическим лицам – предпринимателям, физическим лицам не применяется административная и/или уголовная ответственность за неподачу или несвоевременную подачу вышеуказанных отчетности и/или документов;
— лица, не имеющие физической возможности в течение срока, определенного Законом № 2115, подать вышеуказанные отчетность или документы в связи с непосредственными последствиями их участия в боевых действиях, освобождаются от административной и/или уголовной ответственности и подают отчетность или документы в течение одного месяца со дня окончания последствий, которые делали невозможным их подачу;
— в период действия военного положения или состояния войны какие-либо проверки относительно своевременности и полноты подачи каких-либо отчетов или документов отчетного характера уполномоченными органами не осуществляются.
Таким образом, если в период военного положения субъекты хозяйствования не подали какую-либо неналоговую отчетность или документы, подача которых предусмотрена законодательством, в частности не подали финансовую отчетность, статистическую отчетность, уведомление о принятии работника на работу, то они не могут быть привлечены к финансовой ответственности, а их должностные лица — к административной и/или уголовной ответственности. Но субъекты хозяйствования обязаны подать такие отчетность и документы в течение 3 месяцев после прекращения военного положения за весь период неподачи отчетности или обязанности подать документы. Иначе они будут привлечены к финансовой ответственности, а их должностные лица — к административной и/или уголовной ответственности, предусмотренной законодательством.
Отражение отдельных доходов физических лиц
в Налоговом расчете во время военного положения
Если во время военного положения субъекты хозяйствования продолжают осуществлять хозяйственную деятельность, а их работники продолжают работать в обычном режиме, то никаких особенностей отражения доходов работников в Налоговом расчете нет.
Как и раньше, если по основному месту работы у работника в полном месяце пребывания в трудовых отношениях есть база начисления ЕСВ, которая меньше МЗП, то ЕСВ за такого работника уплачивается с МЗП, то есть в январе – сентябре 2022 года в сумме 1430 грн. (6500 грн. х 22%). Это правило действует даже в том случае, если база начисления ЕСВ составляет всего 0,01 грн. В базу начисления ЕСВ включаются заработная плата, в том числе средний заработок за время отпуска, командировки, пребывания на военной службе в особый период, выполнения государственных или общественных обязанностей и т. п., «больничные», «декретные», вознаграждение за выполнение работ (оказание услуг) по гражданско-правовым договорам.
Например, если работнику был предоставлен ежегодный отпуск с 14 февраля по 01 марта 2022 года с выплатой отпускных, а с 02 марта 2022 года ему предоставлен отпуск без сохранения заработной платы (например, до конца карантина, а начиная с 24 марта 2022 года до конца военного положения), то у работника в марте 2022 года есть база начисления ЕСВ, которая включает отпускные, приходящиеся на один день отпуска 01 марта 2022 года. Соответственно, если сумма отпускных, начисленных за этот день отпуска меньше МЗП, то ЕСВ за работника за март уплачивается с МЗП в сумме 1430 грн.
Если в период военного положения работника призвали (приняли по контракту) на военную службу во время мобилизации или приняли по контракту в добровольческое формирование территориальной общины (далее — доброволец теробороны)2, а также если субъект хозяйствования не может осуществлять хозяйственную деятельность в полном объеме, вследствие чего работникам предоставляются отпуска без сохранения заработной платы или приостанавливаются трудовые договоры с работниками или вводится простой3, то необходимо учитывать некоторые особенности отражения работников в Налоговом расчете, на которых остановимся ниже.
2 О трудовых гарантиях мобилизованных работников и работников, принятых в тероборону, в том числе о начислении им среднего заработка, подробно рассказано в статье «Трудовые гарантии работников, призванных на военную службу или принятых в тероборону во время военного положения» этого номера.
3 Подробно о различных вариантах оформления трудовых отношений с работниками во время военного положения идет речь в статье «Трудовые отношения, режим работы и оплата труда в условиях военного положения» этого номера.
Работник мобилизован или принят в тероборону
Если у субъекта хозяйствования работник призван (принят по контракту) на военную службу во время мобилизации, то средний заработок, сохраняющийся за ним на основании части третьей статьи 119 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ), отражается в Налоговом расчете в составе заработной платы в месяце (квартале) его начисления (выплаты) в приложении 4ДФ с признаком дохода 101 и в приложении Д1 с кодом категории застрахованного лица 47 (для инвалида — 66).
Средний заработок работника – добровольца теробороны, сохраняющийся за ним на основании части первой статьи 119 КЗоТ за период выполнения государственных и/или общественных обязанностей в рабочее время4, в Налоговом расчете отражается в составе заработной платы в месяце (квартале) его начисления (выплаты ) в приложении 4ДФ с признаком дохода 101 и в приложении Д1 с кодом категории застрахованного лица 1 (для инвалида — 2).
С мобилизованным работником и работником – добровольцем теробороны в период службы не прекращаются трудовые отношения4, поэтому работодатель не отражает их в приложении Д5 к Налоговому расчету.
4 О трудовых гарантиях мобилизованных работников и работников, принятых в тероборону, в том числе о начислении им среднего заработка, подробно рассказано в статье «Трудовые гарантии работников, призванных на военную службу или принятых в тероборону во время военного положения» этого номера.
Если в полном месяце прохождения военной службы (службы в теробороне) сумма среднего заработка (база начисления ЕСВ) работника (не инвалида) по основному месту работы меньше МЗП, то ЕСВ за такой месяц уплачивается с МЗП в сумме 1430 грн. (6500 грн. х 22%), при этом в приложении Д1 за такой месяц работник отражается в двух строках, где указываются:
— в первой строке — заработная плата (средний заработок) и начисленный на нее ЕСВ, при этом указываются в реквизите 08 — 47, в реквизите 14 «Кількість календарних днів перебування у трудових … відносинах … протягом звітного місяця» — количество календарных дней месяца (работник весь месяц состоял в трудовых отношениях);
— во второй строке — разность между МЗП и заработной платой (в реквизите 18) и начисленный на нее ЕСВ, при этом указываются в реквизите 08 — 47, в реквизите 09 «Код типу нарахувань» — 13, в реквизите 14 — прочерк (количество календарных дней пребывания в трудовых отношениях в течение месяца указывается только в первой строке по работнику, где отражается начисленная заработная плата или другой доход).
Работнику предоставлен отпуск без сохранения заработной платы
Если работодатель в отчетном квартале предоставил работнику отпуск без сохранения заработной платы, предусмотренный статьями 25 и 26 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках) и другими нормативно-правовыми актами (кроме отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста на основании медицинского заключения), то такой работник не отражается в приложении Д5 к Налоговому расчету.4
4 Подробно об отражении отпусков в Налоговом расчете рассказано в статье «Отпускные, «больничные» и «декретные» в новом Налоговом расчете» журнала «Все о труде и зарплате» № 2/2021, стр. 89.
Если работник в течение месяца работал и получил заработную плату в размере не менее МЗП, а также находился в отпуске без сохранения заработной платы, то в приложении Д1 за этот месяц он отражается в одной строке, где указываются начисленная заработная плата и начисленный на нее ЕСВ, при этом в реквизите 13 «Количество календарных дней без сохранения заработной платы» указывается количество календарных дней отпуска без сохранения заработной платы.
Если по основному месту работы работник в течение месяца работал и получил заработную плату в размере меньше МЗП, а также находился в отпуске без сохранения заработной платы, то в приложении Д1 за этот месяц он отражается в двух строках, где указываются:
— в первой строке — заработная плата и начисленный на нее ЕСВ, при этом в реквизите 13 указывается количество календарных дней отпуска без сохранения заработной платы, в реквизите 14 — количество календарных дней месяца, а в реквизите 09 «Код типу нарахувань» проставляется прочерк (код типа начислений 10 указывается только при предоставлении оплачиваемых отпусков, а именно в строке с отпускными);
— во второй строке — разность между МЗП и заработной платой (в реквизите 18) и начисленный на нее ЕСВ, при этом в реквизите 09 указывается код типа начислений 13, а реквизит 14 не заполняется.
Если работник весь месяц находился в отпуске без сохранения заработной платы и не получил за этот месяц доход, являющийся базой начисления ЕСВ, он все равно отражается в приложении Д1 за этот месяц в одной строке, где в реквизите 13 указывается количество календарных дней отпуска без сохранения заработной платы, а в реквизите 14 — количество календарных дней месяца (работник весь месяц состоял в трудовых отношениях).
С работником приостановлен трудовой договор
Если работодатель в отчетном квартале приостановил действие трудового договора с работником, последний не отражается в приложении Д5 к Налоговому расчету, поскольку нет факта прекращения трудовых отношений (они продолжаются).5
5 Подробно о приостановлении трудового договора идет речь в статье «Трудовые отношения, режим работы и оплата труда в условиях военного положения» на стр. 10 этого номера.
Если работник отработал часть месяца и получил заработную плату в размере не менее МЗП, после чего с ним в этом месяце был приостановлен трудовой договор, то в приложении Д1 за этот месяц работник отражается в одной строке. В ней указываются начисленная заработная плата и начисленный на нее ЕСВ, при этом реквизит 13 «Кількість календарних днів без збереження заробітної плати» не заполняется (приостановление трудового договора не является отпуском без сохранения заработной платы), а в реквизите 14 указывается количество календарных дней месяца (работник весь месяц состоял в трудовых отношениях).
Если по основному месту работы работник отработал часть месяца и получил заработную плату в размере меньше МЗП, после чего с ним в этом месяце приостановлен трудовой договор, то в приложении Д1 за этот месяц работник отражается в двух строках, где указываются:
— в первой строке — заработная плата и начисленный на нее ЕСВ, при этом реквизит 13 не заполняется, а в реквизите 14 указывается количество календарных дней месяца;
— во второй строке — разность между МЗП и заработной платой (в реквизите 18) и начисленный на нее ЕСВ, при этом в реквизите 09 указывается код типа начислений 13, а реквизит 14 не заполняется.
Если на весь квартал с работником был приостановлен трудовой договор, однако есть основания для отражения работника в Налоговом расчете за этот квартал (например, работнику в одном из месяцев квартала выплачены «больничные», начисленные в предыдущем квартале, отражаемые в приложении 4ДФ за этот месяц), то работник отражается в приложениях Д1 и 4ДФ за каждый месяц квартала в одной строке без сумм дохода (кроме отражения выплаченных сумм «больничных» в приложении 4ДФ за соответствующий месяц), при этом в приложении Д1 в строке по работнику в реквизите 14 указывается количество календарных дней месяца (работник весь месяц состоял в трудовых отношениях).
Если на весь квартал с работником был приостановлен трудовой договор, при этом нет оснований для отражения работника в Налоговом расчете за отчетный квартал (ни в одном месяце квартала ему доходы не начислялись и не выплачивались), то он не отражается в Налоговом расчете за этот квартал (по аналогии с работниками, находящимися весь квартал в отпусках по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего или шестилетнего возраста, если доходы в этом квартале им не начисляются и не выплачиваются).
В аналогичном порядке рекомендуем отражать (не отражать) в Налоговом расчете работника, который с определенной даты пропал (не выходит на работу и не выходит с работодателем на связь).
Для работника введен простой
Если работодатель в отчетном квартале ввел для работника (его структурного подразделения, всего предприятия) простой, то работник не отражается в приложении Д5 к Налоговому расчету, поскольку нет факта прекращения трудовых отношений с работником.
Оплата простоя, начисляемая работнику в размере, установленном статьей 113 КЗоТ, для целей отражения в приложениях Д1 и 4ДФ к Налоговому расчету является обычной заработной платой.
Если работник в течение месяца работал и получил заработную плату за отработанное время, а также ему в этом месяце введен простой и начислена оплата за время простоя, при этом общая месячная заработная плата работника не меньше МЗП, то в приложении Д1 за этот месяц он отражается в одном строке, где указывается начисленная общая месячная заработная плата и начисленный на нее ЕСВ, при этом реквизит 13 не заполняется, а в реквизите 14 указывается количество календарных дней месяца (работник весь месяц состоял в трудовых отношениях).
Если работник по основному месту работы в течение месяца работал, был в простое и общая месячная заработная плата меньше МЗП, то в приложении Д1 за этот месяц он отражается в двух строках, где указываются:
— в первой строке — общая месячная заработная плата и начисленный на нее ЕСВ, при этом реквизит 13 не заполняется, а в реквизите 14 указывается количество календарных дней месяца;
— во второй строке — разность между МЗП и общей месячной заработной платой (в реквизите 18) и начисленный на нее ЕСВ, при этом в реквизите 09 указывается код типа начислений 13, а реквизит 14 не заполняется.
Если по основному месту работы работник весь месяц находился в простое, за время которого ему начислена оплата простоя в размере меньше МЗП, то в приложении Д1 за этот месяц он отражается в двух строках, где указываются:
— в первой строке — заработная плата (оплата простоя) и начисленный на нее ЕСВ, при этом реквизит 13 не заполняется, а в реквизите 14 указывается количество календарных дней месяца;
— во второй строке — разность между МЗП и заработной платой (в реквизите 18) и начисленный на нее ЕСВ, при этом в реквизите 09 указывается код типа начислений 13, а реквизит 14 не заполняется.
Если по основному месту работы работник часть месяца находился в простое с начислением оплаты за время простоя в размере меньше МЗП, а другую часть месяца находился в отпуске без сохранения заработной платы, то в приложении Д1 за этот месяц он отражается в двух строках, где указываются:
— в первой строке — заработная плата (оплата простоя) и начисленный на нее ЕСВ, при этом в реквизите 13 указывается количество календарных дней отпуска без сохранения заработной платы, а в реквизите 14 — количество календарных дней месяца;
— во второй строке — разность между МЗП и заработной платой (в реквизите 18) и начисленный на нее ЕСВ, при этом в реквизите 09 указывается код типа начислений 13, а реквизит 14 не заполняется.
Если по основному месту работы работник часть месяца находился в простое с начислением оплаты за время простоя в размере меньше МЗП, а на другую часть месяца с ним был приостановлен трудовой договор, то в приложении Д1 за этот месяц он отражается в двух строках, где указываются:
— в первой строке — заработная плата (оплата простоя) и начисленный на нее ЕСВ, при этом реквизит 13 не заполняется, а в реквизите 14 указывается количество календарных дней месяца;
— во второй строке — разность между МЗП и заработной платой (в реквизите 18) и начисленный на нее ЕСВ, при этом в реквизите 09 указывается код типа начислений 13, а реквизит 14 не заполняется.
Работнику изменен режим работы
Если работник переведен на дистанционную или надомную работу или ему установлен гибкий режим рабочего времени, то эти события никоим образом в Налоговом расчете не отражаются, а начисленный работнику доход отражается в общем порядке.
Если работник часть месяца отработал на условиях полной занятости, а затем по приказу руководителя ему было установлено неполное рабочее время и работник другую часть месяца отработал с таким режимом работы, при этом месячная заработная плата работника не меньше МЗП, то в приложении Д1 за этот месяц он отражается в одной строке, где указываются начисленная месячная заработная плата и начисленный на нее ЕСВ, при этом в реквизите 22 «Ознака неповного робочого часу (1 – так, 0 – ні)» указывается признак 1.
Если по основному месту работы работник часть месяца отработал на условиях полной занятости, а другую часть месяца работал с неполным рабочим временем, при этом месячная заработная плата работника меньше МЗП, то в приложении Д1 за этот месяц он отражается в двух строках, где указываются:
— в первой строке — заработная плата и начисленный на нее ЕСВ, при этом в реквизите 14 указывается количество календарных дней месяца, а в реквизите 22 указывается признак 1.
— во второй строке — разность между МЗП и заработной платой (в реквизите 18) и начисленный на нее ЕСВ, при этом в реквизите 09 указывается код типа начислений 13, реквизит 14 не заполняется, а в реквизите 22 указывается признак 1.
Работник переведен на другую работу
Если работник в течение отчетного квартала перемещен из одного структурного подразделения в другое, переведен на другую постоянную должность или работу у того же работодателя, назначен на новую должность, то он отражается в приложении Д5 к Налоговому расчету за этот квартал с отражением даты начала работы на новой должности (информация о работе на предыдущей должности не указывается).
Например, если работник переведен с должности «техник-электрик» на должность «техник электросвязи» с 21 марта 2022 года, то он отражается в приложении Д5 к Налоговому расчету за I квартал 2022 года в одной строке, при этом указываются, в частности:
— в графе «дата початку» реквизита 10 «Період трудових … відносин …» — 21.03.2022 (первый день работы на новой должности);
— в реквизите 12 «Переведено, призначено на іншу посаду або роботу, переміщено до іншого підрозділу (1 – так, 0 – ні)» — 1;
— в реквизитах 13 «Професійна назва роботи» и 15 «Посада» — «технік електрозв’язку»;
— в реквизите 14 «Код класифікатора професій» — 4211;
— в реквизите 16 «Документ-підстава про … переведення на іншу посаду …» — «наказ № 40 від 17.03.2022»;
— в реквизитах 17–20 — прочерк.
Учетное и среднеучетное количество штатных работников
Заполнение строк 101 «Середньооблікова кількість штатних працівників за звітний період» и 104 «Облікова кількість штатних працівників» заглавной части Налогового расчета осуществляется с учетом норм Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 28.09.2006 № 286 (далее — Инструкция № 286).
В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции № 286 в учетное количество штатных работников включаются все наемные работники, заключившие в письменном виде трудовой договор (контракт) и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также собственники предприятия, если, кроме дохода, они получали заработную плату на этом предприятии.
В учетном количестве штатных работников за каждый календарный день учитываются лица, которые фактически работали, а также отсутствовали на работе по каким-либо причинам, то есть все работники, находящиеся в трудовых отношениях, независимо от вида трудового договора (п. 2.3 Инструкции № 286). К ним относятся и мобилизованные работники.
Не включаются в учетное количество штатных работников работники, принятые на работу по совместительству с других предприятий (внешние совместители). Работник, получающий на одном предприятии две, полторы ставки, то есть оформленный по совместительству на том же предприятии, где и основное место работы (внутреннее совместительство), или меньше одной ставки, в учетном количестве штатных работников учитывается как одно физическое лицо (пп. 2.6.1 п. 2.6 Инструкции № 286).
Таким образом, в показатель строки 104 «Облікова кількість штатних працівників» заглавной части Налогового расчета не включаются внешние совместители, а внутренний совместитель учитывается как одно физическое лицо. Работники, которые весь месяц находятся в отпуске независимо от вида, включаются в показатель строки 104 «Облікова кількість штатних працівників». Но, по нашему мнению, в этот показатель не включаются работники, с которыми приостановлен трудовой договор.
Согласно подпункту 3.2.2 Инструкции № 286 при исчислении среднеучетного количества штатных работников учетного состава учитываются все категории работников учетного состава, указанные в пунктах 2.4, 2.5 Инструкции № 286 (т. е. учитываются все категории работников, включаемых в учетное количество штатных работников), кроме работников, находящихся в отпусках в связи с беременностью и родами или по уходу за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, включая тех, кто усыновил новорожденного ребенка непосредственно из роддома (пп. 2.5.8 – 2.5.9 п. 2.5 Инструкции № 286).
Следовательно, работники, которые весь месяц находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста на основании медицинского заключения, отпуске в связи с беременностью и родами, отпуске в связи с усыновлением ребенка, не включаются в показатель строки 101 «Середньооблікова кількість штатних працівників за звітний період».
Работники, которые весь месяц находятся в отпусках без сохранения заработной платы, предусмотренных статьями 25 и 26 Закона об отпусках и другими нормативно-правовыми актами (кроме отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста на основании медицинского заключения), включаются в показатель строки 101 «Середньооблікова кількість штатних працівників за звітний період».
Строка 105 «Кількість застрахованих осіб у звітному періоді, яким нараховано заробітну плату (крім осіб, яким у звітному періоді нараховано грошове забезпечення)» (далее — строка 105) заглавной части Налогового расчета включает количество работников, информация по которым отражена в приложении Д1 к Налоговому расчету.
Однако, в строку 105 не включаются работники или другие физические лица, по которым в связи с отпуском без сохранения заработной платы, пребыванием полный месяц на больничном, который будет оплачен в следующем месяце, или отсутствием дохода (поскольку отпускные были начислены в предыдущем месяце) ) в приложении Д1 указывается только количество дней.