Увольнение в случае наличия у работника конфликта интересов (п. 4-1 ст. 41 КЗоТ)
В соответствии с пунктом 4-1 части первой статьи 41 КЗоТ трудовой договор по инициативе собственника или уполномоченного им органа (далее — работодатель) может быть расторгнут в случае наличия у работника реального или потенциального конфликта интересов, который имеет постоянный характер и не может быть урегулирован другим способом, предусмотренным Законом Украины «О предотвращении коррупции» (далее — увольнение по п. 4-1 ст. 41 КЗоТ).
Вышеприведенной нормой часть первая статьи 41 КЗоТ дополнена с 20.03.2020 г. Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О предотвращении коррупции»» от 04.03.2020 г. № 524-IX (далее — Закон № 524).
Кроме внесения изменений в КЗоТ, Законом № 524 с 20.03.2020 г. внесены изменения в Закон Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII (далее — Закон № 1700) и в более полусотни других законодательных актов, целью которых является усиление борьбы с коррупцией.
Лица, подлежащие увольнению по п. 4-1 ст. 41 КЗоТ
Увольнение по п. 4-1 ст. 41 КЗоТ касается лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и приравненных к ним лиц, перечень которых приведен в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона № 1700 (перечень таких лиц см. выше в теме «Увольнение работника во избежание его пребывания в прямом подчинении у близкого лица (п. 4 ст. 41 КЗоТ)»). Если у лица (работника) указанной категории возникает реальный или потенциальный конфликт интересов, который имеет постоянный характер и не может быть урегулирован другим способом, предусмотренным Законом № 1700, то такое лицо подлежит увольнению по п. 4-1 ст. 41 КЗоТ.
Согласно статье 1 Закона № 1700 потенциальный конфликт интересов — это наличие у лица частного интереса в сфере, в которой оно выполняет свои служебные или представительские полномочия, что может повлиять на объективность или беспристрастность принятия им решений, либо на совершение или несовершение действий при выполнении указанных полномочий.
Реальный конфликт интересов — это противоречие между частным интересом лица и его служебными или представительскими полномочиями, что влияет на объективность или беспристрастность принятия решений, или на совершение или несовершение действий при выполнении указанных полномочий.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов в деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и приравненных к ним лиц, а также предоставление разъяснений, методической и консультационной помощи по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности указанных лиц возложено на Национальное агентство по предотвращению коррупции (далее — НАПК) (п. 6, 15 ч. 1 ст. 11 Закона № 1700).
НАПК имеет право вносить предписания о нарушении требований законодательства относительно предотвращения и урегулирования конфликта интересов, получать от лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, их должностных лиц, граждан и их объединений письменные объяснения по поводу предотвращения и урегулирования конфликта интересов (п. 8, 9 ч. 1 ст. 12 Закона № 1700).
В случаях выявления нарушения требований Закона № 1700 относительно предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и приравненных к ним лиц, НАПК вносит руководителю соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации предписание об устранении нарушений законодательства, проведении служебного расследования, привлечении виновного лица к установленной законом ответственности (ч. 2 ст. 12 Закона № 1700).
В целях организации и осуществления мероприятий по предупреждению и выявлению коррупции, предусмотренных Законом № 1700, образуются (определяются) уполномоченные подразделения (уполномоченные лица) по вопросам предотвращения и выявления коррупции в аппаратах всех государственных органов, на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к сфере управления государственного органа (кроме юридических лиц, у которых в соответствии с Законом № 1700 утверждаются антикоррупционные программы). Одной из задач уполномоченных подразделений (уполномоченного лица) является осуществление мероприятий по выявлению конфликта интересов, содействие его урегулированию, информирование руководителя соответствующего органа и НАПК об обнаружении конфликта интересов и мерах, принятых для его урегулирования (ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 13-1 Закона № 1700).
Кроме того, общественные объединения, их члены или уполномоченные представители, а также отдельные граждане в деятельности по предотвращению коррупции имеют право сообщать о выявленных фактах совершения коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, реальном, потенциальном конфликте интересов специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции, НАПК, руководству или другим представителям органа, предприятия, учреждения или организации, в которых были совершены эти правонарушения или у работников которых имеется конфликт интересов.
Виды и порядок проведения мероприятий, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов, изложены в разделе V (статьи 28 – 36) Закона № 1700.
Так, лица, указанные в пунктах 1, 2 части 1 статьи 3 Закона № 1700 (т. е. лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, и приравненные к ним лица), обязаны, в частности, уведомлять не позднее следующего рабочего дня с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии у него реального или потенциального конфликта интересов непосредственного руководителя, а в случае пребывания лица на должности, которая не предполагает наличия у него непосредственного руководителя, или в коллегиальном органе — соответственно НАПК или другой определенный законом орган либо коллегиальный орган, при выполнении полномочий в котором возник конфликт интересов (п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона № 1700).
Особенности и документальное оформление увольнения
Непосредственный руководитель лица или руководитель органа, к полномочиям которого относится увольнение/инициирование увольнения с должности, в течение 2 рабочих дней после получения уведомления о наличии у подчиненного ему лица реального или потенциального конфликта интересов принимает решение по урегулированию конфликта интересов, о чем уведомляет соответствующее лицо, а также обязан принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов такого лица (ч. 3, 4 ст. 28 Закона № 1700).
Согласно статье 29 Закона № 1700 внешнее урегулирование конфликта интересов осуществляется путем:
1) отстранения лица от выполнения задания, совершения действий, принятия решения или участия в его принятии в условиях реального или потенциального конфликта интересов;
2) применения внешнего контроля за выполнением лицом соответствующего задания, совершением им определенных действий или принятием решений;
3) ограничения доступа лица к определенной информации;
4) пересмотра объема служебных полномочий лица;
5) перевода лица на другую должность;
6) увольнения лица.
Если первые пять из вышеперечисленных мер не могут урегулировать реальный или потенциальный конфликт интересов у лица (работника), при этом такое лицо не может (не хочет) самостоятельно принять меры по его урегулированию путем лишения соответствующего частного интереса с предоставлением подтверждающих это документов непосредственному руководителю или руководителю органа, к полномочиям которого относится увольнение/инициирование увольнения с должности (лишение частного интереса должно исключать любую возможность его сокрытия), то такое лицо (работник) подлежит увольнению по п. 4-1 ст. 41 КЗоТ.
Увольнение лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, приравненного к нему лица с занимаемой должности в связи с наличием конфликта интересов осуществляется в случае, если реальный или потенциальный конфликт интересов в его деятельности имеет постоянный характер и не может быть урегулирован другим способом, в том числе из-за отсутствия согласия лица на перевод или на лишение частного интереса (ч. 2 ст. 34 Закона № 1700).
Для увольнения по п. 4-1 ст. 41 КЗоТ не обязательно, чтобы сотрудник подавал заявление об увольнении — достаточно издания руководителем госоргана (предприятия) приказа об увольнении сотрудника по указанному основанию. При этом законодательством не предусмотрено получение согласия профсоюзного органа предприятия на увольнение работника по п. 4-1 ст. 41 КЗоТ.
В трудовую книжку увольняемого работника вносится запись: «Уволен в связи с наличием конфликта интересов, который имеет постоянный характер и не может быть урегулирован другим способом, предусмотренным Законом Украины «О предотвращении коррупции», п. 41 ст. 41 КЗоТ Украины».
Поскольку увольнение по п. 4-1 ст. 41 КЗоТ осуществляется по инициативе работодателя, нельзя уволить работника по этому основанию в период его временной нетрудоспособности, а также в период пребывания в отпуске (ч. третья ст. 41, ч. третья ст. 40 КЗоТ). По этой же причине по п. 4-1 ст. 41 КЗоТ нельзя уволить без обязательного последующего трудоустройства лиц, указанных в части третьей статьи 184 КЗоТ и статье 186-1 КЗоТ.
Как и при увольнении по другим основаниям, в случае увольнения работника по п. 4-1 ст. 41 КЗоТ окончательный расчет с ним осуществляется в день увольнения.