Карантин на территории Украины продлен до 30 июня 2021 года
24 апреля 2021 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в некоторые акты Кабинета Министров Украины» от 21.04.2021 г. № 405. Этим документом внесены изменения, в частности, в постановление Кабинета Министров Украины «Об установлении карантина и введении ограничительных противоэпидемических мероприятий с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» от 09.12.2020 г. № 1236 (далее — Постановление № 1236). В пункте 1 Постановления № 1236 карантин продлен до 30 июня 2021 года (ранее карантин был установлен до 30 апреля 2021 года).
Как и раньше, в пункте 2 Постановления № 1236 установлено, что в зависимости от эпидемической ситуации на территории Украины в целом или на территории областей, г. Киева устанавливается «зеленый», «желтый», «оранжевый» или «красный» уровень эпидемической опасности распространения COVID-19.
«Желтый» и «оранжевый» уровни эпидемической опасности устанавливаются решением региональных комиссий по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций. «Красный» уровень эпидемической опасности устанавливается и отменяется решением Государственной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций по инициативе Министра здравоохранения (п. 3-4 Постановления № 1236).
Перечень ограничений для территорий с «желтым», «оранжевым» и «красным» уровнями эпидемической опасности приведен в пунктах 3 – 3.5 Постановления № 1236.
В связи с продлением карантина до 30 июня 2021 года до этой даты (последний календарный день месяца включительно, в котором завершается действие карантина) продлено действие моратория на:
— проведение плановых мероприятий государственного надзора (контроля) органами государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, кроме государственного надзора (контроля) за деятельностью субъектов хозяйствования, которые в соответствии с утвержденными Кабинетом Министров Украины критериями оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности отнесены к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска (п. 3 р. II «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки плательщиков налогов на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 533-IX). Напомним, что критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства в сфере труда и занятости населения, утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 20.05.2020 г. № 383;
— проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты единого социального взноса (далее — ЕСВ), наложение штрафных санкций и пени за несвоевременную уплату ЕСВ, неполную (несвоевременную) уплату ЕСВ, которая должна осуществляться одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕСВ, за несвоевременное представление Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее — Налоговый расчет) (п.п. 9-11.1, 9-11.2, 9-12 р. VIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI);
— проведение документальных и фактических налоговых проверок (кроме документальных внеплановых налоговых проверок, которые проводятся на обращение плательщика налогов или по основаниям, определенным подпунктами 78.1.7 и 78.1.8 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), и фактических проверок в части нарушения требований законодательства в сфере обращения топлива, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий), наложение штрафных санкций и пени за нарушение налогового законодательства (включая несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц и военного сбора, несвоевременное представление Налогового расчета), кроме санкций за: нарушение требований к договорам долгосрочного страхования жизни или договорам страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения (в частности страхования дополнительной пенсии); отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа; нарушение требований законодательства в сфере обращения топлива, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий; нарушение начисления, декларирования и уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога, рентной платы (п.п. 52-1, 52-2 подр. 10 р. XX «Переходные положения» НКУ).
Обращаем внимание, что пунктом 4 раздела II «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» от 17.09.2020 г. № 909-IX определено, что в период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, предоставить право Кабинету Министров Украины сокращать срок действия ограничений, запретов, льгот и гарантий, установленных соответствующими законами Украины, принятыми с целью предотвращения возникновения и распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, кроме случаев, когда указанное может привести к ограничению конституционных прав или свобод лица.
Во исполнение вышеприведенной нормы Кабинет Министров Украины принял постановление «О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок» от 03.02.2021 г. № 89. Этим документом предусмотрено сократить срок действия ограничений, установленных пунктом 52-2 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок, разрешив проведение, в частности, временно остановленных документальных и фактических проверок, которые были начаты до 18.03.2020 г. и не были завершены, а также ряда других видов проверок юридических лиц, но эти разрешенные проверки не касаются работодателей (не касаются правильности начисления и уплаты ЕСВ, налога на доходы физических лиц и военного сбора, представления Налогового расчета).