Урегулированы некоторые вопросы проведения проверок субъектов хозяйствования
27 апреля 2021 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предупреждения чрезмерного давления на субъектов хозяйствования» от 04.03.2021 г. № 1320-IX (далее — Закон № 1320). Этим Законом в несколько законодательных актов внесены изменения, которыми урегулированы некоторые вопросы проведения проверок субъектов хозяйствования.
В частности, в Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ) внесены изменения, которыми уточняются органы, имеющие право проводить проверки работодателей. Так, в часть вторую статьи 259 КЗоТ внесено дополнение, согласно которому органы местного самоуправления осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде только на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин.
Небольшое дополнение внесено в часть первую статьи 259 КЗоТ, которой теперь установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, физическими лицами – предпринимателями, использующими наемный труд (далее — ФЛП), осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труд, и его территориальные органы в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Таким образом, с 27.04.2021 г. органы местного самоуправления (далее — ОМС) имеют право осуществлять контроль (проверки) за соблюдением законодательства о труде только на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин. Контроль за соблюдением законодательства о труде на всех предприятиях, в учреждениях и организациях имеют право осуществлять Государственная служба Украины по вопросам труда (далее — Гоструда) и ее территориальные органы.
Также из Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280) исключены нормы, разрешавшие ОМС проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, не находящихся в коммунальной собственности, и налагать штрафы за нарушение законодательства о труде и занятости населения. Теперь к полномочиям исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин относится, в частности, осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в коммунальной собственности соответствующей территориальной общины (ч. 2 ст. 17, ч. 3 ст. 18, ч. 3 ст. 34 Закона № 280).
ОМС могут выступать с инициативой относительно осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые не находятся в коммунальной собственности, а также в отношении ФЛП путем предоставления должностными лицами ОМС соответствующего обращения по вопросам осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти (ч. 3 ст. 18 Закона № 280). Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов могут обращаться в Гоструда или ее территориальный орган о нарушении субъектом хозяйствования законодательства о труде и занятости населения (пп. 5 п. «а» ч. 1 ст. 34 Закона № 280).
Законом № 1320 внесены также изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП). Так, согласно обновленной статье 188-6 КоАП невыполнение законных требований должностных лиц Гоструда или ее территориальных органов по устранению нарушений законодательства о труде, занятости населения и общеобязательном государственном социальном страховании или недопущение должностных лиц этих органов к осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля), основания для которых определены законом, — влекут наложение штрафа на должностных лиц от 50 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (т. е. от 850 до 1700 грн.). Дела об указанных административных правонарушениях рассматривает Гоструда (ст. 230-1 КоАП).
Из пункта 1 части первой статьи 255 КоАП исключена норма, которая устанавливала, что по делам об административных правонарушениях, которые рассматриваются органами, указанными в статье 221 КоАП (т. е. судьями районных, районных в городе, городских или городских районных судов), протоколы о правонарушениях, указанных в части первой – четвертой статьи 41 КоАП (т. е. о нарушениях должностными лицами работодателей законодательства о труде), имеют право составлять должностные лица, уполномоченные на это исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов.
Таким образом, теперь протоколы о правонарушениях, указанных в части первой – четвертой статьи 41 КоАП (т. е. о нарушениях должностными лицами работодателей законодательства о труде) имеют право составлять только должностные лица Гоструда.
Часть 1 статьи 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон № 877) дополнена новым абзацем десятым, согласно которому основаниями для проведения внеплановых мероприятий являются обращения должностных лиц ОМС о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства в случаях, когда право на подачу такого обращения предусмотрено законом.
Одновременно абзац двенадцатый части 1 статьи 6 Закона № 877 дополнен нормой, в соответствии с которой должностные лица ОМС, которые подали безосновательное обращение о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства, несут ответственность, предусмотренную законом.
Статья 11 Закона № 877 дополнена новым абзацем третьим, которым установлено, что субъект хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля) обязан не создавать препятствия органам государственного надзора (контроля) или их должностным лицам при осуществлении ими мероприятий государственного надзора (контроля) при условии, что указанные мероприятия осуществляются такими лицами в соответствии с требованиями закона.
Одновременно часть 6 статьи 7 Закона № 877 дополнена новым абзацем девятым, согласно которому в случае создания субъектом хозяйствования препятствий органу государственного надзора (контроля) или его должностным лицам при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля) в акте обязательно указывается описание действий или бездействия, которые привели к созданию таких препятствий, со ссылкой на соответствующие нормы закона.