Індикатор надійності

Підказка: Пароль повинен мати щонайменше 12 символів. Щоб зробити його сильнішим, використовуйте великі та маленькі букви, цифри, та спеціальні символи.

Кабмин внес изменения в Порядок исчисления средней заработной платы

12 декабря 2020 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 8 февраля 1995 г. № 100» от 09.12.2020 г. № 1213 (далее — Постановление № 1213). Этим документом внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка исчисления средней заработной платы» от 08.02.95 г. № 100 (далее — Постановление № 100), которым утвержден Порядок исчисления средней заработной платы (далее — Порядок № 100).

Основными новшествами Постановления № 100 и Порядка № 100, которые применяются при исчислении средней заработной платы за периоды (события), начиная с 12.12.2020 г., являются:

1. Расширен круг лиц, на которых распространяется действие Постановления № 100. Так, в пункте 2 Постановления № 100 уточнено, что действие этого документа распространяется на предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, а также на физических лиц – предпринимателей и физических лиц, которые в пределах трудовых отношений используют труд наемных работников.

2. В пункте 1 Порядка № 100 уточнены и добавлены случаи, при которых средняя заработная плата исчисляется в соответствии с этим Порядком.

Так, в подпункте «а» пункта 1 Порядка № 100 указано, что этот Порядок применяется в случае предоставления работникам всех видов отпусков, предусмотренных законодательством (кроме отпуска в связи с беременностью и родами) или выплаты им компенсации за неиспользованные отпуска.

Подпункты «ж» и «з» пункта 1 Порядка № 100 изложены в новой редакции, в результате чего этот Порядок применяется в случаях:

ж) служебных командировок (кроме служебных командировок государственных служащих);

з) вынужденного прогула и за время задержки исполнения решения суда.

3. В новой редакции изложен пункт 2 Порядка № 100, в котором, как и ранее, указаны периоды, в которых исчисляется средняя заработная плата, т. е. расчетные периоды для начисления различных «среднезарплатных» выплат.

К новшествам пункта 2 Порядка № 100 относятся следующие:

а) абзац второй дополнен новой нормой (вторым предложением), которая устанавливает порядок определения расчетного периода при исчислении средней заработной платы для начисления отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск, если работник принят на работу не с первого календарного дня месяца:

«Если работник принят (оформлен) на работу не с первого числа месяца, однако дата принятия на работу является первым рабочим днем месяца, то этот месяц учитывается в расчетном периоде как полный месяц».

На практике вышеприведенная норма применялась и раньше (согласно разъяснениям Минсоцполитики), но теперь она отражена в Порядке № 100.

б) из абзаца третьего исключена норма (второе предложение), согласно которой при исчислении средней заработной платы исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы работникам, которые проработали на предприятии менее 2 календарных месяцев, средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время.

Следовательно, отныне при расчете средней заработной платы вышеуказанным работникам применяются нормы абзаца третьего пункта 2 Порядка № 100, который теперь включает только одно предложение, и абзаца первого пункта 8 Порядка № 100, то есть фактически расчетным периодом является отработанное время в течение последних 2 календарных месяцев. Например, если работник принят на работу 9 ноября 2020 года, а 21 декабря он проходил медосмотр, то расчетный период для начисления средней заработной платы за день медосмотра включает отработанный период с 9 по 30 ноября.

Если же работник принят на работу, отработал в этом месяце несколько рабочих дней и в этом же месяце произошел случай (событие), при котором за ним сохраняется средняя заработная плата, исчисляемая за последние 2 месяца работы (например, работник принят на работу 7 декабря 2020 года, а уже с 14 декабря 2020 года его направляют в командировку), то средняя заработная плата исчисляется согласно абзацу третьему пункта 4 Порядка № 100, а именно исходя из установленных ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада.

в) из абзаца четвертого исключена норма (второе предложение), которая имела «отсылочный» характер и фактически указывала на то, что если в течение последних 4 (2 + 2) календарных месяцев работник не отработал ни одного рабочего дня, средняя заработная плата исчисляется в соответствии с последним абзацем пункта 4 Порядка № 100.

Вместо указанной исключенной нормы в пункте 2 Порядка № 100 появился новый абзац седьмой, согласно которому если у работника отсутствует расчетный период, то средняя заработная плата исчисляется в соответствии с абзацами третьим – пятым пункта 4 этого Порядка.

г) абзац шестой теперь имеет следующую редакцию: «Время, в течение которого работник в соответствии с законодательством не работал и за ним не сохранялся заработок или сохранялся частично, исключается из расчетного периода».

Напомним, что раньше в абзаце шестом говорилось об исключении из расчетного периода времени, в течение которого работники в соответствии с действующим законодательством и по другим уважительным причинам не работали и за ними не сохранялся заработок или сохранялся частично.

д) пункт 2 Порядка № 100 теперь не содержит норм, содержавшихся в абзацах седьмом–восьмом своего предшественника, которые указывали на необходимость исключения из расчетного периода периодов до изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работникам органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с актами законодательства (эта норма касалась бюджетников).

4. В новой редакции изложен пункт 3 Порядка № 100, который по-прежнему определяет, какие выплаты учитываются при исчислении средней заработной платы, а также разъясняет механизм учета отдельных выплат.

Новшествами пункта 3 Порядка № 100 являются следующие:

а) абзац первый указанного пункта стал намного короче и теперь устанавливает, что при исчислении средней заработной платы учитываются все суммы начисленной заработной платы в соответствии с законодательством и условиями трудового договора, кроме определенных в пункте 4 этого Порядка.

б) абзац второй пункта 3 Порядка № 100 отныне имеет следующую редакцию: «Суммы начисленной заработной платы учитываются в том месяце, за который они начислены, и в размерах, в которых они начислены, без исключения сумм отчисления на налоги, взыскание алиментов и т. п., за исключением отчислений из заработной платы лиц, осужденных по приговору суда к исправительным работам без лишения свободы».

Таким образом, если, например, производственная премия начисляется работнику за отчетный месяц в следующем месяце согласно «зарплатной» ведомости, то для целей исчисления средней заработной платы такая премия относится не к следующему месяцу, а к месяцу, за который она начислена (к отчетному месяцу).

Вышеизложенный подход применяется и в случае исправления ошибок, допущенных в начислении заработной платы в предыдущих периодах (месяцах). Так, если исправляется ошибка в виде занижения (неначисления) заработной платы в предыдущем месяце, и в текущем месяце доначисляется заработная плата за предыдущий месяц, то такая доначисленная заработная плата для целей исчисления средней заработной платы относится не к текущему месяцу, а к месяцу, за который она начислена (в котором была занижена заработная плата).

Такой подход добавит работы бухгалтерам, поскольку в случае доначисления заработной платы за предыдущий месяц придется пересчитывать уже начисленные работникам «среднезарплатные» выплаты, если в расчетный период попадает такой предыдущий месяц (за который доначисляется заработная плата).

в) абзац третий пункта 3 Порядка № 100 изложен в следующей новой редакции: «Премии и другие выплаты, которые выплачиваются за два месяца или более продолжительный период, при исчислении средней заработной платы включаются путем прибавления к заработку каждого месяца расчетного периода части, соответствующей количеству отработанных рабочих дней периода (месяца), за который такие премии и другие выплаты начислены. Такая часть определяется делением суммы начисленных премий и других выплат на количество отработанных рабочих дней периода, за который они начислены, и умножением на количество отработанных рабочих дней каждого месяца, который относится к расчетному периоду для исчисления средней заработной платы».

Из вышеприведенной нормы следует, что если работнику в январе 2021 года начислена премия в сумме 6000 грн. за IV квартал 2020 года, который включает 3 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь), при этом работник в октябре отработал 14 рабочих дней, в ноябре — 18 рабочих дней, в декабре — 22 рабочих дня, а всего в IV квартале отработал 54 (14 + 18 + 22) рабочих дня, то квартальная премия распределяется между месяцами IV квартала следующим образом: к октябрю относится сумма 1555,56 грн. (6000 грн. : 54 отраб. д. х 14 отраб. д.), к ноябрю — 2000 грн. (6000 грн. : 54 отраб. д. х 18 отраб. д.), к декабрю — 2444,44 грн. (6000 грн. : 54 отраб. д. х 22 отраб. д.).

В этой ситуации если работник в январе 2021 года будет привлечен к выполнению государственных обязанностей, то при исчислении средней заработной платы в расчетном периоде (ноябрь – декабрь) будет учтена только часть премии за IV квартал, которая приходится на 2 месяца расчетного периода ноябрь и декабрь, т. е. в сумме 4444,44 грн. (2000 + 2444,44).

Обращаем внимание, что пункт 3 Порядка № 100 уже не содержит отдельной нормы, определяющей механизм учета одноразового вознаграждения по итогам работы за год и за выслугу лет (раньше такой механизм был изложен в абзаце втором пункта 3 Порядка № 100), поэтому для учета указанных вознаграждений применяется вышеизложенный механизм, приведенный в абзаце третьем пункта 3 Порядка № 100.

Например, если работнику предоставляется ежегодный отпуск с 21 декабря 2020 года, а в расчетном периоде (декабрь 2019 года – ноябрь 2020 года) ему в марте 2020 года было начислено годовое вознаграждение за 2019 год в сумме 10 000 грн., то такое годовое вознаграждение необходимо распределить по месяцам 2019 года пропорционально отработанным дням в таких месяцах и включить в выплаты расчетного периода часть годового вознаграждения, приходящуюся на декабрь 2019 года, поскольку только этот месяц 2019 года включается в расчетный период.

5. Внесены изменения в пункт 4 Порядка № 100, который, как и ранее, определяет, какие выплаты не учитываются при исчислении средней заработной платы, а также разъясняет механизм расчета средней заработной платы в отдельных случаях.

Новшествами пункта 4 Порядка № 100 являются следующие:

а) увеличился перечень выплат, которые не учитываются при исчислении средней заработной платы. В него добавлены следующие выплаты:

– премии по результатам ежегодной оценки служебной деятельности (пп. «г»);

– заработная плата, начисленная за время работы в избирательных комиссиях, комиссиях всеукраинского референдума (пп. «м»);

– вознаграждения государственным исполнителям (пп. «н»).

б) в абзаце третьем пункта 4 Порядка № 100 определено, что если в расчетном периоде у работника не было заработной платы, расчеты проводятся из установленных ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада.

в) принципиально новой является норма, приведенная в абзаце четвертом пункта 4 Порядка № 100: «Если размер должностного оклада является меньше предусмотренного законодательством размера минимальной заработной платы, средняя заработная плата рассчитывается из установленного размера минимальной заработной платы на время расчета. В случае заключения трудового договора на условиях неполного рабочего времени, расчет осуществляется из размера минимальной заработной платы, исчисленного пропорционально условиям заключенного трудового договора».

Вышеизложенная норма касается только случаев, указанных в абзаце третьем пункта 4 Порядка № 100, т. е. когда в расчетном периоде у работника не было заработной платы, и расчет средней заработной платы осуществляется исходя из установленной ему тарифной ставки (должностного оклада).

Для лиц, работающих на условиях неполного рабочего времени, минимальная заработная плата для расчета средней заработной платы определяется в том же порядке, что и минимальная заработная плата к начислению при работе на условиях неполного рабочего времени, а также при невыполнении работником в полном объеме месячной (часовой) нормы труда, а именно пропорционально выполненной норме труда (ч. пятая ст. 3-1 Закона Украины «Об оплате труда» от  24.03.95 г. № 108/95-ВР).

Например, если работник работает на условиях неполной рабочей недели — 3 рабочих дня в неделю (понедельник, среда, пятница) при 5-дневной рабочей неделе на предприятии, при этом оклад по его полной должности составляет 4500 грн., то в декабре 2020 года, в котором у работника по индивидуальному графику работы 12 рабочих дней, а на предприятии — 22 рабочих дня, заработная плата за отработанное рабочее время составляет:

4500 грн. : 22 р. д. х 12 отраб. д. = 2454,55 грн.

Рассчитаем «пропорциональную» минимальную заработную плату работника в декабре 2020 года при выполнении индивидуальной нормы труда в этом месяце:

5000 грн. : 22 р. д. х 12 отраб. д. = 2727,27 грн.

Именно эта «пропорциональная» минимальная заработная плата используется для расчета средней заработной платы в декабре 2020 года, если у «неполника» не было заработной платы в расчетном периоде.

г) в случаях, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 4 Порядка № 100, расчет средней заработной платы необходимо осуществлять в соответствии с новым абзацем пятым пункта 4 Порядка № 100, согласно которому если средняя заработная плата исчисляется исходя из должностного оклада или минимальной заработной платы, то ее начисление осуществляется путем умножения должностного оклада или минимальной заработной платы на количество месяцев расчетного периода.

Рассмотрим применение вышеприведенной нормы на конкретных примерах.

Пример 1. У работницы 14 декабря 2020 года закончился отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, и с 15 декабря ей предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 14 календарных дней, при этом в течение последних 12 месяцев женщина не работала (находилась в «детском» отпуске), а ее оклад в декабре 2020 года составляет 4800 грн., что меньше минимальной заработной платы в этом месяце (5000 грн.), то условная заработная плата расчетного периода, включающего в общем случае при начислении отпускных 12 месяцев, определяется путем умножения минимальной заработной платы на 12 месяцев:

5000 грн. х 12 мес. = 60 000 грн.

Среднедневная заработная плата:

60 000 грн. : (366 к. д. – 11 празд. д.) = 169,01 грн.

Сумма отпускных:

169,01 грн. х 14 к. д. отпуска = 2366,14 грн.

Пример 2. Работника призывают на срочную военную службу с 17 декабря 2020 года, поэтому за ним сохраняется средний заработок за весь период такой службы до окончания особого периода или до демобилизации (ч. третья ст. 119 КЗоТ). Оклад работника в декабре 2020 года составляет 4000 грн., что меньше минимальной заработной платы в этом месяце (5000 грн.). В течение последних 2 календарных месяцев (октябрь – ноябрь) и предшествующих им 2 месяцев (август – сентябрь) работник находился в отпуске без сохранения заработной платы на период карантина, поэтому в указанном периоде не имеет отработанных рабочих дней и начисленной заработной платы. Условная заработная плата расчетного периода, включающего 2 календарных месяца, определяется путем умножения минимальной заработной платы на 2 месяца:

5000 грн. х 2 мес. = 10 000 грн.

Количество рабочих дней в расчетном периоде (октябрь – ноябрь) по графику работы предприятия (работника):

21 р. д. (октябрь) + 21 р. д. (ноябрь) = 42 р. д.

Среднедневная заработная плата:

10 000 грн. : 42 р. д. = 238,10 грн.

Средний заработок работника за период прохождения военной службы с 17 по 31 декабря, включающий 10 рабочих дней по графику работы работника:

238,10 грн. х 10 р. д. = 2381 грн.

д) в абзаце шестом пункта 4 Порядка № 100 приведена модернизированная норма бывшего абзаца четвертого пункта 4 Порядка № 100. Обновленная норма, которая касается работников-военнослужащих, имеет такую редакцию: «Работникам, которые были уволены в запас с военной службы и повторно призваны (приняты) на военную службу во время действия особого периода, исчисление средней заработной платы осуществляется с учетом положений этого Порядка. Если рассчитанная в установленном порядке средняя заработная плата ниже средней заработной платы, которая сохранялась за работником в течение предыдущего периода военной службы, для расчета применяется средняя заработная плата, которая сохранялась за работником в течение предыдущего периода военной службы».

Вышеприведенная норма на практике применялась и раньше (согласно разъяснениям Минсоцполитики и Минэкономики), но теперь она отражена в Порядке № 100.

6. Пункт 8 Порядка № 100 дополнен новым абзацем вторым, согласно которому при исчислении средней заработной платы за 2 месяца исходя из должностного оклада или минимальной заработной платы, среднедневная заработная плата определяется путем деления суммы, рассчитанной в соответствии с абзацем пятым пункта 4 этого Порядка, на число рабочих дней за последние 2 календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором происходит событие, с которым связана соответствующая выплата, согласно графику предприятия, учреждения, организации (определение среднедневной заработной платы согласно этой норме показано выше в примере).

7. Последним новшеством является исключение пункта 10 Порядка № 100, которым был установлен порядок проведения корректировки заработной платы расчетного периода и среднего заработка, если повышались тарифные ставки (должностные оклады) в расчетном периоде и месяце сохранения заработной платы.

Таким образом, бухгалтеров избавили от головной боли в виде проведения корректировки заработной платы расчетного периода (текущего среднего заработка), хотя размер «среднезарплатных» выплат работникам будет меньше.

В то же время следует помнить, что хозрасчетные предприятия самостоятельно в коллективном договоре устанавливают условия введения компенсационных и прочих выплат работникам (ст. 97 КЗоТ). Коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством гарантии (ст. 13 КЗоТ). Следовательно, несмотря на отмену пункта 10 Порядка № 100, предприятия могут и дальше проводить корректировку заработной платы в случае повышения должностных окладов, отразив механизм проведения такой корректировки в коллективном договоре (Положении об оплате труда).

Если предприятие по собственной инициативе не желает проводить корректировку, то денежные средства, которые были бы выплачены работникам в связи с проведением корректировки, можно направить на выплату работникам производственных премий, которые учитываются при исчислении средней заработной платы.

Обращаем внимание, поскольку изменения в Порядок № 100 внесены с 12.12.2020 г., то с учетом новых норм начисление средней заработной платы должно осуществляться по случаям (событиям), начало которых приходится на эту дату и позднее. Если работнику «среднезарплатная» выплата (например, средняя заработная плата за время отпуска) начислена по событию (отпуску), начавшемуся до 12.12.2020 г., то перерасчет такой выплаты (отпускных) не осуществляется. Если же «среднезарплатная» выплата (например, средний заработок за время командировки) начислена по событию (командировке), начавшемуся 12 декабря 2020 года и позднее, то необходимо сделать перерасчет такой выплаты, если она исчислена без учета новых норм Порядка № 100.

При начислении средней заработной платы по случаям (событиям), начало которых приходится на 12.12.2020 г. и позднее, корректировку заработной платы расчетного периода в случае увеличения в нем тарифных ставок (должностных окладов) или корректировку среднего заработка в случае увеличения с 1 декабря 2020 года тарифных ставок (должностных окладов) проводить не нужно (если иное не установлено локальным документом предприятия).

Если среднедневной (среднечасовой) заработок был откорректирован ранее (до 12 декабря 2020 года), и по нему по состоянию на 12 декабря 2020 года продолжает начисляться средний заработок в случае его сохранения за работником согласно законодательству (например, продолжает начисляться средний заработок работникам-военнослужащим), то перерасчет такого среднедневного (среднечасового) заработка не осуществляется (предыдущие его корректировки не отменяются). Но при следующем увеличении тарифных ставок (должностных окладов), например, с 1 января 2021 года, корректировать среднедневной (среднечасовой) заработок уже не нужно (если иное не установлено локальным документом предприятия).