Індикатор надійності

Підказка: Пароль повинен мати щонайменше 12 символів. Щоб зробити його сильнішим, використовуйте великі та маленькі букви, цифри, та спеціальні символи.

Внесены изменения в ряд законов, направленные на обеспечение дополнительных гарантий, в том числе для работников, на период карантина в связи с распространением коронавируса

2 апреля 2020 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 540-IX (далее — Закон № 540).

Этим Законом внесены изменения в 47 законодательных актов, в том числе в Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ), которые содержат дополнительные гарантии, в том числе для работников, на период карантина в связи с распространением коронавируса.

Изменения, внесенные в КЗоТ, состоят в следующем:

1. Из определения трудового договора, приведенного в статье 21 КЗоТ, исключена норма о том, что работник должен подчиняться внутреннему трудовому распорядку. Это сделано для того, чтобы не было противоречия с новыми нормами статьи 60 КЗоТ, предусматривающими введение для работников гибкого режима рабочего времени и дистанционной (надомной) работы, во время которых работники распределяют рабочее время по своему усмотрению.

2. Часть первая статьи 24 «Заключение трудового договора» КЗоТ дополнена пунктом 6-1, согласно которому соблюдение письменной формы трудового договора является обязательным при заключении трудового договора о дистанционной (надомной) работе.

3. Статья 60 КЗоТ, которая раньше имела название «Деление рабочего дня на части», получила новое название «Гибкий режим рабочего времени» и изложена в новой редакции.

Согласно обновленной статье 60 КЗоТ по согласованию между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом для работника может устанавливаться гибкий режим рабочего времени на определенный срок или бессрочно как при принятии на работу, так и впоследствии.

На время угрозы распространения эпидемии, пандемии и/или на время угрозы военного, техногенного, природного или иного характера условие о дистанционной (надомной) работе и гибкий режим рабочего времени может устанавливаться в приказе (распоряжении) собственника или уполномоченного им органа без обязательного заключения в письменной форме трудового договора о дистанционной (надомной) работе.

Гибкий режим рабочего времени — это форма организации труда, которой допускается установление режима работы, отличающегося от определенного правилами внутреннего трудового распорядка, при условии соблюдения установленной дневной, недельной или на определенный учетный период (две недели, месяц и т. д.) нормы продолжительности рабочего времени.

Гибкий режим рабочего времени может предусматривать:

1) фиксированное время, в течение которого работник обязательно должен присутствовать на рабочем месте и выполнять свои должностные обязанности, при этом может предусматриваться деление рабочего дня на части;

2) изменяемое время, в течение которого работник по своему усмотрению определяет периоды работы в пределах установленной нормы продолжительности рабочего времени;

3) время перерыва для отдыха и питания.

Учет рабочего времени обеспечивается собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом.

Гибкий режим рабочего времени, как правило, не применяется на непрерывно действующих предприятиях, в учреждениях, организациях, при многосменной организации работы, а также в других случаях, обусловленных спецификой деятельности, когда выполнение обязанностей работником требует его присутствия в четко определенные правилами внутреннего трудового распорядка часы работы (торговля, бытовое обслуживание населения, погрузочно-разгрузочные работы, работа транспорта и т. п.) или когда такой режим несовместим с требованиями относительно безопасных условий труда.

В случае производственно-технической необходимости и/или для выполнения неотложных или непредвиденных заданий собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган может временно (на срок до одного месяца в течение календарного года) применять к работникам, которым установлен гибкий режим рабочего времени, общеустановленный на предприятии, в учреждении, организации график работы. При этом нормы части третьей статьи 32 КЗоТ не применяются (т. е. не применяется норма о необходимости предупреждения работника об изменении существенных условий труда не позднее чем за два месяца).

В случае командировки на работника распространяется режим рабочего времени того предприятия (учреждения, организации), на которое (в которую) он командирован.

Применение гибкого режима рабочего времени не влечет за собой изменений в нормировании, оплате труда и не влияет на объем трудовых прав работников.

Дистанционная (надомная) работа — это такая форма организации труда, когда работа выполняется работником по месту его жительства или в другом месте по его выбору, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий, но вне помещения работодателя.

При дистанционной (надомной) работе работники распределяют рабочее время по своему усмотрению, на них не распространяются правила внутреннего трудового распорядка, если иное не предусмотрено в трудовом договоре. При этом общая продолжительность рабочего времени не может превышать норм, предусмотренных статьями 50 и 51 КЗоТ (т. е. не может превышать нормальную продолжительность рабочего времени работников, составляющую не более 40 часов в неделю, или сокращенную продолжительность рабочего времени).

Выполнение дистанционной (надомной) работы не влечет за собой каких-либо ограничений объема трудовых прав работников.

При этом, если работник и работодатель письменно не договорились об ином, дистанционная (надомная) работа предусматривает оплату труда в полном объеме и в сроки, определенные действующим трудовым договором.

Таким образом, теперь не методическими рекомендациями, а на законодательном уровне (статьей 60 КЗоТ) предусмотрена возможность установления работникам гибкого режима рабочего времени и дистанционной (надомной) работы, а также определены трудовые гарантии работников при выполнении такой работы. При этом на период карантина, установленного Кабинетом Министров Украины, дистанционная (надомная) работа и гибкий режим рабочего времени могут быть введены для работников путем издания приказа (распоряжения) руководителя предприятия без заключения письменного трудового договора о дистанционной (надомной) работе.

4. В новой редакции изложена статья 113 «Порядок оплаты времени простоя, а также при освоении нового производства (продукции)» КЗоТ, хотя важное дополнение внесено только в часть первую указанной статьи.

Согласно обновленной части первой статьи 113 КЗоТ время простоя не по вине работника, в том числе на период объявления карантина, установленного Кабинетом Министров Украины, оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

5. КЗоТ дополнен новой главой XIX «Заключительные положения» (эта глава является последней в КЗоТ), которой установлено, что во время действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19), сроки, определенные статьей 233 КЗоТ, продлеваются на срок действия такого карантина.

Напомним, что согласно статье 233 КЗоТ работник может обратиться с заявлением о разрешении трудового спора непосредственно в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Для обращения собственника или уполномоченного им органа в суд по вопросам взыскания с работника материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, устанавливается срок в один год со дня выявления причиненного работником ущерба. Этот же срок применяется и при обращении в суд вышестоящего органа.

Законом № 540 внесены также изменения в раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон о ЕСВ), которыми продлены сроки «поблажек», которые были установлены с 18 марта 2020 года Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки плательщиков налогов на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 533-IX (далее — Закон № 533), о чем мы уже сообщали.

Новшествами Закона о ЕСВ являются следующие:

1. Теперь не только в периоды с 1 по 31 марта и с 1 по 30 апреля 2020 года, но и в период с 1 по 31 мая временно не применяются штрафные санкции, определенные частью 11 статьи 25 Закона о ЕСВ, за следующие нарушения:

– несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) ЕСВ;

– неполная уплата или несвоевременная уплата суммы ЕСВ одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕСВ (авансовые платежи);

– несвоевременное представление отчетности, предусмотренной Законом о ЕСВ, в налоговые органы. При этом абзацы второй и третий пункта 7 части 11 статьи 25 Закона о ЕСВ в отношении такого нарушения, совершенного в периоды с 1 по 31 марта, с 1 по 30 апреля 2020 года и с 1 по 31 мая, не применяются, т. е. не применяется штраф за повторное совершение указанного нарушения плательщиком ЕСВ в течение года (п. 9-11-1 р. VIII Закона о ЕСВ).

2. Теперь не только в периоды с 1 по 31 марта и с 1 по 30 апреля 2020 года, но и в период с 1 по 31 мая плательщикам ЕСВ не начисляется пеня, а начисленная пеня за эти периоды подлежит списанию (п. 9-11-2 р. VIII Закона о ЕСВ).

3. Продлен до 31 мая (ранее был с 18 марта до 18 мая) мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ. Документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены, приостанавливаются до 30 мая 2020 года (п. 9-12 р. VIII Закона о ЕСВ).

4. Закон о ЕСВ дополнен пунктом 9-13, согласно которому временно, на период до 31 мая 2020 года (включительно), приостанавливается установленный Законом о ЕСВ срок рассмотрения жалоб плательщиков ЕСВ, которые поступили/поступят до 31 мая 2020 года и/или которые не рассмотрены по состоянию на 18 марта 2020 года. Такое приостановление не порождает каких-либо последствий, предусмотренных частью четвертой статьи 25 Закона о ЕСВ (т. е. не влечет штрафы за непогашение и несвоевременное погашение недоимки по ЕСВ). Налоговый орган, рассматривающий жалобу плательщика ЕСВ, обязан принять мотивированное решение и направить его плательщику ЕСВ по адресу плательщика ЕСВ по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.

5. Закон о ЕСВ дополнен пунктом 9-14, в соответствии с которым временно, до 31 мая 2020 года (включительно), продлевается срок подачи жалоб плательщиков ЕСВ, срок подачи которых приходится на период с 18 марта по 31 мая 2020 года.

Законом № 540 внесены существенные изменения в Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ), в частности:

1. В пункте 291.4 НКУ увеличены предельные размеры дохода в течение календарного года, позволяющие находиться на упрощенной системе налогообложения:

– для первой группы — с 300 тыс. грн. до 1 млн. грн.;

– для второй группы — с 1,5 млн. грн. до 5 млн. грн.;

– для третьей группы — с 5 млн. грн. до 7 млн. грн.

2. Пунктом 52-2 НКУ установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта по 31 мая 2020 года, кроме документальных внеплановых проверок по основаниям, определенным подпунктом 78.1.8 НКУ, фактических проверок в части нарушения требований законодательства в части учета, лицензирования, производства, хранения и транспортировки горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий; целевого использования горючего и спирта этилового плательщиками налогов; оборудования акцизных складов расходомерами-счетчиками и/или равномерами-счетчиками; осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, топлива, на основаниях, определенных подпунктами 80.2.2, 80.2.3 и 80.2.5 НКУ.

3. НКУ дополнен пунктом 52-8, согласно которому временно, на период до 31 мая 2020 года (включительно), приостанавливается течение сроков, установленных статьей 56 НКУ (в части процедуры административного обжалования), по жалобам плательщиков налогов (кроме жалоб о законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета НДС и/или отрицательного значения НДС), поступивших (которые поступят) до 31 мая 2020 года и/или которые не рассмотрены по состоянию на 18 марта 2020 года. Такое приостановление не порождает каких-либо последствий, предусмотренных статьей 56 НКУ, статьями 52 – 53 НКУ о предоставлении контролирующими органами индивидуальных налоговых консультаций в письменной форме, статьями 73 и 78 НКУ о предоставлении налогоплательщиками ответов на запросы контролирующих органов (кроме запросов контролирующих органов относительно законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета НДС и/или отрицательного значения НДС), поступивших (которые поступят) плательщикам налогов до 31 мая 2020 года. С 1 июня 2020 года течение сроков, которые приостанавливались в соответствии с этим пунктом, продолжается с учетом времени, прошедшего до такого приостановления.

4. Подраздел 1 раздела XX «Переходные положения» НКУ дополнен пунктом 11, которым установлено, что по результатам 2020 года, при реализации права на налоговую скидку в соответствии с положениями статьи 166 НКУ, сумма денежных средств или стоимость лекарственных средств для оказания медицинской помощи больным, дезинфицирующих средств и антисептиков, медицинского оборудования, средств индивидуальной защиты, медицинских изделий для скрининга больных, расходных материалов для оказания медицинской помощи, медицинских изделий, лабораторного оборудования, расходных материалов, реагентов для лабораторных исследований; медицинских изделий, лабораторного оборудования, расходных материалов для инфекционных отделений, патологоанатомических отделений и т. п., средств личной гигиены, продуктов питания и/или товаров по перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины, которые добровольно перечислены (переданы) общественным объединениям и/или благотворительным организациям и/или Минздраву, и/или другим центральным органам исполнительной власти, реализующим государственную политику в сферах санитарного и эпидемического благополучия населения, контроля качества и безопасности лекарственных средств, противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу и другим социально опасным заболеваниям, и/или лицу, уполномоченному на осуществление закупок в сфере здравоохранения, и/или учреждениям здравоохранения государственной и/или коммунальной собственности и/или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций втечение карантина, который введен Кабинетом Министров Украины в порядке, установленном законом, на всей территории Укр аины сцелью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), включается в налоговую скидку в полном объеме без учета ограничений, определенных подпунктом 166.3.2 НКУ.

Законом № 540 внесены изменения в Закон № 533, о нормах которого мы уже сообщали. Так, новшествами, внесенными в пункт 3 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 533 продлен до 30 июня 2020 года (раньше устанавливался до 31 мая 2020 года) запрет на проведение органами государственного надзора (контроля) плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, кроме государственного надзора (контроля):

– за деятельностью субъектов хозяйствования, которые в соответствии с утвержденными Кабинетом Министров Украины критериями оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности отнесены к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска;

– в сфере соблюдения требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен;

– в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

Согласно обновленному пункту 5 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 533 Кабинету Министров Украины поручено, в частности в течение недели со дня вступления в силу этого Закона установить дополнительные, к установленным законодательством, доплаты к заработной плате медицинским и другим работникам, которые непосредственно заняты на работах по ликвидации заболевания среди людей с коронавирусной болезнью (COVID-19), в размере до 300%  заработной платы на период выполнения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19), определенный в решении Кабинета Министров Украины об установлення карантина, до завершения выполнения этих мер.

Законом № 540 раздел V «Заключительные положения» Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» дополнен пунктом 1-2, согласно которому лица, ответственные за своевременное и в полном объеме представление и обнародование финансовой отчетности, определенные статьей 11 этого Закона, освобождаются от ответственности за нарушение сроков обнародования финансовой отчетности за 2019 год или консолидированной финансовой отчетности за 2019 год вместе с аудиторским отчетом в случае если такая отчетность будет обнародована в период действия карантина, установленного в целях предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), или в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем завершення такого карантина, но не позднее 31 декабря 2020 года, а для предприятий, которые являются эмитентами ценных бумаг, в течение срока, установленного пунктом 7 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», но не позднее 31 декабря 2020 года.


Вам також може бути цікаво

Внесено зміни до Інструкції про порядок нарахування і сплати єдиного соціального внеску щодо домашніх працівників
Внесено зміни до Порядку бронювання військовозобов’язаних і до Критеріїв та порядку, за якими здійснюється визначення підприємств критично важливими
Прийнято та офіційно опубліковано Закон про Держбюджет–2025, яким встановлено соціальні стандарти на 2025 рік
ДПСУ роз’яснила порядок застосування нової ставки військового збору податковими агентами (роботодавцями)
Набрав чинності Закон, яким збільшено ставку військового збору
Набрав чинності новий Порядок бронювання військовозобов’язаних