Пожалуйста, введите пароль.

Пожалуйста, введите пароль подтверждения.

Пароли не совпадают.

Конституционный Суд признал неконституционными нормы статьи 29 Закона о Госбюджете-2020 об ограничении размера заработной платы в бюджетной сфере на период карантина

28 августа 2020 года принято и вступило в силу Решение Конституционного Суда Украины от 28.08.2020 г. № 10-р/2020 (дело № 1-14/2020(230/20). Этим решением КСУ признал не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) положения, в частности, частей первой и третьей статьи 29 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» от 14.11.2019 г. № 294-IX (далее — Закон о Госбюджете-2020).

Как мы уже сообщали, 18 апреля 2020 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год»» от 13.04.2020 г. № 553-IX, которым Закон о Госбюджете-2020 был дополнен статьей 29. Частями первой и третьей этой статьи установлено следующее:

в апреле 2020 года и на период до окончания месяца, в котором отменяется карантин, установленный Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, заработная плата, денежное обеспечение работников, служебных и должностных лиц бюджетных учреждений (включая органы государственной власти и другие государственные органы, органы местного самоуправления) начисляются в размере, не превышающем 10 размеров минимальной заработной платы (далее — МЗП), установленной на 1 января 2020 года (т. е. в размере, не превышающем 47 230 грн.). При этом в указанном максимальном размере не учитываются суммы пособия по временной нетрудоспособности, помощи для оздоровления, материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и оплата ежегодного отпуска;

ограничение, установленное в части первой этой статьи (т. е. 10 МЗП), применяется также при начислении заработной платы, судейского вознаграждения, денежного обеспечения соответственно народным депутатам Украины, судьям, судьям Конституционного Суда Украины, членам Высшего совета правосудия, членам Высшей квалификационной комиссии судей Украины, прокурорам, работникам, служебным и должностным лицам Национального банка Украины, а также другим должностным и служебным лицам, работникам, оплата труда которых регулируется специальными законами (кроме лиц, установленных в перечне, утвержденном Кабинетом Министров Украины в соответствии с частью второй этой статьи).

Таким образом, КСУ признал неконституционными вышеприведенные положения частей первой и третьей статьи 29 Закона о Госбюджете-2020, поэтому с даты принятия решения КСУ, т. е. с 28 августа 2020 года, указанные положения утратили силу. Соответственно, в бюджетной сфере при начислении работникам заработной платы, денежного обеспечения, судейского вознаграждения за август за отработанный период с 1 по 27 августа указанные выплаты начисляются с применением ограничения (т. е. в расчете на месяц в сумме не выше 47 230 грн.), а с 28 августабез применения ограничения.

КСУ в своем решении отметил следующее. Согласно статье 64 Конституции Украины конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины; в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений; не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями 24, 25, 27, 28, 29, 40, 47, 51, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63 Конституции Украины.

Ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина возможно в случаях, определенных Конституцией Украины. Такое ограничение может устанавливаться исключительно законом — актом, принятым Верховной Радой Украины как единственным органом законодательной власти в Украине; установление такого ограничения подзаконным актом противоречит статьям 1, 3, 6, 8, 19, 64 Конституции Украины.

В качестве аргументации своей позиции КСУ в решении отметил, что:

  • отмена или изменение законом о Государственном бюджете Украины объема прав и гарантий и законодательного регулирования, предусмотренных в специальных законах, противоречит статье 6, части второй статьи 19, статье 130 Конституции Украины;
  • одним из составляющих элементов конституционного принципа верховенства права является принцип юридической определенности, которую следует понимать через такие ее составляющие элементы: четкость, ясность, однозначность норм права; право лица в своих действиях рассчитывать на разумную и предсказуемую стабильность существующего законодательства и предвидеть последствия применения норм права (легитимные ожидания). Установление предельного размера заработной платы, денежного обеспечения работников, служебных и должностных лиц бюджетных учреждений (включая органы государственной власти и другие государственные органы, органы местного самоуправления), предусмотренное в апреле 2020 года и на период до завершения месяца, в котором отменяется карантин, установленный Кабинетом Министров Украины, является неопределенным относительно действия во времени и не обеспечивает предсказуемости применения этих норм права;
  • Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти, а потому оспариваемыми положениями статьи 29 Закона о Госбюджете-2020 заработная плата, денежное обеспечение работников, служебных и должностных лиц органов законодательной и судебной власти поставлены в зависимость от исполнительной власти;
  • ограничение предусмотренных оспариваемыми положениями статьи 29 Закона о Госбюджете-2020 выплат является допустимым в условиях военного или чрезвычайного положения, однако такого рода ограничение должно вводиться пропорционально, с установлением четких временных сроков и в строгом соответствии с Конституцией и законами Украины.

Решение КСУ является обязательным, окончательным и таким, которое не может быть обжаловано.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.