Пожалуйста, введите пароль.

Пожалуйста, введите пароль подтверждения.

Пароли не совпадают.

Кабмин утвердил Порядок предоставления и возврата денежных средств, направленных на финансирование пособия по частичной безработице на период карантина

28 апреля 2020 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка предоставления и возврата денежных средств, направленных на финансирование пособия по частичной безработице на период карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» от 22.04.2020 г. № 306 (далее — Постановление № 306). Этот документ принят во исполнение статьи 47-1 Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI (далее — Закон о занятости), о нормах которой мы уже сообщали.

Постановлением № 306 утвержден Порядок предоставления и возврата денежных средств, направленных на финансирование пособия по частичной безработице на период карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2 (далее — Порядок № 306).

Этот Порядок определяет механизм предоставления денежных средств, направленных на финансирование пособия по частичной безработице на период карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2 (далее — карантин; COVID-19), возврата указанных средств в случае нарушения гарантий занятости лиц, которым выплачивалось такое пособие, а также ее размер.

Большинство норм Порядка № 306 повторяет нормы статьи 47-1 Закона о занятости с определенной их детализацией.

Согласно пункту 2 Порядка № 306 пособие по частичной безработице на период карантина (далее — ПЧБПК) — это денежные средства, предусмотренные в бюджете Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы (далее — Фонд), которые предоставляются городскими, районными и горрайонными центрами занятости и филиалами региональных центров занятости (далее — центры занятости) работодателям из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — работодатели) для выплаты ПЧБПК работникам в случае утраты ими части заработной платы вследствие вынужденного сокращения предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) деятельности вследствие карантина.

Остановка (сокращение) деятельности — остановка (сокращение) деятельности работодателя вследствие карантина, которое привело к частичному или полному сокращению продолжительности рабочего времени его работников.

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 306 ПЧБПК предоставляется центром занятости застрахованным лицам, с которыми работодателем оформлены трудовые отношения (кроме лиц, получающих пенсию), в случае утраты ими части заработной платы вследствие вынужденного сокращения предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) деятельности по обращению работодателя для ее выплаты работникам, с которыми не прекращены трудовые отношения.

ПЧБПК предоставляется за каждый час, на который работнику сокращена предусмотренная законодательством продолжительность рабочего времени, из расчета двух третей тарифной ставки (оклада), установленной работнику соответствующего разряда. Размер ПЧБПК не может превышать размера минимальной заработной платы, установленной законом (п. 4 Порядка № 306).

Сумма ПЧБПК предоставляется работодателям на срок остановки (сокращения) деятельности и в течение 30 календарных дней после завершения карантина в случае уплаты работодателем единого социального взноса (далее — ЕСВ) в течение 6 месяцев, предшествующих дате остановки (сокращения) деятельности (п. 5 Порядка № 306).

Выплата работникам ПЧБПК осуществляется работодателем, с которым оформлены трудовые отношения (кроме лиц, работающих у работодателя по совместительству) (п. 6 Порядка № 306).

Работодатель может обратиться за получением денежных средств для выплаты работникам ПЧБПК в течение 30 календарных дней со дня остановки (сокращения) деятельности (п. 8 Порядка № 306).

Выплата работникам ПЧБПК осуществляется работодателем с первого дня сокращения продолжительности их рабочего времени в пределах срока остановки (сокращения) деятельности, но не более 30 календарных дней после завершения карантина (п. 17 Порядка № 306).

В соответствии с пунктом 9 Порядка № 306 для получения ПЧБПК работодатель обращается в центр занятости по месту регистрации его как плательщика ЕСВ и представляет следующие документы:

1) заявление в произвольной форме, в котором, в частности, указывается информация о принадлежности работодателя к субъектам малого или среднего предпринимательства в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины и к которому прилагаются удостоверенные работодателем копии подтверждающих документов о среднем количестве работников и доходе работодателя за календарный год, предшествующий году представления в центр занятости документов, предусмотренных этим пунктом;

2) удостоверенную работодателем копию приказа с указанием даты начала остановки (сокращения) деятельности;

3) сведения о работниках (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта), у которых возникло право на ПЧБПК согласно статье 47-1 Закона о занятости;

4) выданную ГНС справку об уплате ЕСВ за последние 6 месяцев, предшествующих дате остановки (сокращения) деятельности.

В случае если субъект хозяйствования относится одновременно к разным категориям субъектов предпринимательства (далее — СП) по различным критериям, принадлежность к соответствующему СП в целях применения этого Порядка определяется годовым доходом от осуществления любой деятельности за отчетный год. Показатель годового дохода СП от любой деятельности определяется на основании официальных отчетных данных за последние 4 квартала (для СП, представляющего квартальную отчетность) или за последний отчетный год (для СП, представляющего годовую отчетность). Средняя численность работников за отчетный период (календарный год) определяется по данным соответствующей статистической отчетности, где указывается такой показатель.

Обращаем внимание, что согласно абзацу второму пункта 20 Порядка № 306 ПЧБПК не предоставляется работникам, которые получают оплату времени простоя, а также при освоении нового производства (продукции) согласно статье 113 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ).

Таким образом, создается неоднозначная ситуация с правом на получение работниками ПЧБПК: из норм части 1 статьи 47-1 Закона о занятости и пунктов 2–5 Порядка № 306 следует, что работники имеют право на получение ПЧБПК только в случае утраты ими части заработной платы вследствие вынужденного сокращения предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) деятельности вследствие карантина.

Однако главный трудовой документ — КЗоТ не содержит такого понятия как «остановка деятельности вследствие карантина», но содержит термин «простой». Так, согласно статье 34 КЗоТ простой — это приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами.

Таким образом, исходя из норм КЗоТ остановкой деятельности является введение на предприятии или для структурного подразделения или для отдельных работников простоя, что обязательно оформляется изданием приказа руководителем предприятия.

КЗоТ устанавливает минимальную государственную гарантию в оплате труда за время простоя во время карантина. Так, частью первой статьи 113 КЗоТ установлено, что время простоя не по вине работника, в том числе на период объявления карантина, установленного Кабинетом Министров Украины, оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

Следовательно, если из-за карантина работодатель остановил деятельность, то есть ввел для работников простой, то на основании части первой статьи 113 КЗоТ он обязан выплачивать работникам за время простоя оплату в размере не ниже двух третей тарифной ставки (оклада). Но начисление оплаты за время простоя фактически исключает возможность получения от Фонда и выплаты работникам ПЧБПК, учитывая вышеприведенную норму абзаца второго пункта 20 Порядка № 306.

Кроме того, КЗоТ не содержит такого понятия как «сокращение деятельности вследствие карантина», но статья 56 КЗоТ апеллирует терминами «неполный рабочий день» и «неполная рабочая неделя». Введение такого режима работы по инициативе работодателя на период карантина КЗоТ не предусматривает. Более того, часть третья статьи 32 КЗоТ указывает на то, что об изменении существенных условий труда, в частности, установлении или отмене неполного рабочего времени, работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца.

Таким образом, из норм КЗоТ следует, что если работодатель по собственной инициативе, в том числе в период карантина, решил ввести для работников неполное рабочее время, то он должен уведомить работников об этом не позднее чем за два месяца. Если работодатель введет для работников неполное рабочее время, не уведомив их об этом за два месяца, то это будет нарушением законодательства о труде. Такое нарушение влечет наложение штрафа на работодателя в размере минимальной заработной платы за каждое такое нарушение (абз. девятый ч. второй ст. 265 КЗоТ).

Единственная законная возможность быстрого введения для работников неполного рабочего времени — это написание самими работниками заявлений с просьбой установить им неполное рабочее время на период карантина. На основании таких заявлений руководителем предприятия издается приказ о введении для работников неполного рабочего времени на период карантина с указанием конкретного режима работы. В этом случае фактически будет иметь место сокращение рабочего времени для работников и утрата ими части заработной платы, но будет ли это основанием для выплаты работникам ПЧБПК — большой вопрос, поскольку инициаторами введения неполного рабочего времени были сами работники.

То же самое касается и остановки деятельности предприятием с предоставлением работникам на период карантина отпуска без сохранения заработной платы, предусмотренного частью третьей статьи 26 Закона Украины «Об отпусках». Указанный отпуск может быть предоставлен только на основании заявления работника о предоставлении такого отпуска, то есть именно работник (не работодатель) должен быть инициатором ухода в неоплачиваемый отпуск. Но ни в нормах статьи 47-1 Закона о занятости, ни в нормах Порядка № 306 не говорится о том, что ПЧБПК может быть выплачено работнику за период его пребывания в «карантинном» отпуске.

Учитывая вышеизложенные нестыковки норм КЗоТ, с одной стороны, и норм статьи 47-1 Закона о занятости, Порядка № 306, с другой стороны, центры занятости могут отказывать работодателям в предоставлении работникам ПЧБПК. То есть довольно трудно сейчас представить, как документально у работодателя должно быть оформлено «сокращение предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) деятельности вследствие карантина». Также не понятно, что такое «приказ с указанием даты начала остановки (сокращения) деятельности», копию которого работодатель должен предоставить центру занятости для получения ПЧБПК. Если это приказ о введении простоя, время которого подлежит оплате в размере не ниже двух третей тарифной ставки (оклада), то зачем его вообще подавать центру занятости, учитывая, что ПЧБПК не предоставляется работникам, которые получают оплату времени простоя (абз. второй п. 20 Порядка № 306).

Не дают ответа на указанные вопросы и приведенные в приложениях 1 и 2 к Порядку № 306 соответственно Примерный договор о предоставлении пособия по частичной безработице на период карантина и Сведения о лицах, относительно которых выполняются требования части третьей статьи 47-1 Закона Украины «О занятости населения» (далее — Сведения).

Возможно, нормы статьи 47-1 Закона о занятости и Порядка № 306 специально прописывались в вышеизложенных формулировках, чтобы работодатели не могли получить ПЧБПК для работников. Также настораживает то, что финансирование ПЧБПК может осуществляться только в пределах денежных средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда, при этом размер ПЧБПК определяется исходя из финансовых возможностей Фонда (ч. четвертая ст. 47-1 Закона о занятости, п. 7 Порядка № 306).

Таким образом, даже если работодатель предоставит центру занятости все необходимые документы (см. выше), нельзя гарантировать, что Фонд предоставит такому работодателю ПЧБПК для работников, т. е. у Фонда на это может просто не хватить денег, учитывая увеличившееся количество безработных, которым необходимо выплачивать пособие по безработице.

Решение о предоставлении или отказе в предоставлении ПЧБПК принимается областным или Киевским городским центром занятости в течение 3 рабочих дней со дня подачи работодателем вышеуказанных документов (ч. 8 ст. 47-1 Закона о занятости, п. 10 Порядка № 306).

В случае принятия решения о предоставлении ПЧБПК между центром занятости и работодателем в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения заключается договор о предоставлении ПЧБПК, в котором определяются права и обязанности сторон, порядок перечисления работодателю денежных средств Фонда и выплаты работникам ПЧБПК, гарантии занятости работника, которому выплачивается ПЧБПК, ответственность сторон, срок действия договора и порядок разрешения споров (п. 12 Порядка № 306).

Перечисление работодателю денежных средств для выплаты работникам ПЧБПК осуществляется центром занятости на основании Сведений, предоставленных работодателем, ежемесячно в течение 3 рабочих дней после зачисления соответствующих денежных средств на счет центра занятости (п. 15 Порядка № 306).

Работодатель выплачивает ПЧБПК работникам в срок не более чем 3 рабочих дня после поступления денежных средств на счет работодателя по отдельной платежной ведомости для выплаты ПЧБПК (ведомости на выплату денег). Копия указанной ведомости (ведомости на выплату денег) с подтверждением перечисления денежных средств на счет работника подается центру занятости не позднее чем в течение 5 календарных дней после выплаты работникам ПЧБПК (п. 16 Порядка № 306).

В случае нарушения гарантий занятости лиц, которым выплачивалось ПЧБПК (расторжение трудового договора в течение 6 месяцев (если ПЧБПК выплачивалось менее 180 календарных дней — в течение периода, равного периоду выплаты ПЧБПК) со дня окончания выплаты ПЧБПК по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 40 (кроме полной ликвидации или прекращения деятельности работодателя), пунктом 1 части первой статьи 36, частью третьей статьи 38 КЗоТ), денежные средства, полученные работодателем, возвращаются в Фонд в полном объеме в размере выплаченного уволенному лицу ПЧБПК (ч. 6 ст. 47-1 Закона о занятости, п. 20 Порядка № 306).

Период выплаты ПЧБПК в случае, когда работодателем принимались меры по предотвращению возникновения и распространения COVID-19, предусмотренные карантином, не учитывается при рассмотрении обращения относительно следующего получения ПЧБПК в случае, предусмотренном статьей 47 Закона о занятости (п. 18 Порядка № 306).

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.


Вам также может быть интересно

Определен перечень категорий работников бюджетной сферы, на которых не распространяется ограничение заработной платы максимальным размером на период карантина
Кабмин продлил карантин, но отменил ряд ограничений и установил этапы ослабления противоэпидемических мероприятий
Внесены изменения в Инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан
Внесены изменения в Инструкцию о служебных командировках в пределах Украины и за границу
Кабмин продлил действие карантина до 22 мая 2020 года, но отменил ограничения по некоторым видам деятельности субъектов хозяйствования
Внесены изменения в Закон о Госбюджете-2020, которыми выделены денежные средства для доплат медицинским работникам, а также ограничен размер зарплат в бюджетной сфере и на госпредприятиях