Індикатор надійності

Підказка: Пароль повинен мати щонайменше 12 символів. Щоб зробити його сильнішим, використовуйте великі та маленькі букви, цифри, та спеціальні символи.

Суд признал незаконным постановление Кабмина, которым утвержден Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде

Еще в 2019 году ООО «Единая служба правовой помощи» и физическое лицо – предприниматель обратились в Окружной административный суд г. Киева с иском к Кабинету Министров Украины о признании противоправным и недействительным постановления Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде» от 21.08.2019  № 823 (далее — Постановление № 823).

Окружной административный суд г. Киева своим решением от 28.04.2021 по делу № 640/17424/19 удовлетворил административный иск ООО и физического лица – предпринимателя, признав противоправным и недействительным Постановление № 823.

Однако Государственная служба Украины по вопросам труда (далее — Гоструда) и Кабинет Министров Украины подали апелляционные жалобы на решение Окружного административного суда г. Киева.

Шестой апелляционный административный суд постановлением от 14.09.2021 по делу № 640/17424/19 оставил без удовлетворения указанные апелляционные жалобы, а решение Окружного административного суда г. Киева от 28.04.2021 — без изменений, тем самым признал противоправным и недействительным Постановление № 823.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховном Суде.

Напомним, что Постановлением № 823 утверждены:

Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее — Порядок контроля);

Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде (далее — Порядок надзора).

Порядок контроля определяет процедуру осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами (в частности их структурными и обособленными подразделениями, не являющимися юридическими лицами) и физическими лицами, использующими наемный труд (далее — объект посещения). Меры государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, кроме мероприятий по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, осуществляются в соответствии с требованиями Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007  № 877-V (далее — Закон № 877) и с учетом пунктов 2–4 Порядка контроля (п. 1 Порядка контроля).

Порядок контроля устанавливает две формы осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде — инспекционное посещение и невыездное инспектирование.

Мероприятия государственного контроля за соблюдением законодательства о труде по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений осуществляются в форме инспекционных посещений, проводимых инспекторами труда Гоструда и ее территориальных органов (п. 2 Порядка контроля).

Порядок надзора определяет основные задачи и процедуру осуществления Гоструда и ее территориальными органами государственного надзора за соблюдением законодательства о труде исполнительными органами местных советов и центральными органами исполнительной власти.

В решениях судов, которыми признано недействительным Постановление № 823, указано, что Кабинетом Министров Украины при принятии Постановления № 823 не соблюдены нормы Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003  № 1160-IV (далее — Закон № 1160) и Закона № 877. В частности, еще на этапе рассмотрения проекта Постановления № 823 Государственная регуляторная служба Украины приняла решение об отказе в согласовании проекта данного регуляторного акта. Вместе с тем при отсутствии решения Государственной регуляторной службы о согласовании проекта Постановления № 823 Гоструда подала его на рассмотрение Правительства, которое приняло Постановление № 823, нарушив нормы статьи 25 Закона № 1160.

Кроме того, Постановлением № 823, которым утвержден Порядок контроля, введено безосновательное наделение полномочиями на осуществление государственного надзора (контроля) органов, которым законом такие полномочия не предоставлены. Закон № 877 и Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» не предусматривают никаких полномочий исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных громад на осуществление ими государственного надзора (контроля). Однако пункты 2 и 3 Порядка контроля предусматривают полномочия исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных громад на осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Часть 4 статьи 4 Закона № 877 предусматривает, что исключительно законами устанавливаются органы, уполномоченные осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности; способ и формы осуществления мероприятий осуществления государственного надзора (контроля); санкции за нарушение требований законодательства и перечень нарушений, которые являются основанием для выдачи органом государственного надзора (контроля) предписания, распоряжения или другого распорядительного документа. Орган государственного надзора (контроля) не может осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, если закон прямо не уполномочивает такой орган на осуществление государственного надзора (контроля) в определенной сфере хозяйственной деятельности и не определяет полномочия такого органа при осуществлении государственного надзора (контроля).

Учитывая вышеизложенное, суды первой и апелляционной инстанций признали противоправным и недействительным Постановление № 823, но Гоструда и Кабмин могут подать кассацию в Верховный Суд.

На данный момент с 14.09.2021 — дня принятия Шестым апелляционным административным судом постановления от 14.09.2021 должны быть приостановлены мероприятия государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, которые проводятся на основании норм Постановления № 823 и утвержденного им Порядка контроля, т. е. фактически запрещены инспекционные посещения и невыездные инспектирования, в документе о проведении которых (приказе и направлении) упоминаются Постановление № 823 и Порядок контроля. Если же проверяющие после 14.09.2021 хотят зайти на территорию предприятия для проведения инспекционного посещения с целью выявления неоформленных трудовых отношений, то их можно не допускать к проведению такого мероприятия.

В то же время возможно проведение плановых и внеплановых проверок работодателей на основании норм Закона № 877.


Вам також може бути цікаво

Кабмін затвердив нові Порядки бронювання військовозобов’язаних та критерії визначення підприємств критично важливими
Кабмін продовжив на три місяці строк дії відстрочок від мобілізації для заброньованих працівників
Кабмін затвердив Порядок проведення призову громадян на військову службу під час мобілізації, яким визначено обов’язки роботодавців
Кабмін вніс зміни до Порядку організації та ведення військового обліку призовників, військовозобов’язаних та резервістів
Збільшено адміністративні штрафи за порушення правил військового обліку та законодавства про мобілізацію
З 18 травня 2024 року до низки законодавчих актів внесено зміни, спрямовані на удосконалення проведення заходів мобілізації